Легенда о Лешем

Захар Зарипов
Трудна жизнь в дальневосточной тайге. Большую часть года лежит в лесу снег, и холода стоят такие, что деревья трескаются от мороза. Земли дальневосточные – болота, горы и суглинок –  в скудном климате не дают они хорошего урожая, потому издревле живут тут люди охотой и рыбалкой.

Бьют охотники зверя и птицу всякую в своё время, и хоть и не прожить тут по другому, всё ж таки соблюдают они неписанные правила: не убивают зверей и птиц во время брачных игр, потому что надо зверю и птице прибавляться; не трогают матерей кормящих детёнышей, потому что погибнут детёныши без матери. Много правил есть у дальневосточных охотников, но прежде из них первое: не убивай зверя больше, чем можешь съесть сам и может съесть твоя семья.

В давние времена, за много веков до прихода на Дальний Восток русских поселенцев, селились люди здесь в небольших кочевых деревнях – стойбищах. И вот жил тогда в одном стойбище великий охотник. Ловко бил он зверя и птицу, делал сильные луки и владел любой охотничьей наукой. И взял он себе в жёны самую красивую девушку в стойбище, да вот беда – не было у них детей. Идут годы, уходит сила у могучего охотника, кручинится он от того, что некому передать его умение.

И вот когда отчаялся уже могучий охотник, случилась у них радость великая – родился у него сын, и так рад был охотник, что взял лучший свой лук, самое острое своё копье и решил добыть самого большого оленя, чтобы всем стойбищем такую радость отпраздновать.

Ушёл он на охоту, да вот беда -  так больше и не вернулся. Может в болоте утонул, может со скалы сорвался, а может и зверь лесной, тигр или медведь, на него напали, того никто не знает. Но только не появлялся он больше в стойбище.

Без охотника беда в семье, не прокормиться женщине с ребёнком в тайге одной. Другие женщины жалели мать с ребёнком, и давали многие кто рябчика, кто костей на бульон, а кто и мяса – да и как не дать, других людей на сотни километров вокруг нет, и, почитай, все в стойбище друг другу родственники.

Однако всё одно на подачках тяжело жить, и пришлось сыну с малых лет осваивать охотничье ремесло, только начал ходить, а уже лук в руках держал. Ещё и говорить не умел, а уже силки на зайца вязал. Через несколько лет сравнялся он с другими охотниками и к тому моменту, как повзрослел, превзошёл их всех, как в умении оружие делать, так и в умении зверя и птицу добывать.

Одно с ним было не ладно. Уж больно злой был до тайги и её обитателей, не простил лесу дремучему, что забрал он отца в младенчестве его. И творил он зло великое, которого ни один охотник больше не делывал.

Увидит тетерев с тетёркой токуются, обязательно убьёт одного из них, чтобы другой горевал да слёзы лил. Зайчиху с выводком найдёт, мать убьёт, а зайчат маленьких умирать бросит. А уж если тигра или медведя встретит, то убивать не станет, а прострелит зверю лапу, чтобы он сам от голода умер, ведь зверь-калека плохой охотник. Да и вообще, уйдёт в тайгу и, пока весь колчан не выпустит, в стойбище не вернётся, главное правило охоты нарушил: убивал зверя не сколько для еды надобно, а сколько убить мог.

Пытались его старые охотники вразумить: «Нельзя так с лесом, не простит он твоей жестокости, отомстит тебе рано или поздно, да ещё и всё стойбище ради тебя пострадает!»

Да куда там! Только смеётся злой молодой охотник: «Старые вы да глупые, ленивые вы да неумелые, оттого и дичи себе берёте только на пропитание, а правила придумали, чтобы свою лень да глупость оправдывать!»

И вот пошёл он в очередной раз на охоту, и увидел ворону, кружащуюся над поляной и громко каркающую. А надо сказать, что ворон в лесу вокруг стойбища много развелось, ведь много дичи стрелял охотник и не всё забирал с собой. И только прицелился он убить ту ворону для забавы, как заметил то, что и ворона не смогла разглядеть с высоты: между переломанных деревьев под большим листом папоротника лежал маленький воронёнок и жалобно пища звал свою маму.

Улыбнулся молодой охотник злой улыбкой, достал воронёнка из валежника, высоко поднял его над головой, чтобы увидела его мать-ворона. А потом положил маленького пищащего воронёнка на камень и раздавил его ногой на глазах у матери.

Он ждал, что ворона будет плакать, кричать от горя, а может кинется на него, тогда и ей он сломает крыло и бросит умирать возле её мёртвого воронёнка. Но ворона не стала рыдать, не стала кричать и не стала искать смерти в неравной схватке, а лишь посмотрела на него с ненавистью и нырнула меж сосен в глубокую чащу.

Пошёл охотник дальше и увидел белку, и только наложил он стрелу, как налетела ворона и прогнала белку. Не стал огорчаться охотник – знал, что много в тайге дичи, а в колчане много стрел: «Найду другую добычу», – подумал он и пошёл дальше. Дальше пошёл охотник и увидел зайца, только хотел набросить на него силок, как налетела стая ворон, раскаркалась, и убежал заяц. «Вот незадача», – подумал охотник, но не стал отчаиваться и пошёл дальше.

Вот уж день к закату клонится, аккуратно ступает охотник, травинка не согнётся, сучок не переломится, листья падают громче, чем умелый охотник идёт по лесу. И вот увидел он оленя, прицелился и только хотел стрелу пустить, как налетела туча ворон, раскаркалась, и убежал олень. И разгневался охотник и в ярости стал пускать стрелы по воронам, но вороны были хитрые и ловкие – юркнули вороны в густые ветви, затерялись стрелы в еловых лапах.

Возвратился охотник в стойбище ни с чем. Дивятся старые охотники, никогда такого с молодым не бывало. Однако ж поделились с ним и птицей, и мясом, ведь и он с ними делился, когда у других случались неудачи.

Пошёл и на другой день охотник в тайгу, но опять вороны всю дичь распугали, и снова вернулся он в стойбище ни с чем. Но на сей раз изменились другие охотники, не дали ему мяса, потому что никому в тот день вороны не дали охотиться, и всё стойбище заснуло голодным.

На третий день пошёл охотник в тайгу, но снова ни зверя, ни птицы не добыл – распугали вороны своим карканьем и зверя, и птицу, стоит лес пустой и тихий. И ещё один день так прошёл и ещё. Наконец возвращается охотник в стойбище ни с чем, а другие охотники его уже поджидают, и говорят ему: «Ты тайгу разозлил, лесные законы нарушил, охотничьи правила забыл – уходи из стойбища. Теперь ни у кого охоты нет, и дичи в лесу не стало, не уйдёшь – все мы умрём от голода. Против тебя зла не держим, но у нас тоже есть дети и жёны, и много дней они уже голодают, так что не серчай, но если поутру или в другой день увидим тебя в стойбище, сами тебя убьём как медведя-шатуна. Ежели в тайге тебя встретим, то зла не сделаем, но и ты к нам не подходи».

И пришлось охотнику покинуть стойбище и искать удачи в глухом лесу. Проходили дни, питался охотник мхом, грибами да ягодами, иногда удавалось поймать в ручье рыбу, и тогда охотник бывал сыт, ведь глуха рыба в воде и карканья ворон не слышала. Вырыл он себе землянку, забросал сучьями и жил так до конца осени. Но вот задули холодные ветры, сковал лёд ручьи, реки и озёра, заморозил грибы и ягоды.

И приготовился охотник к смерти, лёг на земляной пол своего жилища и стал ждать, когда придёт она за ним. И вот ночью слышит он воронье карканье, и уж такой шум подняли, что никогда такого тайга не слышала, и не дождался охотник смерти. Встал утром, умылся снегом, наломал сучьев, развёл огонь, сварил чаю из трав, побродил по лесу и опять вечером лёг смерти ждать, но и в эту ночь подняли вороны шум пуще прежнего, и снова не пришла смерть к охотнику.

И прошёл так ещё день и ещё, иссох охотник, остались от него кожа да кости, а смерть и вовсе бросила к нему приходить, даже смерть вороны от него прогнали. И горько зарыдал тогда охотник и просил прощения у леса. И стал в лесу больных животных находить и выхаживать, а о мясе и мечтать перестал. Больной да раненный зверь на вороньи вопли не реагирует, всё одно смерть. Но наш охотник перестал зверей убивать и стал тайге первым другом.

Исхудал он страшно и до того неслышно ходил, а тут и вовсе как тень сделался, а звери его больше не боялись и простили ему всё, что он сделал. И ходит он по лесу неслышно, и не может он умереть. Сдружился он с тайгой, и вся тайга ему стала домом.

Зовут его с тех пор Подя, а русские называют Лешим, что значит лесной человек. Вот только людей он побаивается, и хотя и не держит уже на них зла, однако ж человеку он всё равно не доверяет и потому никогда не поворачивается к людям спиной.

Специально людей он не обижает, всё больше проказит: или звериным голосом в чащу заманит, или морок наведёт, что человек из трёх сосен на тропу выйти не может. Но хорошему человеку наоборот может и место с ягодами-грибами показать и из леса вывести, как уж будет у него настроение. И охотники перед ним вину помнят и потому то хлеб, то вино в лесу оставляют, чтобы мог он поесть человеческой еды. Таким охотникам он завсегда услугу делает, и добычи им посылает, и в лесу заплутать не даёт.

***

Информация для взрослых:

На Дальнем Востоке действительно почти не было развито земледелие. В основном из-за сурового климата. Поэтому людей тут было очень мало, т.к. хоть и было зверя, птицы и рыбы в наших местах намного больше, чем теперь, всё равно, этого недостаточно для того, чтобы прокормить большое количество народу. Местные народы жили не в деревнях, а в стойбищах – кочевых поселениях, которые следовали вслед за сезонной миграцией зверя и птицы, или рыбы, если это были племена рыбаков.
Вороны действительно обладают долгой памятью и «мстительностью», если это слово можно применить к животным. Известны случаи, когда вороны преследуют обидевшего их хищника, не давая ему охотится. По этой причине хищники почти никогда не нападают на ворон. Такой же отличительной чертой обладают некоторые приматы, в первую очередь сапиенсы, дикие звери не нападают на человека именно потому, что на протяжении десятков, а может и сотен тысяч лет предки человека обязательно выслеживали и убивали напавшего на соплеменника хищника.
А ещё: дух леса у славян зовётся Лешим, если он и не человек, то может представать в образе человека, правда, не отбрасывает тени, а ещё его нельзя увидеть со спины. У народов Сибири и Дальнего Востока «хозяина леса» заменяет «дух огня», зовут его Подя. Подя, что-то среднее между славянским лешим и домовым, он является как покровителем охоты и рыбалки, так и духом домашнего очага.
Обряды, связанные с Подей, популярны у охотников, но особенно у рыбаков: придя в лес или на реку, оставляют они ему водки и еды, чтобы он послал хорошую охоту или рыбалку.
Однако само понятие «лесной человек» к мистике отношения не имеет, на самом деле это совершенно реальное существо. Лесной Человек – это орангутанг, так этих приматов называли в Азии, а в некоторых местах называют и до сих пор.

Информация для детей:

Если какие-то обычаи и поверия кажутся нам сейчас странными и бесполезными, это вовсе не означает, что они действительно не несут пользы, очень может быть, что на самом деле они полезны, и выполнять их стоит, просто люди уже не помнят почему или не могут этого объяснить, а причина на самом деле есть.
Ворона не стала нападать на охотника сразу, потому что в этом случае погибла бы. Она знала это и потому сначала придумала план, как расправится с охотником, и последовательно воплощала его в жизнь с помощью коллектива.
Вороны смогли одолеть охотника, который держал в страхе всю тайгу, потому что действовали все вместе, сообща. Если действовать сообща, то можно справиться с любой угрозой.

Вопросы для обсуждения:

Что нового узнали? (названия, обычаи и пр.)
Зачем существуют у людей правила и законы? (чтобы принимать законы природы без объяснений, ещё до того, как их можно будет правильно обосновать)
Почему развелось много ворон в лесу? (потому что вороны падальщики, а охотник оставлял много мёртвой дичи)
Почему вороны смогли одолеть охотника, когда даже тигры и медведи не могли этого? (потому что держались все вместе и действовали сообща)
Почему никакое стойбище не приняло охотника? (потому что сам он виноват в своих бедах и, по мнению людей, его наказание было заслуженным).