Вред от грамотности и горе от ума

Евгений Обвалов
Казалось бы, несовместимые слова. Сочетание двух слов с противоположным смыслом зовётся оксюморон. Как солёный сахар, горячий снег и бедный богач. Но любое утверждение действительно при определенных условиях. Что же это за условия, делающие белое черным? Может что-то тут не так?

Во времена, когда читать-писать могли единицы, основы взаимоотношений регулировались общепринятыми передаваемыми из поколения в поколение нормами поведения. Они держались на культурных традициях, поведенческих шаблонах, табу, заповедях, убеждениях, догмах и соответствовали тому времени.

Многие нормы назывались кон, канон и были они «даны от Бога», как заповеди. или рождались эволюционным путём, как традиция желать здоровья при встрече. Всё же, что выдумывал человек, было не объективно, зависимо от него и находилось за пределами норм, т.е. за коном и поэтому так и называлось.

Возможно это филологическая выдумка, но она отражает замену морально-нравственных ценностей на чисто юридические аспекты и регламенты, за которыми многие из нас объективной реальности уже не видят.

Конечно, и тогда были разные уложения, указы, законы и правила, но они регулировали жизнь в её отдельных проявлениях и применялись не ежедневно. В  мире нет ничего неизменного. Когда читать и писать смогли все, увеличились потоки информации. Подстраиваясь под потребности, объективно усложнились многие процессы, отношения и юридическая составляющая жизни.

Никто не заметил, как эта составляющая, рост числа рождённых далеко не совершенным разумом человека запретов и условностей стала вытеснять те самые заповеди и общепринятые истины, которые рождались и проверялись на прочность веками и были переданы нам прошлыми поколениями.

Началось нивелирование понятий честности, справедливости, правды и других критериев, относимых к области морали и нравственности. Всё это проходило не моментально и, следуя принципам «окон Овертона», осталось для каждого из поколений почти не замеченным, постепенно превратившись в норму.

Процесс нарастет и тащит за собой следующие и следующие критерии, порождает новые явления и способы формирования нужных мнений и понятий для тех, кто хочет влиять на людей и обеспечить продвижение своих интересов. Это использование подделок, недомолвок, подмены понятий, фейков, увода от темы, высказываний от имени оппонента и т.д. Появилась целая отрасль обеспечения формирования представлений у людей – пиар-индустрия, где всем этим не гнушаются. Оглянитесь – то, что было моральным уродством, уже стало нормой.

Если есть лазейка в законе, то оградить общество даже от явного отморозка не получится. Когда море законов, море и лазеек. Утонув в этой неразберихе, заместив мораль и этику юридическим сегментом, общество утратило способность к верной оценке событий и личности, к самоочищению. Назвать наглеца наглецом стало опасно – засудит. Закон защищает не тех, кто поступил по чести, а кто знает законы. И если мы, умные, не понимаем, не знаем, не думаем или не хотим думать, как с этим бороться, то горе нам от такого ума и лишь от себя самих.