Казачьи байки

Владимир Лядев
В.Лядев.
Казачьи байки.

Ещё будучи пацаном, жил я в станице Боковской и там неоднократно слышал от  казаков, что М.А. Шолохов любил на своём катере внезапно подчаливать к рыбакам , завидев в ночи, что они расположились на ужин у костерка вокруг казана с дымящейся ухой. А так как рыбакам, опешившим от внезапного появления самого  Михаила Александровича,  в дополнение из катера извлекался ещё провиант с десятком засургученных бутылок, то более значимого «праздника жизни», пожалуй, никто из них не испытывал. Как же! Быть в компании с самим Шолоховым, общаться с ним под рюмочку-другую у костра на берегу Дона Батюшки под открытым и невероятно звёздным небом и слушать, слушать, слушать знаменитого земляка. Так нет же! Михаил Александрович всегда умел ловко перевести разговор таким образом, чтобы заставить присутствующих, что называется, разговориться и вспомнить  то интересное, смешное, анекдотичное и невероятное, что было в их жизни. Да, знаменитый писатель умел выудить у собеседников ту информацию, которую он потом ловко вплетал в свои произведения. Вот так его «Поднятая целина» по иному предстала читателю после огранки её приключениями и байками от деда Щукаря. Уж кто-кто, а лауреат Нобелевской премии прекрасно знал, что россыпи народной мудрости, юмора, басен и анекдотов наиболее часто можно сыскать на рыбалке, на охоте, в дальних поездках и застолье.
Вот и мне крупицы казачьего фольклора, юмора, интересных и необычных историй доводилось собирать точно так же. Взять, к примеру, последнюю поездку в станицу Шумилинскую на мероприятия, связанные со столетней годовщиной Верхне-Донского восстания казаков в 1919г. За рулём своего автомобиля был наш юртовой атаман хорунжий Артёмов Владимир. Мы же ,пассажиры, в количестве четырёх человек едва уместились в тесном салоне его «Хундайчика». Да ничего! В тесноте, да не в обиде! Путь предстоял долгий и поэтому, чтобы скрасить дорогу, старший урядник Сергей Ивлев начал травить байки из собственной жизни: «Тёщеньку свою, Марию Васильевну, я любил, царствие ей небесное. Вот уж женщина была доброты отменной! Вот только уж очень наивная. А я, негодяй, по бражному делу, используя эту черту её характера, иногда и подшучивал над ней .Вот помню, когда, отслужив положенный срок в нашей доблестной Советской Армии, приехал свататься к своему Верунчику, то тёщенька принимала меня по высшему разряду. Не знала, куда меня посадить, чем угостить. Но, главное, выставила на стол отменной выгонки самогон. В конце разговора я, разомлевший от  такого приёма и употребления этого ядрёного напитка, заявил: «Мама, я беру вашу доченьку только вместе с самогонным аппаратом. Это моё непременное условие». А однажды, лет этак через пять нашей совместной жизни с моей Верочкой, в очередное посещение тёщи и в беседе с ней задаю вопрос: « Мама, а что это за женщина у вас в огороде возится?». На что тёща, широко раскрыв глаза, вымолвила: « Ну, так как же! Ведь это дочка моя Верочка, жена твоя». Далее, продолжая разыгрывать из себя дурачка, заявляю: «А я что, женат? Надо в паспорт посмотреть, есть ли там штамп». А однажды спрашиваю её: «Мама, а как вы считаете, что может быть дороже здоровья?». На что она мне уверено отвечает: « Да ничего! Недаром все поздравления начинают с пожелания здравствовать». Эх, мама, наивный вы человек. Дороже здоровья у нас медицина…
Разглагольствования Сергея прервал юртовой атаман  Артёмов Владимир. Сидя за баранкой и следя за дорогой, он оказывается, всё внимательно слушал. «Вот ты тёщу вспомнил и напомнил мне тем самым одну историю. Все вы , братцы, знаете, что я зять Новосёловский. Так вот решил я однажды проведать тестя и тёщу и за рулил к ним в гости. Встретила меня тёща весьма неласково. На мой вопрос, где отец, в сердцах выпалила: « Да где же ему быть? Сидит с друзьями в летней кухне и водку хлещет. Что б она ему с одного места повылазила!» Теперь настроение тёщи мне стало понятным. Захожу в летнюю кухню. Тесть с друзьями сидят вокруг стола, на нём уже початая четверть самогонки, а из закуски только хлеб, да кусок сала с баночкой горчицы. Понятное дело, что нашли на закуску, то и выставили. Просить хозяйку накрыть стол, конечно, никто не осмелился. Пока не перекипит, уж лучше её не трогать. Увидев меня, тесть радостно вскочил из-за стола: «Братцы, зять приехал! А ну= ка в честь этого , наливай!» .Когда выпили, каждый потянулся с куском сала к банке с горчицей. Смотрю, а тестев сосед к горчице не притронулся. «Дядя Миша, а что это вы закусываете салом без горчички, ведь вкуснее будет?»  – спрашиваю я. «Да я её, Володя, с одной поры не ем и смотреть на неё не могу».  «А что так?».  «Да долгая это история и не за столом её рассказывать.» . «Да уж нет, заинтриговал, так уж будь добр, расскажи.»
«Да дело было так, истосковались мы с друзьями по рыбалке. А выкроить время для неё всё не удавалось. То уборка озимых,  то вспашка зяби, то по хозяйству неуправка, то ещё что-нибудь. Короче, когда мы выкроили для этого время, световой день близился к своему закату. Быстренько побросали в люльку мотоцикла снасти и четверть самогона бережно упакованную в фуфайку, дабы не дай Бог разбилась. Ну, а на закуску, как и всегда, кусок сала и несколько луковиц. Когда взяли курс на Калитву, сельмаг ещё работал. Решили заскочить  в него и взять ещё хлеба и горчички к салу. Сказано, сделано. На речке, пока накачали лодку, поставили снасти, уже совсем стемнело. Поляну накрывали уже практически на ощупь. После первой рюмки, все сразу же потянулись к банке с горчицей, узкое горлышко которой не позволяло это сделать всем одновременно. Последовало мудрое решение сорвать лист лопуха и вывалить на него содержимое банки. Отыскали в темноте заросли лопухов ,и горчица благополучно уместилась на одном из его листьев. Уже после третьей выпитой рюмки кто-то сказал: « Ну, Надька –продавщица и подсунула нам просроченную горчицу!  Какая –то она кислая.»  Все с этим заявлением  согласились, но тем не менее усиленно макали кусками сала в импровизированное блюдо с горчицей.
Утром, на рассвете, понятное дело организм требовал продолжения банкета. По сей причине, едва продрав ото сна глаза, вся компания потянулась к столу, дабы привести организм в порядок. И тут нашему взору предстала такая картина: посреди стола лежал лопух со свеженаложенной коровьей лепёшкой, причём тщательно подчищенный хлебом и салом. Лист лопуха же с нетронутой горчицей лежал чуть поодаль… При виде такой картины на нас словно столбняк напал. Затем, оправившись от шока, кто смеялся взахлёб, а кого, в том числе и меня, вывернуло наизнанку. Вот с тех пор я на горчицу и смотреть не могу, не то, что её есть».
«Да, история! Чего только по пьяному делу не бывает,-подхватил разговор подъесаул Коновалов: « Вот я вспоминаю те времена, когда Союза не стало, а взамен  ему ещё ничего не предвиделось .Работы не было. Зимой от ничего неделания по вечерам собирались у соседей, резались в карты да самогон дули. Однажды пришёл я домой после таких посиделок еле тёпленький и завалился спать в зале на диване. Упал, казалось замертво, до самого утра, да нет. Слышу вроде бы какой- то разговор. Тупо соображаю, кто это разговаривает? Ага, один голос принадлежит моей жене, другой , по-моему, соседке. Она совсем недавно перебралась к нам жить с Украины .Речь ведёт соседка: «Ты же знаешь, я мужа рано потеряла. Осталась я с двумя детьми совсем одна. А их кормить и на ноги поднимать надо. Устроилась я тогда на работу в наш Старобельский санаторий посудомойщицей. Работа хоть и тяжёлая, но к концу дня у меня ведро-два набиралось помоев. Вот я тайком, ночью, что бы никто ни видел, таскала эти помои домой. Дома же скармливала их поросёнку . Так и тянула детей, как могла. Однажды ночью, как обычно, тяну я эти вёдра домой через парк. А тут из кустов выходят трое хлопцев на вид лет по шестнадцать, семнадцать. Давай, тётка, и всё! А то прибьём! Видно они давно заприметили, что я каждый поздний вечер хожу этой дорогой. Я взмолилась: « Да что вы, я же уже старая. Что вы себе помоложе не найдёте?». Нет, давай и всё! Ну, думаю, что делать? Не дашь, так прибьют, дети сиротами останутся. Короче, согласилась я. А у меня мужика то давно не было, после смерти мужа вообще никого. Поэтому когда старший полез на меня, мне так захорошело, что я обхватила его и давай, давай поддавать жару. А он перепугался и как заорёт: « Ой, тётечка, отпусти меня!» . А я то не отпускаю. Он орёт. Глядя на эту картину, те двое бросились наутёк. Так и утекли. А я после этого случая решила перебраться от греха подальше в Россию. Продала там дом, вот и переехала к вам».                Услышав эту историю, открываю глаза, а передо мною стоит чертёнок с рожками. Мгновенно покрываюсь холодным потом и, сразу трезвею. Ну, думаю, с пьянкой надо завязывать, черти в дом ко мне лезут, истории какие- то невероятные снятся….
Как потом оказалось, когда я спал мертвецким сном, окотилась коза и моя хозяйка позвала соседку, что бы та помогла ей при окоте. Козлят с хлева занесли в дом и , простелив солому, поместили их ближе к печке. Пока пили чай и беседовали, козлята согрелись и разбрелись по дому. Вот козлёнка я- то и принял за нечистую силу. Вот так- то бывает.
За разговорами не заметили, как проскочили мост через Дон в станице Казанской. До Шумилинки теперь оставалось совсем ничего.