Религия и карма

Аделина Гумкирия
Знание о карме и реинкарнациях души первоначально принадлежало религиям Индии, Китая и Тибета. В западную культуру эти концепции пришли в начале 20 века через двух удивительных женщин - Елену Петровну Блаватскую и Елену Ивановну Рерих, благодаря их контактам с Великими Вознесенными Учителями. Незримые кураторы человечества выбрали этих двух подвижниц, чтобы сообщить людям знания, до которых, наконец, дозрел современный западный мир.

Однако в христианской религии, начиная с 5 века нашей эры была принята идея единственной жизни, после которой душа получает награду в виде рая, или же наказание в виде пребывания в аду – за те добрые или злые дела, которые человек успел совершить в своей жизни. Нужно признать, что две тысячи лет назад эта версия была гораздо более простой и понятной необразованным массам рабов, крестьян, солдат и ремесленников, чем идея реинкарнации с ее платежами за совершенные грехи, отсроченными на неизвестное время.

Христиане боялись согрешить под страхом весьма скорого, страшного и неотвратимого наказания, и это должно было мобилизовать их на добрые дела. Чтобы понять, работала ли эта идея во благо общества, нужно было бы сравнить статистику преступности в Индии и в Европе, например, в средних веках. Едва ли такие исследования когда-либо проводились, но очень вероятно, что Европа в этом соревновании проиграла бы Индии. Похоже, что уровень преступности сильнее зависит от страха перед нищетой, разорением и голодной смертью, чем перед Страшным Судом.

За прошедшие века уровень жизни среднестатистического западного человека поднялся неизмеримо по сравнению с тем, как жили люди во времена становления христианства. Еда, тепло, кров, элементарная медицина и обучение в школе доступны подавляющему большинству граждан России, Европы и Америки. Вместе с уровнем жизни поднялся и интеллект среднестатистического жителя Земли, люди готовы к новому пласту знаний о том, как устроен человек и мир вокруг него. Эти знания помогут пусть не всем, но уже очень и очень многим людям осознанно идти к совершенству, опираясь не на страх наказания, а на желание души быть и становиться лучше. Это желание врожденное, оно присуще каждому не забитому и не испорченному дурным воспитанием ребенку. Может быть, именно поэтому Христос говорил: «Будьте как дети».

Однако современные эзотерические знания позволяют утверждать, что христианская концепция единственной жизни и восточный взгляд на путь души, как на цепочку ее инкарнаций в разных телах, вовсе не обязательно противоречат друг другу. Все дело в том, что имеется в виду под словом «душа» в той и другой системе. Это понятие очень размыто, и в разных религиозных и философских системах ей придают свое значение.

Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим современные представления об устройстве тонких планов человека, опираясь на работы известного российского исследователя тонкого мира Авессалома Подводного. На рисунке показана схема тонких тел, человека, которые, подобно матрешкам, окружают и пронизывают друг друга.

Каждый вышележащий уровень является более объемным и гораздо более сложным, чем нижележащие тела. Каждый высший план соотносится с нижележащему примерно также, как плоскость относится к линии или объемный предмет, например шар или куб, относится к секущей его плоскости. Высший уровень формирует низший и является причинным по отношению к нему.
 
Нужно сказать, что все уровни выше ментального (№4) с трудом или даже вовсе не поддаются вербализации, описанию словами, поскольку их объем и сложность гораздо выше возможностей человеческого разума. В сравнении с интеллектом Создателя наш мозг – лишь убогий компьютер первого поколения. (Помните первые компьютеры? Одна машина занимала целую комнату от пола до потолка, гудела и жужжала, а информация хранилась на перфорированных картонных карточках). Поэтому обсуждать все уровни тонких тел выше четвертого можно лишь очень и очень приблизительно. Эти описания похожи на схему пересеченной местности, грубо набросанную карандашом на листе бумаги. Тем не менее, даже пользуясь таким наброском, можно отыскать верную дорогу.

Понятие Монады дано в труде Даниила Андреева «Роза мира». Монада - прямой продукт Боготворчества. Существуют Богорожденные («плоть от плоти») и Богосотворенные Монады, которые выполняют различные задачи в мироздании. Библейская история повествует, что Бог вылепил Адама из глины, а Еву из Адамова ребра. Однако, в отличие от сотворенных Им животных, Бог создал людей по собственному образу и подобию. Возможно, это отсылка к факту, что люди Земли возникли из Богосотворенных Монад, созданных по образу и подобию Творца.

Монада, в свою очередь, созидает шельт или последовательность тонких тел, сужающихся по объему, но возрастающих по плотности и проникающих во все более плотные слои материи. Шельт делится на высший и низший. Самый верхний слой высшего шельта составляет атманический уровень №7 или уровень миссии. Это значит, что на самых высоких уровнях тонкой структуры у самого обычного, ординарного человека спрятано его предназначение, миссия, сверхзадача – та польза, которую он может принести Вселенной. Однако это случится лишь тогда, когда завершится процесс сотворения человека, а он далеко еще не закончен.

В индуистской мифологии  слово А;тман означает «самость», «дух», «высшее Я»: вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий своё собственное существование. Иначе говоря, это наивысшая, могущественная инстанция, личностно-ориентированное божество. Атман ведет дальнейший процесс строительства и совершенствования нижележащих уровней собственного шельта или самого себя. Можно сказать, это главный инженер грандиозной стройки, которой и является он сам. Атман выстраивает свою собственную структуру под ту миссию, которая была ему поручена Монадой.

В зависимости от того, какой набор выводов (верных или неверных) и ценностей (иногда истинных, но часто пустых и ложных) был сформирован за время предыдущих жизней на буддхиальном плане №6, Атман намечает судьбу будущей личности (кармический план №5). Через опыт реальной жизни личность сможет пересмотреть свои нравственные принципы, расставить верные приоритеты, сохранить и укрепить истинные ценности (святыни) и отбросить все ложное, ненужное, наносное. Так переформатируется буддхиальный слой, постепенно трансформируясь и совершенствуясь из жизни в жизнь.  Однако по условиям этой мега-задачи личность, создаваемая Атманом каждый раз заново, обладает свободой воли. Она может улучшить и привести в гармонию буддхиальный слой, идя по пути эволюции. Но свободная личность также может и свернуть на тропу инволюции, распада и деградации.  Потребуются новые воплощения, в которой душа будет расхлебывать созданную ею же самой тяжелую карму, чтобы исправить ошибки, допущенные в предыдущей инкарнации.

Это тернистый путь, на котором Атман строит свое собственное продолжение в нашу реальность – создает совершенного человека, обладающего при этом свободой воли.  Если этот процесс будет успешно завершен, Атман сольется с личностью, одухотворит тело человека, его чувства и разум.

Короткие моменты такого одухотворения нам известны, их испытывают и люди, не достигшие еще звездного финала своей эволюции – это минуты вдохновения художника, поэта, музыканта, ученого, в результате которых рождаются бессмертные творения. Это моменты невероятных свершений и подвигов, а также переживаний истинной любви.

В эзотерическом смысле душа – это не Атман-творец, но творимая им часть, индивидуальность, которая снова и снова будет обогащаться жизненным опытом, воплощаясь в различных личностных формах. Она несет в себе карму прошлых воплощений, благодаря которой формирует уровень ценностей, доводя его до совершенства.

Поэтому слово «душа» (не вдаваясь пока в подробности различия души и духа) можно соотнести с уровнями №5 и №6, принадлежащих высшему шельту. Душа принадлежит Атману, это Его творение. Личности, в которых она будет воплощаться, отливаясь в той или иной форме – это ее производные, необходимые для самосовершенствования души по закону обратной связи.

В христианстве слово «душа» гораздо конкретнее, оно содержит другой смысл и относится к другой части шельта. В этой концепции душа принадлежит данной личности, которая на протяжении жизни на земле имеет физическое тело №1. Его пронизывает эфирное тело (эфирный двойник), в котором циркулирует энергия, делающая тело живым (слой №2). Личности принадлежит также тело эмоций и чувств (№3) и тело разума (№4), из которого мозг считывает мысли. Личность формируется судьбой, или нижней, плотной частью каузального тела №5, в которой содержится план событий и встреч на текущую инкарнацию.
 
В момент смерти душа выходит из тела, обрывая эфирную нить, связывающую ее с эфирным двойником (матрицей). В результате эфирная матрица, скреплявшая частицы материи, растворяется в течение трех дней. Физическое тело, лишенное эфирной оболочки, начинает распадаться.

 Душа, свободная от оков физической формы, передвигается в пространстве по мановению мысли, чувствует и осознает происходящее, следовательно содержит в себе астральное и ментальное тела. Душа страдает и мучается от одиночества, ей важна память оставшихся, она встречает давно умерших родственников или гидов, которые сопровождают душу в ее новом путешествии. Душа больше не может взаимодействовать с материальным миром, но продолжает существовать в астрально-ментальном пространстве. Душе придется отвечать перед Высшим Судом за поступки, совершенные в прожитой жизни, поэтому она несет в себе также и тело кармы – но лишь ту ее часть, которая была предназначена для отработки в данной жизни. Таким образом, в этой концепции слово душа включает тела №3, №4 и частично №5. Все это называется нижним шельтом, который создается лишь на одну жизнь для воплощения в виде конкретной личности. Душа этой личности действительно никогда не будет больше воплощаться, поскольку принадлежит низшему шельту. Останется ли она жить вечной жизнью в Царствии Небесном, или сгинет за грехи в Геене Огненной – это отдельный вопрос, не по теме данного обсуждения.

Для следующего воплощения высший шельт создаст себе новую личность вместе с новым низшим шельтом (новыми кармическими задачами, ментальным и эмоциональным телом) – с новой локальной душой в христианском понимании. Однако самая сердцевина этой новой личности, цвета ее спектра и неповторимый букет внутренних качеств будет отражать все ту же индивидуальность, уникальность ее Атмана. Это позволяет в глубинной медитативной работе с Хрониками Акаши безошибочно узнавать собственные прежние инкарнации, предыдущие реализации своего высшего шельта, или души в ее эзотерическом понимании. 

Мы видим, что нет противоречия между христианской концепцией единственной жизни и теорией реинкарнаций в современной эзотерике. Разногласия связаны только с терминологией – а именно с разными значениями слова «душа», которое употребляют или подразумевают в обоих случаях, не задумываясь о его содержании.