13. завоеватели без страха и трусОв

Ольга Валерьевна Юдаева
У меня есть опасение, что человечество деградирует, если будет вынуждено остановить свою экспансию.
                Проф. Александр Марков.
 
А еврейскую экспансию было не остановить. Ермак с покорением Сибири тихо курит в сторонке, рядом с предводителем пустынных кочевников Иисусом Навиным, охочим до Святой Земли. И вот на этом Ветхозаветном персонаже мы немножечко потопчемся.

Он, как утверждают источники сомнительного происхождения, имел теплые отношения с богом и вел с ним милые беседы. Вернее, бог диктовал ему условия сделки, а тот обещался их исправно выполнять. В какой-то из бесед, одним из пунктов мирного соглашения о совместном сосуществовании, было требование не брать трофеи в разрушенном Иерихоне.

А Иерихон евреи разрушили в пыль и хлам, открыв себе дорогу в глубь желанных земель и заработав репутацию безжалостных покорителей (ну точно Ермак отдыхает) и разрушителей.

Следующим, на прямом пути экспансии, был Иерусалим. Но какой приличный еврей идет по прямой, если впереди холм? А холм был и не один. Иерусалим весь притулился в горах (по современным замерам от 650 до 850 метров над уровнем моря, а тогда и выше мог быть, столько ног там прошло, стоптать запросто могли).

Предусмотрительные градостроители, эти иерусалимцы, чай не Москву реновировали, на века свой город строили.

Ну, так вот, не повел Иисус свою голозадую орду на Иерусалим. Обойдя город, подался на запад, до следующего славного города-миллионера Гай. Тот как раз удачно раскинулся перед равниной, как бы, приглашая внешних посетителей его пограбить. Легкая добыча и десерт, как донесли разведчики. Надо брать, идем впятером, нет смысла ломиться всем табором.

И отправил Иисус небольшую яйценосную партию "около трех тысяч человек, но они обратились в бегство от жителей Гайских". 36 человек было убито.
 
Неожиданно. И отвратительно для репутации. Не для того евреи вырезали весь Иерихон, чтоб их сейчас бояться перестали. Решение вопроса, как всегда, традиционное. Надо с богом пообщаться, выяснить, в чем их косяк и как исправить положение. Бог, естественно, скрывать суть проблемы от своего протеже не стал, все выложил на бочку:

"Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между своими вещами".

То есть, косяк реальный был за евреями. Ослушались босса. Босс терпением не располагал, наказывая стадо свое по мере обнаружения ошибок в диктанте. Ошибки надо было срочно исправлять. Иисус занялся этим вопросом самолично.

Согласно классическим традициям того времени и прочим обстоятельствам форс-мажор, вычисленного грешника побили камнями "И набросали на него большую груду камней, которая уцелела и до сего дня", а всю его добычу сожгли. Про баб и детей грешника там совсем страшно, их тоже в расход пустили. Под камнями остались все.

После успешной вакцинации всего стада от штаммов стяжательства и ослушания, Иисус тщательно разработал план военной операции. Стратег, ёпта!

Разделил своё войско на две части. Одна оставалась в засаде, а другая, напав на город, вдруг обратилась в бегство. Радостные воины Гайя бросились в погоню, а поднявшие из засады израильтяне ворвались в ни кем незащищенный город. Воины Гайи хотели вернуться, но убегавшие израильтяне тоже развернулись и атаковали убегавшего противника, попавшего теперь в окружение.

На этот раз не было запрета на захват военной добычи. Трофейный скот и драгоценности израильтяне унесли с собой, а город был стерт с лица земли, да так основательно, что до сих пор археологи не могут его найти (а был ли мальчик?).

Еще одно занятное происшествие случилось в Гаваоне, расположенном у подножья Иудейских гор недалеко от Иерусалима и в 10-12 км от Гайи.

Жители Гаваона уже прослышали о судьбе соседей и решили обойтись без военных действий. Они надели на себя поношенную одежду, навьючили на своих ослов заплесневелый хлеб, залатанные мехи для вина и старые, потертые мешки. В этом маскараде они пришли в лагерь израильтян и сказали Иисусу, что проделали очень долгий путь, чтобы заключить мирный договор с ним, так как они слышали, что израильтяне станут хозяевами страны.

Наивные дети пустыни поверили им, и поклялись в совместной дружбе. Через несколько дней открылся их обман, но израильтяне всё-таки обещали не причинять вреда Гаваону (выходит, евреи не самые хитропопые, как нам рисуют антисемиты, похитрей видали).

Тем временем, соседние города решили наказать гаваонских отступников и спешно создали военную коалицию из пяти аморейских городов Иерусалимского предгорья. Они осадили Гаваон, и перепуганные старейшины города спешно отправили голубиную почту с SOSом израильтянам:

"не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах".

Иисус тут же собрал своё войско (голому-то собраться, только подпоясаться). Одним ночным марш-броском он достиг стен Гаваона и атаковал неприятеля. От неожиданности враг начал беспорядочно отступать и побежал в сторону Аялонской долины. По дороге с неба сыпались большие камни, и "больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом".

День клонился к вечеру, и, опасаясь, что под покровом ночи враг соберется с силами и одолеть его будет тяжелее, Иисус Навин воскликнул:
"стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аялонскою!"(Нав. 10:11)

И солнце с луной остановились, замерли. Понятно, что задним числом чего хошь припишешь удачливому сопернику, даже полное солнечное затмение под диктовку воли божьей и град размером в теннисный мяч.

Тут сделаем небольшое и неромантическое отступление:
Ученые рассчитали точную дату этого события - 30 октября 1207 года до н.э., в 16:28, т.к.  между 1500 и 1000 годами до н.э. в этом регионе было всего одно полное солнечное затмение.
 
Ну, и град в октябре не самое редкое явление.

Исключительно благоприятные стечения обстоятельств! Как тут не поверить в помощь босса и его лоббирование интересов израильтян.

И пока еврейское войско громило армию пяти городов, их цари спрятались в пещере. Тоже традиционное решение того времени. Да, собственно, всех времен. Повести народ воевать, а потом спрятаться, обычное явление. Но их естественно, нашли. Потом повесили. Или сначала убили, потом повесили. Традиции! Куда от них денешься!

Ну и еще тридцать одни царь пошел под нож, вместе со своими подданными, пока Босс не обрадовал Иисуса Навина приближающейся отставкой и скорой ветеранской пенсией: " ты состарился, вошел в лета преклонные, а земли брать в наследие остается еще очень много."

Уже отжатые земли и прочие сокровища попилили между двенадцатью израильскими коленами. Пилили не поровну, а по братски. Но это уже отдельная песня со своими внутрисемейными трагедиями.

А вот оставшиеся не завоёванными города выжили и продержались до мирного объединения в Израильское царство, во главе с царями Саулом, Давидом и Соломоном.

Подвезло им, чё уж скрывать. Выжили.