К вожатым. Часть 21. Шедевры рок-н-ролла

Олег Ласуков
Ты сегодня слушал «Смоки?»
Завтра сдашь объект не в сроки!
Тех, кто слушает «Пинк Флойд»
Гнать поганою метлой!
А.Кнышев

Моя юность прошла в стране, где рок-музыка считалась атрибутом загнивающего капитализма, а сборы были комсомольскими. На одном из таких сборов секретарь обкома ВЛКСМ по идеологии показал нам издалека секретный список запрещенных групп. После лекции об идеологических происках империалистов он направился к машине, а тот листок выпал у него их папки. Всю ночь мы, комсомольские активисты, переписывали друг у друга этот государственный секрет, чтобы потом достать записи. Тому светлому времени посвящаю описание этого Вечернего дела.

«Привет, тусовка!.. Вы меня узнали?.. Сегодня весь вечер на этой площадке будет царствовать музыка, та ее часть, которая носит гордое имя Рок-н-ролл. У этой музыки, которую у нас много лет отказывались признавать искусством, короткая, но яркая история. При нынешнем все возрастающем вале музыкальной продукции, обрушивающемся на современного потребителя, ориентироваться в ней все труднее и труднее. Мы не успеваем переваривать названия все новых альбомов все новых групп. Мы уже не помним, какая композиция была хитом в прошлом месяце, а поток музыки все шире и мощнее. Но, сегодня мы остановимся, переведем дух и обратимся к истокам.

Как и у всякого вида искусства, у рок-н-ролла было много и всякого. За полвека огромное число плохих и серых команд понасочинили и понаисполняли великое множество средних, никаких, плохих, мерзких и просто поганых композиций. Неисчислимые полчища как волосатых, так и наголо обритых бездарностей брали в руки гитару и орали в микрофон непотребное...

Но были, были в армии рок-культуры таланты и гении, которые навеки вошли в ее историю, прославив свои имена созданием подлинных шедевров. И некоторые из этих произведений мы сегодня не только услышим, но и увидим в исполнении  наших  лучших рок-команд.  Наверное эти рок-картинки, которые вы сейчас представите, мало напоминают дорогостоящие видеоклипы со световыми и компьютерными эффектами. Но я верю, что вы делали их искренне и от души, потому что вас вдохновляла прекрасная, неповторимая Музыка. Итак, мы начинаем…»

Примерно так прозвучит начало Вечернего дела – ШЕДЕВРЫ РОК-Н-РОЛЛА.
Когда эта книжечка вышла первым изданием, один служитель церкви, прочтя главу о ШЕДЕВРАХ, сказал: «А вы знаете, сын мой, что рок – это сатанинская музыка?..» Спасибо батюшке, просветившему мя, но я лично всю жизнь делил музыку на хорошую и плохую, талантливую и бездарную, независимо от жанра...

Подготовку к ШЕДЕВРАМ РОК-Н-РОЛЛА комиссары начинают еще в городе. Тщательно, с любовью отбираются записи, информация об исполнителях. (С появление Интернета с этим не стало вообще никаких проблем). Есть смысл подумать над костюмами и элементами декораций. Надо ли говорить, что среди матбазы сбора должно непременно быть по приличному плееру на каждый отряд.

Среди композиций, которые могут быть отобраны должны быть произведения только выдающихся групп и исполнителей, проверенные временем и признанные во всем мире как подлинные шедевры рок-н-ролла. Восприятие рок-музыки у разных людей болезненно разное. Нигде так не спорят о вкусах почитатели искусства, как на рок-тусовках. Поэтому еще одной педагогической задачей может быть примирение между поклонниками различных стилей и направлений.

Итак, у каждого отряда - запись композиции, два часа времени и четко поставленная творческая задача: подготовить сценическую «картинку», максимально отражающую настроение данной мелодии. Лучше всего, если это будет небольшая история с завязкой, конфликтом, неожиданной развязкой и хорошо бы с какой-нибудь главной мыслью.

Должен сказать, что именно ШЕДЕВРЫ РОК-Н-РОЛЛА всегда у нас были самым коллективным творчеством детей и комиссаров. С огромным азартом наши питомцы творили и создавали, ибо это была их музыка, музыка, без которой они жить не могут. Поэтому большинство творческих находок в ШЕДЕВРАХ всегда будет исходить от детей, что очень и очень приятно.

Хочу в качестве примера привести описание одной из таких постановок. Это была большая творческая удача третьего отряда на сборе «Зеленый гусь». Хотя разве можно описать то, что надо было видеть?

Группа DEEP PURPLE. Композиция «Highway Star»
ЛИЦО ОТ ОТРЯДА. Мы представляем вам композицию одной из выдающихся команд начала семидесятых, группы Deep Purple. Их первый дебютный альбом вышел в 1968 году, который на родине в Англии никто не заметил: в своем отечестве пророков не бывает. А вот Штаты пришли в восторг и раскупили почти 200 тысяч пластинок. Но альбом «In Rock», вышедший в 1970 году? получил мощнейший резонанс в музыкальном мире и утвердил сценический облик «пеплов». Этот альбом сделал группу популярнейшей в мире. Имена Яна Гиллана, Ричи Блэкмора очень быстро стали культовыми. В нашей удивительной стране Deep Purple были одними из самых запрещенных и, видимо поэтому – одними из самых любимых. Композиция, которую вы сейчас услышите и увидите, называется «Звезды автострады». Это одно из непревзойденных произведений хард-рока. Быть может, та незамысловатая история, которую мы вам под эту гениальную музыку расскажем, заставит вас серьезно задуматься…

В глубине сцены, посередине, стоит афишная тумба. Некоторые элементы декораций позволяют думать, что рядом проходит автострада. С первыми аккордами музыки появляются Мальчик и Девочка, расклейщики афиш. Они приклеивают на тумбу последний, красочный плакат с изображением группы Deep Purple. Отходят на несколько шагов, чтобы полюбоваться на свою работу. Остаются довольны. Нежно смотрят друг на друга. Целуются. Потом выходят на авансцену, пытаются характерными жестами остановить машину. Через несколько попыток зрителям становится очевидно, что влюбленным это удалось. Взявшись за руки, счастливая парочка убегает за кулисы.

Музыка меняет окраску. Из-за кулис появляются четыре Байкера. У них кожаные куртки, светлые джинсы, головы повязаны платками. Они подходят к воображаемым мотоциклам, «заводят» их, «седлают» и бешено «мчатся» по автостраде, делая всевозможные кульбиты. То выстраиваются в линию, то скользят змейкой, а то и «летят с крутых трамплинов». Последний вираж и Байкеры скрываются.

Музыка вновь несколько меняется. Она тревожна, насыщена угрожающими нотами. Появляются четыре Гопника. Они пьяны и жаждут «подвигов». Видят на тумбе афишу Deep Purple. Злобно срывают ее, топчут ногами. Рыщут по карманам, ища деньги, чтобы «добавить». Уходят, пересчитывая мелочь…

Вновь по сцене «несутся» четыре «мотоцикла» Байкеров. Один вираж, второй… Наконец Бакеры «останавливаются», «глушат» свои «моторы» И тут вновь появляются Гопники. Они пока стоят. Стоят молча, зловеще. Рокеры принимают вызов. Они «кладут» «мотоциклы» на землю и становятся напротив своих врагов.
Несколько секунд все остаются неподвижными.

И в то мгновение, когда начинает звучать знаменитый проигрыш Блэкмора на соло-гитаре, первый Гопник подскакивает к первому Байкеру и наносит удар, который тот блокирует. Стоп-кадр две секунды. Второй Гопник и второй Байкер встречаются на середине сцены и хватают друг друга за грудки. Стоп-кадр две секунды. Третья пара, схватив колья, замахивается и замирает. Стоп-кадр. Четвертый Байкер наносит четвертому Гопнику удар ногой в живот, тот отскакивает. Стоп-кадр несколько секунд.

Внезапно все фигуры оживают. На сцене – драка. Лишенная какой-либо эстетической привлекательности. Жестокая, зверская, бессмысленная. Никто не берет вверх. Одно бездыханное тело падает на землю… второе… Остаются двое. Дерутся из последних сил. Гопник выхватывает нож и всаживает его в живот Байкера. Тот, «истекая кровью», вцепляется Гопнику в горло последней смертельной хваткой… На сцене восемь бездыханных, молодых тел.

Держась за руки и весело смеясь, выбегают Мальчик и Девочка. Они еще не видят этой страшной картины. Они смотрят друг на друга. Их взгляды полны любви и нежности. Замирают в поцелуе.
Последние аккорды музыки.

Никогда не забыть мне звенящей тишины, которая разлилась по залу после того, как затих последний звук. Это продолжалось целую минуту, никто не хлопал и не свистел. Я смотрел на лица ребят и мысленно восклицал: «Что я вижу? Они… думают».

Как правило, под впечатлением от такого рода композиций дети рождают много мистических, религиозных или сентиментальных сюжетов. И это закономерно.
В авторских песнях, которые они поют у костра, главное: слово, мысль, поэтическое настроение. Авторскую песню очень часто гораздо приятнее петь, чем слушать.

В рок-музыке на первое место выходит звуки и здесь эмоции совсем другой природы. Предоставляя детям возможность испытать самые разные чувства как от одного жанра, так и от другого, мы тем самым убираем в них максимализм и бескомпромиссность. Многие дети потом говорили нам, что после сбора стали гораздо терпимее относиться к тем жанрам искусства, которых раньше терпеть не могли. И люди, слушающие не то что они, уже не вызывали у них чувства презрения и даже агрессии.

А картинка будет на уровне. Именно в ШЕДЕВРАХ РОК-Н-РОЛЛА мы наблюдали наибольшее количество творческих удач. Вдохновляющее воздействие музыки, подхватывает фантазию участников и они, вследствие этого выдают, как правило, замечательный творческий продукт.

О музыкальных вкусах не спорят, но со своей стороны могу привести названия некоторых групп и композиций, которые у нас на сборах были поставлены разными отрядами. Понятно, что список мировых шедевров рок-н-ролла может быть расширен в сотни тысячи раз.

BILL HELLY. «Rock Around The Clock»
BEATLES. «Let It Be»
QUEEN. «Seven Seas Of Reye»
LED ZEPPELIN. «Stairway To Heaven»
EAGLES. «Hotel California»
ROLLING STONES. «Satisfaction»
BLACK SABBATH. «Children Of The Grave»
PINK FLOYD. «Dark Side Of The Moon»
SMOKIE. «What Can I Do»

Вы уже готовы патриотически воскликнуть: «А как же наши, отечественные группы?» Конечно же, в этот вечер они должны звучать, но звучать «в живую».
После того как отзвучит последняя композиция, будет правильно всем комиссарам подняться на сцену и спеть вместе с детьми несколько песен отечественных групп: «Кино», «ДДТ», «Чай-ф», «Крематорий» и других выдающихся команд, коих у нас ничуть не меньше, чем на сытом Западе. Очень хорошо, если перед началом вечера прозвучит ставший бессмертным шедевр В.Цоя «Звезда по имени Солнце», а на финал – песня «Машины времени», в которой припев: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, \ пусть лучше он прогнется под нас!»

Однажды мы пели эти песни целых сорок минут – такое было настроение, а дети все просили еще.

Парни, приезжающие на сбор в майках с группой «Ария» после этого Вечернего дела начинают нас очень сильно уважать – и потом совершенно без напряжения и с искренним удовольствием поют песни Митяева, Визбора и Городницкого.
Замечательное это дело – ШЕДЕВРЫ РОК-Н-РОЛЛА, производит огромное, потрясающее впечатление. Сделайте – не пожалеете.

Ну вот, почти и закончен второй безумный день, безумного лагерного сбора, который был не в пример легче, спокойнее, но не менее безумнее первого.
Все на ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК.