Абд ал-Халик ал-Ахти - кади Самурского округа

Али Албанви
АЛ-АХТИ, ‘АБД АЛ-ХАЛИК-ЭФЕНДИ ИБН ‘АБД АР-РАХМАН-ЭФЕНДИ (1812–1878) — кади Самурского округа. Участник антицарского восстания 1877 года. В период от 10–30 ноября 1877 года состоялся суд, на котором ‘Абд ал-Халик-эфенди был вынесен смертный приговор (через повешение). Казнь состоялась в последних числах 6 апреля 1878 года.

‘Абд ал-Халик-эфенди, известный также под кратким прозвищем «Эфенди», родился в конце месяца джумада ал-ахира 1227 г. хиджры, т. е. в начале июля 1812 г., в семье ахтынского учёного-богослова ‘Абд ар-Рахман-эфенди ал-Ахти, и принадлежал к потомственной духовной элите сел. Ахты. Он происходил из ахтынского рода, именуемого в арабоязычных книгах как род (кабила) «ал-Балади», и был прямым потомком учёного ал-хаджжи Хашим-эфенди ал-Ахти, который был руководителем медресе в своем селении в конце XVII — начале XVIII в. Судя по всему, Хашим-эфенди был авторитетным духовным деятелем своего времени, поскольку ‘Абд ал-Халик-эфенди подчеркивал свое родство с ним. Известны имена и других представителей рода «ал-Балади». К примеру, сохранились арабские рукописные книги, которые переписал современник ‘Абд ал-Халик-эфенди — ‘Али-ага б. Малла ‘Абд ал-Гани б. Мустафа б. Каламтар ал-Ахти ал-Балади. Первоначальное образование ‘Абд ал-Халик, вероятно, получил у своего отца, а затем продолжил его у разных наставников, как это было тогда принято. Превратившись в крупного богослова, авторитетного знатока религиозных наук, ‘Абд ал-Халик-эфенди сам занялся преподаванием.

В коллекции рукописей Ахтынского краеведческого музея хранится джуз Корана, переписанный Малла Исма‘илом б. Муса ал-Хуруки из сел. Хрюг (лезг. Хуьруьг, ныне село в Ахтынском районе Дагестана) «ради своего благороднейшего наставника и высокопочитаемого друга ‘Абд ал-Халик-эфенди, сына ‘Абд ар-Рахман-эфенди ал-Ахти, что из потомков (авлад) ал-хаджжи Хашим-эфенди ал-Ахти». ‘Абд ал-Халик-эфенди передал этот джуз в вакф ахтынской Джума-мечети в 1265/1848-49 г.

Имеются сведения о трёх браках ‘Абд ал-Халик-эфенди. 25-го рамадана 1248 г. по хиджре (15 февраля 1833 г.), в возрасте 20 лет он женился на дочери ахтынца Ибрахим-эфенди, сына Урдухан-эфенди, по имени Му’минат. Второй брак был заключен 26-го числа месяца зу-л-хиджжа 1265 г. (12 ноября 1849 г.), когда он в возрасте 37 лет женился на Тукезбан, дочери Малла б. Джами-эфенди. Отец Тукезбан приходился сыном дяди ‘Абд ал-Халик-эфенди по отцу. Таким образом, второй женой ‘Абд ал-Халик-эфенди была дочь его двоюродного брата. Следовательно, Джами-эфенди был братом ‘Абд ар-Рахман-эфенди ал-Ахти, отца ‘Абд ал-Халик-эфенди.

В арабоязычной биографии указано, что начальником Самурского округа в это время (1849 г.) был полковник М.Х. Шульц (1806–1888), сменивший на этой должности полковника Ф.Ф. Рота (1793–1880) (отца широко известной Нины Рот (1831–?), и её мужа-ахтынца генерал-майора ‘Али-Султана ал-Ахти (ум. 1877)), вскоре после бурных событий, связанных с осадой Ахтынской крепости в сентябре 1848 г. А 2-го мухаррама 1276 г. (1 августа 1859 г.) 47-летний ‘Абд ал-Халик-эфенди женился на Зайнаб, дочери ал-хаджжи ‘Абд ал-Хамид-эфенди ал-Кучаки из сел. Кучаха. Начальником (хаким) Самурского округа (мамлакат Санбур) в это время был подполковник (бутпулкуник) Брусилов. Брак был заключен в лезгинском селении Дашагыл (Дашакул, ныне село располагается в Огузском районе Республики Азербайджан).

Арабоязычная биография содержит подробные сведения о детях богослова ‘Абд ал-Халик-эфенди. В 1249/1833–34 г. у него родился сын, получивший имя деда — ‘Абд ар-Рахман. Однако через день младенец скончался. 3-го числа месяца раби‘ ал-ахар 1251 г. хиджры / 22 июля 1835 г. у него родилась дочь, которую назвали Пери. Затем родилась дочь Халисат, но через 6–7 месяцев она умерла. В 1254/1838–39 г. родилась дочь Хава, однако и она умерла в том же году «через 6–7 или 10 месяцев». Затем, 20-го раджаба 1256 г. (17 сентября 1840 г.) родилась дочь, которую вторично назвали именем Хава. В месяце зу-л-хиджжа 1258 г. хиджры, «по прошествии месяца с начала зимы, в понедельник, в обеденное время, вскоре после дней ат-Ташрик» (первый понедельник после этих дней приходится на 16 января 1843 г.) у ‘Абд ал-Халик-эфенди рождается долгожданный «дорогой сын», которого вторично нарекли именем деда — ‘Абд ар-Рахман. Однако через семь месяцев мальчик скончался. В 1260 г. хиджры (21.01.1844 – 09.12.1845 г.) рождается дочь, которую вторично назвали Халисат.

Ценные сведения о биографии и семье ‘Абд ал-Халик-эфенди выявлены дагестанским исследователем-арабистом З.Ш. Закарияевым (род. 1971) в одной из арабоязычных рукописей собрания Национального музея Республики Дагестан имени А. Тахо-Годи (г. Махачкала). Согласно этим данным, у ‘Абд ал-Халик-эфенди было две старшие сестры. Одна из них, по имени Бегим-Ага, родилась в 1223/1808–09 г. и была старше на четыре года, а самая старшая сестра Гехвер-Султан родилась в 1220/1805–06 г. и была старше него на семь лет. Семейная хроника далее сообщает:
 
«Родился Абу Муслим в месяце рамадан, в середине лета, в 1230 г.», т. е. в августе 1815 г. Предположительно, речь идет о младшем брате ‘Абд ал-Халик-эфенди. «Он умер в 1232/1816–17 г. Затем родился Абу Муслим второй, после смерти первого, в месяце сафар, в начале зимы, во вторник, в 1233 г. (дата приходится на декабрь 1817 г.). Затем он также умер в 1237 г. (1821–22 г.). Родился Ибрахим-Халил, сын Шу‘айба [по всей видимости, Шу‘айб был мужем дочери ‘Абд ал-Халик-эфенди, его зятем], в конце осени 1273 г., в месяце сафар (октябрь 1856 г.), — да взрастит его Аллах прекрасным растением! Родился ‘Абд ал-Гаффар сын Шу‘айба в начале осени 1279 г. (сентябре 1862 г.), — да взрастит его Аллах прекрасным растением! Родилась его (Шу‘айба) дочь Сафият в 1271/1854–55 г. Родилась дочь Шу‘айба Му’минат в 1282/1865–66 г. Родился ‘Абд ал-Кахир, сын Шу‘айба и внук кадия ‘Абд ал-Халик-эфенди, по прошествии 19 дней весны, в 14-й день благословенного месяца Аллаха, запретного зу-л-хиджжа 1284 г. (8 апреля 1868 г.), — да взрастит его Аллах прекрасным растением! Родился ‘Абд ал-Кадир, сын Шу‘айба и внук кадия ‘Абд ал-Халик-эфенди, в среду, в 13-й день благословенного месяца Аллаха, запретного зу-л-хиджжа 1289 г., в конце зимы (11 февраля 1873 г.), — да взрастит его Аллах прекрасным растением! Аминь!».

Глубокие познания в исламских науках способствовали назначению ‘Абд ал-Халик-эфенди кади (шари‘атский судья) Самурского округа. Это произошло 26 рамадана 1279 г. хиджры / 17 марта 1863 г., т.е. почти через четыре года после смерти поэта и кади Мирза-‘Али-эфенди ал-Ахти (1771–1859). ‘Абд ал-Халик-эфенди занимал эту высшую должность мусульманского духовенства региона в течение 14 лет, вплоть до подавления восстания 1877 г. в Самурском округе. ‘Абд ал-Халик-эфенди был одним из главных вдохновителей и руководителей вспыхнувшего в начале октября 1877 г. в Самурском округе антироссийского восстания, охватившего весь Дагестан. После подавления восстания в округе в ноябре того же года царские власти приступили к репрессиям против его участников.

Множество жителей Самурского округа было выслано во внутренние губернии России и в Сибирь, а руководители восстания были приговорены к смертной казни. По свидетельству очевидцев, ‘Абд ал-Халик-эфенди мужественно принял казнь, не проронив ни единого стона и поразив присутствующих абсолютным равнодушием к смерти. Российский генерал А.В. Комаров (1830–1904), руководивший подавлением восстания, высказался по этому поводу так: «Если его преступления не были столь тяжкими, за такую стойкость его бы следовало помиловать».

Казнь через повешение 65-летнего ‘Абд ал-Халик-эфенди состоялась 4-го ша‘бана 1295 / 6 апреля 1878 г. Место его захоронения и надмогильный памятник на сегодняшний день не обнаружены. Предстоит большая работа по изучению жизни и творческого наследия учёного. По всей видимости, ‘Абд ал-Халик-эфенди был владельцем большой рукописной библиотеки, от которой сохранились лишь крупицы. Выявление его рукописей позволило бы глубже ознакомиться с деятельностью блестяще образованного представителя духовной элиты лезгинского народа.




Автор: ‘Али Албанви



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-АХТИ, АЛ-АХДИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Ахты (лезг. Ахцагь, Ахцегь) Самурского округа (ныне Ахтынский р-он, Южный Дагестан). На лезгинском яз.: «Ахцагь». В арабском языке со времен средневековья утвердилось написание топонима как «Ахти».

АЛ-АХТИ, ‘АЛИ-АКА (АГА) Б. МАЛЛА ‘АБД АЛ-ГАНИ Б. МУСТАФА Б. КАЛАМТАР АЛ-БАЛАДИ — южнодагестанский богослов. В 1865–1877 года им переписаны хадисы, касыды, рукописи по догматике. Переписчик сочинения «ар-Рисала ал-мавсума би-Умм ал-барахин». Автор: Абу ‘Абд Аллах Мухаммад б. Йусуф б. ‘Умар б. Шу’айб ал-Хасани ат-Талимсани ас-Сануси (ум. в 892/1486 г.) — известный суфий, автор работ по догматике. Сочинение по вопросам догматике. Другое название: «‘Акидат ахл ат-таухид ас-сугра» («Сжатое изложение [воззрений] людей единобожия»). Дата переписки: 1281/1865 год.

АЛ-АХТИ, ‘АЛИ-СУЛТАН (НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ БЕННЕТ) (ум. 1877) — генерал-майор Русской Императорской Армии. Родился в сел Ахты. В 50-х годах XIX в. служил в русской крепости на территории села. Полюбил русскую девушку Нину Рот (1831–?), дочь коменданта Ахтынской крепости генерал-лейтенанта Ф.Ф. Рот (1793–1880). Любовь оказалась взаимной: ‘Али-Султан принял христианскую веру, молодые поженились и уехали в г. Санкт-Петербург. Позднее у них родились трое сыновей. Старший сын и муж Нины Рот (Беннет) погибли в 1877 году во время войны с Турцией, когда самурцы вновь осадили Ахтынскую крепость. После принятия христианства смен имя на «Николай Николаевич Беннет». По одной из версий ‘Али-Султан был сыном сестры последнего владетеля Илисуйского султаната (1831–1844) генерал-майора Данийал-бека ал-Илисуви (ок. 1803–1870).

АЛ-АХТИ, МИРЗА-‘АЛИ ИБН МУХАММАД-ШАРИФ АЛ-ПИРБУДАГИ (1771–1859) — южнодагестанский богослов, мыслитель, поэт и кади Самурской долины (нахийа ас-Самбурийа). Свои поэтические произведения подписывал псевдонимом «Назим ал-Ахти». Один из видных и знаменитых дагестанских учёных и поэтов, «ученик трёх Са‘идов» — Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834) из сел. Аракани (Унцукульский р-он), Са‘ида аш-Шинази из сел. Шиназ (Рутульский р-он) и Са‘ида ал-Хачмази из сел. Хачмаза Кубинского округа (ныне Азербайджан), а также Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.) и Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838) из сел. В. Яраг Кюринского округа. Получив традиционное образование, занимал должность кадия и преподавателя (мударрис) медресе сел. Ахты (ныне в Ахтынский р-он). Среди его учеников — будущие видные деятели науки и образования в Дагестане — ал-Хасан ал-Алкадари (ум. 1910), ‘Абд ар-Рахман ал-Ахти (XIX в.), Ага-Мирза ал-Ка‘ани (ум. 1879/80), Ахмад-эфенди ал-Катрухи, Мухаммад-эфенди ал-Катрухи, ‘Абд Аллах ал-Агдаши ал-Карахани. Мударрис преподавал догматику, логику, философию, арифметику, астрономию (микат). Выступал противником муридизма и освободительного движения под руководством имама Шамиля. Мирза-‘Али ал-Ахти писал на арабском, персидском, и тюркских языках.

ЗАКАРИЯЕВ, ЗАМИР ШАХБАНОВИЧ (род. 1971) — российский учёный-арабист. Доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии ДГУ (г. Махачкала, Дагестан), старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (г. Махачкала, Дагестан), заведующий кафедрой иностранных языков ДГУНХ (г. Махачкала, Дагестан).

КОМАРОВ, АЛЕКСАНДР ВИССАРИОНОВИЧ (1830–1904) — русский генерал, участник Кавказской войны и Туркестанских походов. В 1855 году Комаров окончил курс Императорской военной академии и был причислен к гвардейскому генеральному штабу, но скоро перешёл на Кавказ, где в течение 1856–1859 гг. принимал участие в борьбе с Шамилем. В 1865–1868 годах Комаров занимал должность начальника штаба войск Дагестанской области, в 1868–1877 годах — Дербентского градоначальника и военного начальника Южного Дагестана; 21 мая 1868 года был произведён в генерал-майоры, а в 1877 году назначен начальником главного управления по заведыванию кавказскими горцами. По этой должности Комаров стал ближайшим сотрудником Его Императорского Высочества Наместника Кавказского великого князя Михаила Николаевича по гражданскому благоустройству края. 13 октября 1878 г. произведён в генерал-лейтенанты.

ШУЛЬЦ, МОРИЦ ХРИСТИАНОВИЧ (1806–1888) — Генерал от кавалерии, участник: Польской кампании 1831 г.; Кавказской войны 1817–1864 гг.; Крымской войны 1853–1856 гг.; Польской кампании 1863 г.; Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Потомственный дворянин Эстляндской губернии. Происходит из семьи балтийских немцев, евангелическо-лютеранского вероисповедания. Сослуживец М.Ю. Лермонтова, вдохновивший поэта на сочинение стихотворения «Сон». Назначенный в 1846 году командиром 3-й бригады Кавказского линейного казачьего войска в составе Гребенского и Кизлярского казачьих полков. Он командовал этой бригадой до 12 февраля 1849 года, когда был назначен начальником самого высокогорного на Кавказе Самурского округа. В этой должности, которая была скорее административной, чем военной, он снова принял участие в нескольких экспедициях против горцев и «за оказанные в них отличия» был награждён орденом св. Анны 2-й степени.

АЛ-ХУРУКИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из южнодагестанского сел. Хрюг (лезг. Хуьруьг, ныне село в Ахтынском районе Дагестана. Вместе с селом Новый Гогаз образует сельское поселение «Сельсовет Хрюгский»). Расположено в Самурской долине на трассе «Магарамкент-Ахты-Рутул».

АЛ-ХУРУКИ, МАЛЛА ИСМА‘ИЛ Б. МУСА — переписчик джаза Корана, и который ныне хранится в коллекции рукописей Ахтынского краеведческого музея. «Ради своего благороднейшего наставника и высокопочитаемого друга ‘Абд ал-Халик-эфенди, сына ‘Абд ар-Рахман-эфенди ал-Ахти, что из потомков (авлад) ал-хаджжи Хашим-эфенди ал-Ахти». ‘Абд ал-Халик-эфенди передал этот джуз в вакф ахтынской Джума-мечети в 1265/1848-49 г.».



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


БАШ-ДАШАГЫЛ — лезгинское селение, ныне Огузского (Варташенского) района Азербайджанской Республики. в Кавказском календаре за 1915 год упомянуто как «Башъ Дашагиль».



ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


КАДИ (араб.;) — шари‘атский судья, выносящий решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны. В Османской империи кади выполнял также нотариальные и некоторые административные функции на территории округа, называвшегося кадилык или каза. От кади произошёл средневековый испанско-португальский титул Алькайд.

САМУРСКИЙ ОКРУГ (1839–1928) — административная единица в составе Каспийской области, Дербентской губернии, Дагестанской области и Дагестанской АССР, существовавшая в 1839–1928 годах. Административный центр округа — Ахты. Самурский округ был образован в 1839 году. С 1840 года — в составе Кубинского уезда Каспийской области, с 1846 — в Дербентской губернии, с 1860 — в Дагестанской области. В 1921 году вошёл в состав Дагестанской АССР. В 1850 г. в Докузпаринском наибстве было 10 селений, причем жители восьми из них отправлялись на отхожий промысел в Нухинский уезд. Одна треть жителей сел. Балуджи, половина населения сел. Ялджуха, 24 двора сел. Джиг-Джига и 74 двора сел. Ихира, — пишет профессор Хидир Рамазанов, — из-за недостатка земли переселились в Азербайджан и основали там новые селения. В 1886 г. в Докузпаринском наибстве было 17 селений. В 1915 году в округе насчитывалось пять светских школ: две в Ахтах, по одной в сёлах Хрюг, Рутул, Филя. В ноябре 1928 года в Дагестанской АССР было введено кантонное деление и все округа были упразднены. Самурский округ располагался в высокогорной части Дагестанской области. На северо-западе Самурский округ граничил с Гунибским округом, на северо-востоке с Казикумухским и Кюринским, на востоке — с Кубинским уездом Бакинской губернии, на юго-западе с Нухинским уездом и Закатальским округом Елисаветпольской губернии. Крупнейшие реки: Самур, Кара-Самур, Ахтычай, Курдул, Усухчай, Дюльтычай. Горные хребты: Главный Кавказский, Самурский, Хултайдаг, Дюльтыдаг, Гельмец-Ахтынский, Шалбуздагский. Горные вершины: Базардюзю, Шалбуздаг, Деавгай, Гутон, Чолохсу, Малкамуд и др. Округ делился на 4 наибства: Ахтыпаринское (сел. Ахты), Докузпаринское (сел. Мискинджа), Рутульское (сел. Рутул) и Ихрекское (сел. Ихрек). Ихрекское наибство впоследствии было упразднено, и вся его территория была включена в Рутульское наибство. Докузпаринское наибство по данным камерального описания 1865 года, являлось самым многочисленным наибством Дагестанской области. В 1899 году наибства были преобразованы в участки. Участки подразделялись на сельские общества. В 1895 году в округе было 3 наибства: Ахтыпаринское (центр — сел. Ахты), Докузпаринское (центр — сел. Мискинджа), Лучекское (центр — сел. Лучек). К 1926 году округ делился на 3 участка: Ахтыпаринский (центр — сел. Ахты), Докузпаринский (центр — сел. Усухчай) и Лучекский (центр — сел. Лучек).



ЛИТЕРАТУРА


1. Закарияев З.Ш. Кадий Абдулхалик-эфенди из селения Ахты [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9Jk4le, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.10.2019). — Яз. рус.