Год Прядущего Мизгиря. Охота на слова

Александр Ерошкин
Год Парящего Орла  продолжается, впереди 2020 год - Год Прядущего Мизгиря.
Когда я слышу слово МИЗГИРЬ, первое, что приходит на ум, - это чудесная сказка Александра Островского «Снегурочка» и её один из  главных  героев  со столь необычным именем – Мизгирь.
 
Смотрим словарь Владимира Ивановича Даля.

МИЗГИРЬ м. сев. вост. паук, муховор; || земляной, злой паук, тарантул; || малышок, малютка; слабосильный, мозгляк; || новг. плакса. Мизгиря убьешь — сорок грехов сбудешь. Правда, что у мизгиря в тенетах: шмель пробьется, а муха увязнет. Бойтесь, мошки, господина честного, мизгиря толстого! Запутался, что мизгирь в тенетах. Как мизгирь, из себя нитку тянет. Мизгириха ж. вят. перм. верещанка, сковородная яичница. Мизгирев, ему принадлежащий; мизгирячий им свойственный, принадлежащ. Мизгирный, к нему относящийся. Мизгирина ж. паутина, паучина. Толковый словарь живого великорусского языка

Похоже, Александр Николаевич Островский прекрасно знал, какой репутацией пользуется тот, кого называют мизгирем. И всё-таки назвал так героя своей сказки, чтобы показать, насколько сильно то чувство, которое называется любовью, и как она возвышает человека.

Итак, напомню некоторые моменты сказки «Снегурочка».
Действие происходит в доисторическое время в стране берендеев.  Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева. В него влюблена красавица Купава. Мизгирь тоже искренне её любит. Об этом Купава рассказывает дочери Весны и Мороза, растущей несколько лет в берендеевом царстве,  Снегурочке:

Я-то,
Снегурочка, а я-то как счастлива!
От радости и места не найду,
Вот так бы я ко всякому на шею
И кинулась, про радость рассказала,
Да слушать-то не все охочи. Слушай,
Снегурочка, порадуйся со мной!
Сбирала я цветы на Красной горке,
Навстречу мне из лесу молодец,
Хорош-пригож, румяный, круглолицый,
Красен, кудряв, что маковый цветок.
Сама суди, не каменное сердце,
Без милого не проживешь, придется
Кого-нибудь любить, не обойдешься.
Так лучше уж красавца, чем дурного.
Само собой, по скромности девичьей,
Стараешься ретивое сердечко
Удерживать немного; ну, а все же
На всякий час не спасешься. Парень
Пригож собой, жениться обещает,
Да так-то скор, да так-то скор, что, право,
Скружит совсем, ума не соберешь.
Ну что и как... уж долго ль, коротко ли,
А только мы сдружились. Он богатый
Отецкий сын, по имени Мизгирь,
Торговый гость из царского посада.
Родители мои, конечно, рады
Моей судьбе; а он уж так-то клялся
В Ярилин день, на солнечном восходе,
В глазах царя венками обменяться
И взять меня женой, тогда прощайте.
В его дому, в большом посаде царском,
На всем виду, богатою хозяйкой
Забарствую.  Сегодня мой Мизгирь
Приедет к нам в слободку спознаваться
С девицами и парнями. Увидишь,
Порадуйся со мной!
 
Богат Мизгирь, денег у него много, он их с охотой раздаривает  подружкам Купавы, а ещё отдает им  мешок с орехами и пряниками.

Не жаль для вас ни гривны, ни полтины,
Не жаль рубля девицам подарить.
Орехов вам и пряников печатных
Корабль пришел.
 
Деньги, эти всесильные тени всего, что создано и оценено на Земле, выделяют тех, у кого золота, серебра и рублей много. Тени возвышают над обществом владельцев больших денег, и это даёт основания Мизгирю заглядываться на других девушек, подобно пауку заманивать их в свои сети.  Не отсюда ли имя такое? Деньги дают власть над людьми и прав больше, чем у других. И он предаёт доверившуюся ему Купаву,  увлекается сперва другими девушками, а потом и Снегурочкой,  хотя у неё холодное сердце. Купава жалуется на изменника самому царю Берендеев и тот решает изгнать Мизгиря из своего царства, где не должно быль обездоленных.
Мизгирь просит:

Великий царь, отсрочь мое изгнанье, -
Огонь любви моей воспламенит
Снегурочки нетронутое сердце.
Клянусь тебе великими богами,
Снегурочка моей супругой будет,
А если нет - пускай меня карает
Закон царя и страшный гнев богов!

Пастушок Лель, этот весёлый и  солнечный  парень,  но не имеющий много денег на дорогие подарки,  не смог растопить ледяное сердце Снегурочки и обратил внимание на Купаву, брошенную Мизгирём:

Без ласки жить нельзя же пастушонку!
Не пашет он, не сеет; с малолетства
На солнышке валяется; лелеет
Весна его и ветерок ласкает.
И нежится пастух на вольной воле.
В уме одно: девичья ласка, только
И думаешь о ней.

Снегурочка не способна на ласку отвечать лаской, и Лель это понял. Он говорит:

А стоило хоть словом приласкать
Поласковей, и ты б закабалила
Меня навек и волю отняла.

Снегурочка боится Мизгиря, отвергает его ухаживания, её не интересуют его деньги и дорогие подарки. Она просит её оставить. Он же думает по-другому:

Не оставлю
Твоей руки, пока в мольбах и стонах
Не выскажу тебе, как ноет сердце,
Какой тоской душа больна. Не знала
До сей поры она любви страданий,
Утехи лишь известны ей; а сердце
Приказывать привыкло, не молило,
Не плакало оно. Перед тобою
В слезах стоит не мальчик, гордый духом
Смиряется. Доселе я не плакал
И даже слов не тратил много, - только
Рукой манил девиц делить любовь
И золото бросал за ласки; ныне
Сломился я под гнетом жгучей страсти
И слезы лью. Смотри, колена клонит
Перед девчонкой гордый человек.

Он не теряет надежды подкупить её. 

Поищем средства
Желанного достичь по доброй воле.
Снегурочка, у острова Гурмыза,
Где теплое бушующее море
На камни скал прибрежных хлещет пену,
Пускаются без страха водолазы
Отважные искать по дну морскому
Прибыточной добычи. Я пытался,
Удачи ждал; давал большую цену
За жизнь людей и посылал на дно
За жемчугом проворных водолазов,
И вынес мне один зерно такое,
Какого нет в коронах у царей,
Ни у цариц в широких ожерельях.
Купить его нельзя; полцарства стоит
Жемчужина. Сменяться? - Вещи равной
Не подберешь. Ценой ему равна,
Снегурочка, одна любовь твоя.
Сменяемся, возьми бесценный жемчуг,
А мне любовь отдай.

Снегурочка и этот подарок отвергает:

Бесценный жемчуг
Себе оставь; недорого ценю я
Свою любовь, но продавать не стану:
Сменяюсь я любовью на любовь,
Но не с тобой, Мизгирь.

Он настойчив:
Отдашь и даром.
Довольно слов, довольно убеждений!
Бросай венок девичий! Ты жена,
Снегурочка. Поклялся я богами
Перед царем и клятву исполняю.

Снегурочка выпрашивает у матери-Весны чувство любви.

Какое я сокровище храню
В груди моей. Ребенком прибежала
Снегурочка в зеленый лес - выходит
Девицею с душой счастливой, полной
Отрадных чувств и золотых надежд.
Снесу мой клад тропинкой неизвестной;
Одна лишь я по ней бродила, лешим
Протоптана она между болотом
И озером. Никто по ней не ходит,
Лишь лешие, для шутки, горьких пьяниц
Манят по ней, чтоб завести в трясину
Без выхода.

Идет Снегурочка в  лес и там встречает Мизгиря. Она сперва убегает от него, он преследует, убеждает, и они оба понимают, что не могут друг без друга. Их чувства искренни. Не страхом полна душа Снегурочки:

Какая прелесть
В речах твоих! Какая смелость взора!
Высокого чела отважный вид
И гордая осанка привлекают,
Манят к тебе. У сильного - опоры,
У храброго - защиты ищет сердце
Стыдливое и робкое. С любовью
Снегурочки трепещущая грудь
К твоей груди прижмется.

Мизгирь тоже искренен:

Жадным слухом
Ловлю твои слова, боюсь поверить
Блаженству я, Снегурочка.

Она счастлива быть рядом:

О милый,
Прости меня! Чего-то я боялась,
Смешно самой и стыдно, берегла
Какое-то сокровище, не зная,
Что все, что есть на свете дорогого,
Живет в одном лишь слове. Это слово:
Любовь.

Но эта любовь смертельно опасна для Снегурочки:

Милый,
Позволь взглянуть в твое лицо, в огонь
Твоих очей вглядеться! Слушай, прежде
Считала я девичью миловидность,
Сребристый пух ланит и нежность кожи
За лучшую красу. Не понимаю,
Слепа, глупа была. Да разве можно
Красу девиц равнять с твоей красою?
Незрелый цвет девичьей нежной кожи
Равнять с мужским румянцем загрубелым?
Снегурочка твоя, бери в свой дом
Жену свою, - любить и нежить буду,
Ловить твой взгляд, предупреждать желанья.
Но, милый мой, бежим скорее, спрячемся
Любовь свою и счастие от Солнца,
Грозит оно погибелью! Бежим,
Укрой меня! Зловещие лучи
Кровавые страшат меня. Спасай,
Спасай свою Снегурочку!

Мизгирь пока не верит в особую судьбу своей Снегурочки:

Дитя,
Спасать тебя? Любовь твоя - спасенье
Изгнаннику. На солнечном восходе
Мизгирь тебя супругою покажет,
И царский гнев правдивый укротится,
И, милостью богатый, Берендей
Младой чете свою окажет ласку.

Вот последний их диалог в пьесе-сказке Островского:

С н е г у р о ч к а
(на коленях)

Завет отца и матери, о милый,
Не смею я нарушить. Вещим сердцем
Почуяли они беду, - таить
Велели мне мою любовь от Солнца.
Погибну я! Спаси мою любовь,
Спаси мое сердечко! Пожалей
Снегурочку!

М и з г и р ь

Покорными сердцами
Привыкла ты владеть, привыкла тешить
Угодами обычай прихотливый.
Но сердцем я не мальчик - и любить,
И приказать умею: оставайся!

С н е г у р о ч к а

Не прихоть, нет. В руках твоих погибнет
Снегурочка!

М и з г и р ь

Оставь ребячьи страхи
Неведомой беды! Но если вправду
Беда придет - тогда погибнем вместе.

С н е г у р о ч к а

Смотри, смотри! Все ярче и страшнее
Горит восток. Сожми меня в объятьях,
Одеждою, руками затени
От яростных лучей, укрой под тенью
Склонившихся над озером ветвей…


Сгореть от любви могут лишь широкие души. Александр Островский поставил вопрос о великом влиянии любви и доказал, что даже человек с характером и жизненными принципами паука способен нешуточно влюбиться и пожертвовать собой во имя этой любви.

Помнить будем об этих сценах, встречая 2020 год.

 По славянскому календарю Новый год наступит в дни весеннего равноденствия с 20 на 21 марта 2020 года,  пройдет под покровительством Прядущего Мизгиря, то есть  Паука. Год под таким символом проходит один раз в 16 лет, поскольку славянский календарь содержит 16 годовых циклов.

В  славянской старине паук был одним из воплощений домового, один из признаков чистоты. Считалось, что пауков убивать нельзя,  поскольку  паук в доме – защитник от злых духов, от нечистой силы.  Поговорка «Мизгиря убьешь — сорок грехов сбудешь», приведённая в словаре Даля, отражает, видимо, традиции Запада, навязываемые с воцарением Романовых, зачистивших следы реального прошлого и создавших лживую историю, чтобы удержаться у власти. Кстати, мы живём по этой лживой истории, её изучают в школах, в соответствии с нею отмечаются праздники. Многие факты не на один раз опровергнуты, но время отказаться от лжи и признать истину пока не пришло. Мои хорошие знакомые из рода уральских казаков трепетно относились к паукам, считали появление паука в доме – к письму.

Слово ПАУК стоит того, чтобы посвятить ему отдельную растолковку. Отмечу главное: паук – сложное слово, корень ПА указывает на подобие, похожесть, а УК – второй корень, такой же мы найдём в словах наУКа, УЧение, УЧёба.

Год назван в честь прядущего паука. Запомните: ПРЯДУЩЕГО. У меня есть растолковка «Прясть и сучить. Охота на слова», написанная в прошлом году, в ней подробно рассмотрено слово ПРЯСТЬ. Напомню: прясть - крутить нить из волокон, тянуть из чего и сучить нитку (по Далю). Это то, чем прежде всего занимается паук, – вытягивает из желёз специальные нити, а потом из нитей плетёт паутину. Если сравнить эти действия с человеческой жизнью, то речь должна идти о связях между людьми, о сложнейших переплетениях судеб, фактов, событий, взаимосвязь причин и следствий.

Мне думается, что год Прядущего Мизгиря станет успешным и для ведения домашнего хозяйства,  и для бизнеса, и для налаживания родственных и рабочих отношений. Что же касается мировой истории, то в 2020 году будут выявлены и озвучены, оглашены, опубликованы, освещены примеры подмены правды и истины ложными фактами. Мы узнаем так много нового, что в нас окрепнет желание жить правдой,  и мы научимся требовать восстановления истины и справедливости.

Год Прядущего Мизгиря начнётся 21 марта 2020 года в весеннее равноденствие. Назову годы нынешнего века и века минувшего под этим символом. 
2004.  1988.  1972.  1956.  1940.  1924.    1908.
Развитие идёт циклично, и по характеру и особенностям прошлых лет мы с большой долей вероятности можем судить о том, что год грядущий нам готовит.

И небольшая справка о перечне годов в славянском календаре.

— Прядущий Мизгирь, или Паук 2020
— Кричащий Петух 2021
— Тур Золотые Рога 2022
— Огнегривый Конь 2023
— Тёмный Сох, или Лось 2024
— Жалящий Шершень 2025
— Притаившийся Лют, или Волк  2026
— Огненная Векша, или Белка  2027
— Жемчужная Щука  2028
— Бородатая Жаба   2029
— Дикий Вепрь  2030
— Белый Филин  2031
— Шипящий Уж  2032
— Крадущийся Лис  2034
— Свернувшийся Ёж  2035
— Парящий Орёл   2036.

Остаётся ответить на часто возникающий вопрос, почему о восточных календарях нам прожужжали все уши, а о славянском очень редкая информация. Всё потому, что восточные календари и гороскопы рассчитаны на продажу. Целая индустрия работает на это, естественно, много рекламы, часто агрессивной, чтобы сформировать чуть ли не ажиотажный спрос.  До нового года ещё ого-го сколько времени, а в продаже уже миллионы наименований товаров. А славянские календари особо и не афишируются. Кому надо, те находят. Русские вообще не привыкли торговать, особенно тем, что составляет основы русского мира, русского духа.