День 10. Вверх по лестнице

Ирина Шаманаева
Предыдущая заметка:  http://proza.ru/2019/10/17/877

25 июня, вторник. Париж – Ботанический сад и Эйфелева башня

Итак, жара продолжалась. В новостях передавали, что зной накрыл всю Францию, и показывали карту, где вся территория была раскрашена красным и желтым, за одним исключением – зеленым «хвостиком» полуострова Бретань с райскими +25. У выпускников коллежей перенесли экзамены с последней недели июня на июль. В Париже муниципалитеты распорядились не закрывать сады и парки на ночь, а держать их открытыми круглосуточно. Мы тоже вместе со всей Францией принимали душ и переодевались по нескольку раз в день, постоянно покупали мороженое и мечтали о свежести и прохладе. Поэтому идея еще раз съездить в Ботанический сад была принята на ура. Стас рвался побегать под струями поливальных машин, а нам хотелось посмотреть розарий, зоопарк и Национальный музей естественной истории, где мы еще не были. 

Привычным уже путем, с пересадкой на станции Севр-Бабилон на линию, ведущую к вокзалу Аустерлиц, мы вышли на станции Жюсьё (где ночевали в первый день) и, неделю спустя, оказались в уже знакомом районе Парижа. Поздоровались с фонтаном со змейками (сейчас струящаяся из него питьевая вода имела уже практическую ценность, а не только эстетическую). Миновали Лабиринт с его вековыми деревьями. Хотели посмотреть зоопарк (Menagerie), но сын отказался туда идти, он не любит животных в клетках. Так что они с бабушкой отправились в «школьный сад» к поливальным машинам, а мы – на разведку к розарию.

Розарий был хоть и увядший к концу жаркого июня, но все еще красивый. Мы позвали бабушку и уже промокшего Стаса, оставили их любоваться розами, а сами помчались дальше. И остановились в восторге перед павильоном палеонтологии и сравнительной анатомии. Том самом, где хранятся коллекции Альсида д’Орбиньи (заметка за 23 июня о ла-рошельском Музее естественной истории). Очень захотелось туда попасть, но во вторник музей не работал. У нас, конечно, была еще среда, однако учитывая многочисленность наших желаний и ограниченные из-за жары возможности их осуществления, мы не надеялись, что завтра сюда придем. Сфотографировали фасад, чтобы добавить музей к грустному списку мест, где мы нынче хотели побывать, но не смогли (забегу вперед: все-таки у нас получилось).

Потом доехали до станции Клюни-Сорбонна и оттуда пешком дошли до начала бульвара Сен-Мишель. Вот и наш вчерашний «Симпозиум». Мы сели и заказали то, что наметили вчера. Мама получила свой луковый суп, я – свои бургундские улитки, и так далее. Кухня, конечно, рассчитана на туристов, и качество довольно среднее, бесплатную воду в кувшине нужно специально просить (в Ла-Рошели ее приносят без напоминаний), цены выше, чем в Ла-Рошели, за порции, которые заметно меньше, чем там. Но в целом мы остались удовлетворены нашим единственным парижским ресторанным обедом.
 
После обеда мы разделились. Юра повез маму и Стаса домой, а я нырнула в огромный книжный магазин Gibert Josephe на Сен-Мишель. В этот раз он почему-то совсем не произвел на меня впечатления, ничего не показалось настолько интересным, чтобы захотелось это купить. Было жаль и денег, и места в чемодане. Похоже, я перегрелась на солнце – даже в кондиционированном магазине мне было нехорошо.

Хотелось уже выйти отсюда и выпить или съесть что-то холодное. Идеально – охлажденные фрукты. Когда в магазин за мной пришел Юра, мы пошли уже проторенной в прошлом году тропой в «Маркс и Спенсер», где можно купить по стакану холодной фруктовой нарезки и тут же съесть за столиком. Это помогло мне слегка восстановиться из руин. Я отметила, что в этом году у них новшество – эко-ложки и эко-вилки из ДВП. Только при пользовании надо беречь язык, а то в них встречаются зазубрины.

Дальше план был такой – дойти до Сен-Жермен-де-Пре и Сен-Сюльпис. Мы развернули карту на скамейке на площади Поля Пенлеве, между Сорбонной и Клюни. И пошли сначала по Дез Эколь и по Эколь де ла Медисин (Медицинской школы), мимо университета Декарта, потом по бульвару Сен-Жермен. В Сен-Жермен-де-Пре заходить не стали, а вот в Сен-Сюльпис заглянули. Львы перед ней задрапированы – на ремонте. А внутри – приятная прохлада, хотя сама церковь показалась серой, будто ее долго-долго коптили. Мы еще рассмотрели капеллу Ангелов, расположенную с правой стороны, которую расписал Эжен Делакруа.

Оттуда дошли пешком до Севр-Бабилон и уехали без пересадок к себе на Трините. Окрестных пейзажей не помню, жара просто с ног валила.

Дома постепенно пришли в себя. И решили показать Стасу Эйфелеву башню. Мама осталась дома, а мы втроем уже довольно поздно, часов в 8, когда схлынула жара, отправились за новыми впечатлениями.

Доехали по 12-й линии до Конкорд, потом по 8-й – до Эколь Милитэр. Перед ней расстилается Марсово поле, а за ним как раз Эйфелева башня. На Марсовом поле люди устраивают пикники на траве, играет музыка, жара схлынула, все радуются прохладе. Стас увидел башню во всей красе и завопил от радости. Побежал ей навстречу. А мы за ним.

Подниматься на башню мы сначала не планировали, но Стас очень хотел наверх, и мы прошли через ограждение и просвет сумок. Билеты покупали в южной «ноге», где подъем до второй площадки по лестнице. Народу к подъемнику стоит очередь, а на лестницу – маленькая горстка. И все молодые и спортивные. Девушка, продающая билеты, даже специально уточнила у меня, дамы не юной и не слишком спортивной на вид, понимаю ли я, что придется идти пешком. Но как раз для меня пустяки, а вот в Стасе мы немного сомневались.

Цена вопроса такая: взрослый билет – 10.20 евро, детский – 2.50 евро до второй площадки башни. На подъемник – не помню, но гораздо дороже.

Билеты у нас были с юбилейной датой. Эйфелева башня 1889 года рождения, так что ей в этом году 130 лет.

И вот мы поднялись. Полюбовались этим чудом инженерного искусства вблизи и изнутри, посмотрели на Париж с высоты первой и второй смотровых площадок. Стас был героем вечера! Поднялся на вторую площадку башни без единого писка. Наградой были роскошные виды, которые расстилались со всех четырех сторон. Обнаружился даже еще один островок на Сене, Лебединый, о котором мы раньше даже не имели понятия. Хорошо просматривался Монмартр. Показали Стасу, куда мы пойдем завтра.

Было уже очень поздно, когда мы спустились вниз и пошли в обратный путь. Бесплатный wi-fi на башне позволил послать сообщение бабушке, так что хоть на этот счет мы были спокойны. Но все-таки уже темнело. Стасу повезло – увидел и огни на башне, и слабый луч прожектора.

Мы дошли пешком до станции Иена. Отрезок пути проехали поездом линии № 1 и показали ребенку автоматический поезд без машиниста и туннель.

Дома бабушка уже места себе не находила, несмотря на наши сообщения с башни и даже фотографии. Героический Стас еще долго не мог уснуть, так был возбужден и переполнен впечатлениями. Даже в кровати не расставался с маленькой Эйфелевой башенкой-брелком, она для него теперь особенная – вместе с ним побывала на настоящей башне! Для него этот день явно стал одним из самых счастливых дней нашего путешествия.

А мы тем временем планировали следующий день. С утра – на Монмартр. Потом те, кто устанет – домой, а кто не устанет – в музей палеонтологии. И собирать чемоданы домой. Со странным чувством мы об этом думали: вроде и полны уже Францией до краев, и устали, и домой пора, а все равно жаль – когда-то теперь попадем сюда снова?

Продолжение: http://proza.ru/2019/10/18/428