Азбука Ахматовой - Брюсов, Булгаков, Бунин

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Валерий Брюсов, Михаил Булгаков, Иван Бунин
* * *
Брюсов Валерий

БРЮСОВ ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1873, Москва - 1924, Москва), поэт-символист.    В 1920 вступил в компартию, работал в Наркомпросе, возглавлял президиум Всероссийского союза поэтов.

27 сентября 39. По дневнику видно, какой дурной был человек. Одна запись: “Под видом массажа крутил руки брату”. А брат был болен. Гадость какая! И зачем это записывать? Он полагал, что он гений, и потому личное поведение несущественно. А гениальности не оказалось. И судить пришлось на общих основаниях. Административные способности действительно были большие. Но и только. Для русской культуры он человек несомненно вредный, потому что все эти рецепты стихосложения – вредны.

18 ноября 41. А.А. на улице, об очень нелюбимом ею Брюсове:
- Он знал секреты, но не знал тайны.
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

1910. Многоуважаемый Валерий Яковлевич, посылаю Вам четыре свои стихотворения. Может быть, Вы сочтете возможным напечатать которое-нибудь из них. Я была бы бесконечно благодарна Вам, если бы Вы написали мне, надо ли мне заниматься поэзией. Простите, что беспокою..

26 апреля 59. Брюсова она ругает недостаточно, он ей представляется ученым, а он был невеждой… Брюсов и Бальмонт, кидались друг на друга, как вепри, и спорили, кто из них первый поэт.

10 января 63. Валерий Яковлевич туп…
                А. Ахматова
* * *
Булгаков Михаил

БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ (1891, Киев - 1940, Москва), писатель,  автор  романа  “Мастер  и  Маргарита”. Родился  в  семье  преподавателя  Киевской  духовной академии. Окончил медицинский факультет  Киевского университета.

31 мая 60. «Союз Профессиональных Убийц» - так называл Союз Писателей  Булгаков.
Лидия Чуковская. Записки об Ахматовой

“Приобрел  известность  памфлетами  против  советского  строительства... В  романе  “Белая  гвардия”  тенденциозно  скрыта  классовая  и  контрреволюционная  сущность  белогвардейского движения  и  наоборот, тенденциозно  изображает  отрицательные  стороны  нашего  быта...”
                МСЭ, 1930


Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
О, кто поверить смел, что полоумной мне,
Мне, плакальщице дней погибших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Всех потерявшей, все забывшей, —
Придется поминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь смертельной боли.

Анна Ахматова 1940. Фонтанный дом.
* * *

Бунин Иван

БУНИН ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ (1870, Воронеж - 1953, Париж), писатель. Лауреат Нобелевской премии.

Ахматова терпеть не могла Бунина, который написал на нее очень злую эпиграмму. (“В мое время это было всем известно: кто самый злой? - Бунин”. “Бунин не мог простить всему человечеству, что он гимназии не кончил”.)
                Из воспоминаний  Роскиной об Ахматовой

Ташкент. 30 декабря 41. Заговорили о Бунине. Она не любит его стихов, чему я рада, так не люблю их тоже.
- «Вялые стихи, обо всем на свете, рассчитанные на академическую благовоспитанную публику. Сокровищ в них не ищите…
Поэты 90-х годов погибали от безвкусицы эпохи, не в силах были ее побороть, а Бунин был вполне удовлетворен своей эпохой. Когда при нем появился Блок, повеял новый ветер, он надел наушники, напульсники, набрюшники, думал, что так и должен вести себя классик…»

Затем она заговорила об эмигрантах – о том с каким негодованием встречены были ими стихи «Не с теми я, кто бросил землю». Недавно ей показали строки Бунина , явно написанные про нее, хотя имя ее там не упомянуто. Она прочитала мне эти стихи наизусть. Там муфта, острые колени, принца ждет, беспутная, бесполая. Стихи вялые, бледные. Ее внешний образ составлен из альтмановского портрета и из «Почти доходит до бровей/Моя незавитая челка».
Мне было стыдно подтвердить на ее спрос: да, это про вас. Стыдно за Бунина.
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой