Дорога домой. Тридцать четвертая глава

Бика Алхасова
Хава могла определить настроение  мужа по его шагам.
Ступал он всегда не торопясь,степенно. Но, если при хорошем расположении духа его шаги были легкими и почти неслышными,то тяжелая походка предупреждала всех домочадцев,что хозяин расстроен и его сейчас лучше не трогать.

В любое время дня и ночи,будь то раннее утро или глубокая ночь, при приезде  отца домой вся семья,склонив головы, выстраивалась вдоль стены в гостиной.
На почтительное приветствие ,произносимое старшим из сыновей Ахматом : -Моаршал хаттар , да'да!-
 отец, строго оглядывая каждого ,словно проверяя,все ли на месте, отвечал :
- Дукха дахалда шо,са бераш - живите в мире,дети мои.

Какой бы не терпящей отлагательств ни была возникшая проблема,никто не смел заговаривать первым до тех пор,пока отец не отдохнёт с дороги , не поест, и не спросит,что нового произошло в доме в его отсутствие.

В этот раз приехавший почти на исходе ночи Муратхан шагал легко и бодро.
Хава ,чьё сердце извелось в мучительном ожидании мужа,вздохнула с облегчением и встала рядом с детьми.
Она мельком взглянула на стоявшую рядом осунувшуюся за последние дни  дочь  и еле заметно покачала головой...

Ох,один Аллах  знает,как нелегко ей было решиться на эту авантюру. Но Хава хорошо знала свою дочь . Ее слова о том,что  без этого сели,- шайтан его забери!- она и жить не будет,не были пустым звуком для матери.
Все детство  безоглядно смелая  девочка провела со старшими  братьями и ни в чём не  отставала от них.

Уж сколько раз Муратхан делал замечание жене,чтобы держала девочку дома и воспитывала её женственной и мягкой,как и подобает будущей женщине, жене,но эту бедовую девчонку ей разве было удержать?
Она и на девочку- то не походила,вся чёрная от солнца, покрытая ссадинами и царапинами от бесконечных лазаний с братьями по деревьям да по каменистым и колючим окрестным пригоркам и заброшенным стройкам.
 
Однажды,когда Томе было лет восемь, она
 поспорила с поселковыми пацанятами , что легко вскарабкается на большой камень  ,когда- то отколовшийся от скалы и нависший  над рекой.
Камень был  не очень большим , высотой в  метра два   от силы ,но совершенно гладким и скользким там,где не оброс мхом .
Поняв серьезность ее намерений ,сначала не обратившие внимание  на спор  братья стали догонять сестру,крича ей,чтобы  не делала глупостей. Но Тома была бы не Томой,если бы остановилась...

Пока братья добежали до неё,она, словно юркая  ящерица, мигом взобралась на вершину камня.
Залезть- то залезла,но удержаться на скользком камне не смогла...
Ей еще повезло и она упала не в воду,а у самой ее кромки, иначе унесло бы ее быстрым  течением  Терека.
 Но та победа в споре,за которую она получила несколько жевательных резинок,оставила на ней пожизненную метку - падая ,она проехалась рукой  по  острому ребру камня , буквально срезав себе мизинец правой руки...

Тома во всем была такой- упертой,своенравной и бесстрашной.
Сколько было в ее жизни серьезных травм,ран и ушибов -  и не сосчитать.
Отец часто  ездил по торговым делам в Грузию и матери в его отсутствие   стоило большого труда и сил  хоть немного утихомиривать отчаянную девчонку и удерживать ее дома.
При  отце же не только Тома,но и братья ходили  как в воду опущенные и не смели повысить голоса.

Сыновья  подрастали  и отец стал их одного за другим привлекать к семейным  делам, а иногда даже отправлял решать вопросы со скупщиками.
Занимался Муратхан делом  достаточно прибыльным - скупал у овцеводов в горах  необработанную овечью шерсть и шкуры и возил их в Мцхету,где у него были уже налаженные торговые связи.
Сыновья поначалу морщились от запаха  при одном приближении к  старому уазику ,битком набитому мешками с шерстью и связками шкур, но ,не осмеливаясь перечить отцу,    молча принимались за дело.

Из  последней  поездки Муратхан вернулся очень  довольный, в благодушном настроении , чем поторопилась воспользоваться Хава.
Не лишенная женской хитрости если нужно было получить одобрение мужа на что- либо, в этот раз она начала разговор, в душе мучаясь угрызениями совести.

Закончив расспросы о самочувствии и делах,Хава глубоко и беспокойно вздохнула.
От Муратхана не укрылась тревога в ее голосе.
- Сево дохадаьд хьа дог? Чем ты расстроена?-  спросил он жену ,  стелившую постель.

- Муратхан,я не очень часто досаждаю тебе просьбами,- начала Хава.
Муратхан в знак согласия молча кивнул головой.
- Так вот...Помнишь мою давнюю знакомую Чакар из Дагестана? ... У нее есть племянник,очень хороший и серьезный парень. Она просит нас с тобой помочь парню с работой. Он попал в какую- то щекотливую историю и ему нужно хорошо заработать,чтобы уладить свои дела.
Не мог бы ты помочь ему?... Ведь ты сам говорил,что еще один помощник вам с сыновьями не помешает ,и искал толкового парня.

Торопливо,словно боясь передумать, высказав мужу свою просьбу,Хава замерла.
От странного предчувствия,вдруг вспыхнувшего где- то в подсознании, её стало знобить.
,,Не соглашайся! Откажи!'' - хотелось ей кричать,но у нее  перед  глазами стояло  заплаканное и несчастное лицо отчаявшейся дочери,которой она пообещала помочь...

- Пусть едет парень. Не обидим.
Муратхан мягко привлёк жену к себе и прошептал:
- Хьо елаенна б1аргаяйча,дика хет сона...
Улыбнись.
Я люблю,когда ты улыбаешься...
___________________________________

Исмаил упорно сопротивлялся Томиным слезным  уговорам, переходившим к  ультиматумам.
Его достоинство не позволяло ему ввязываться в сомнительную ,унизительную для себя  авантюру,придуманную женщинами, и  настаивал на том,чтобы самому решить  проблему.
Тома тоже упорствовала,считая,что другого выхода у них просто нет ,  плакала и обвиняла его в том,что он совсем ее не любит и не хочет понять.

Вскоре прибавился еще один повод для её упреков .
Директор  завода сепараторов ,расположенный на территории Исмаила,выделил  положенную ему как  участковому инспектору   двухкомнатную квартиру. 

Багадур,  сослуживец Исмаила, со своей семьей и семьёй  брата занимали по комнате в родительской квартире . Совсем недавно у Багадура родился еще один ребенок и ,устав от тесноты,они уже подумывали о съеме жилья попросторнее. Узнав о том,что Исмаил получил квартиру от завода,Багадур стал просить  уступить её  ему.
Исмаил знал о его бытовых проблемах и не смог отказать .

- Ну не мог я ему отказать,пойми! Он живет очень стеснённо,  у него уже двое детей.- Я  стою в очереди на квартиру и тоже  получу ее ,возможно,совсем скоро.
пытался он объяснить ситуацию Томе.
- А у тебя их трое! И ты тоже живёшь в двух комнатах,одну из которых занимает сестра  твоей жены! Я уже не говорю о том,как я мечтала о настоящем доме,нашем с тобой доме! - не сдавалась раздосадованная Тома,уже мысленно обустраивавшая новую квартиру.
Исмаил  понимал ее чувства и даже испытывал перед ней вину,но в то же время ему было неприятно видеть   в любимой  такую жесткость и гневливость.
_____________________________________

Лихие девяностые неслись безоглядно ,распространяя везде ,словно чуму,  свое беззаконие.
Это были годы  рэкета и братвы, блеска и нищеты, элитных проституток и колдунов в телевизоре, сухого закона и коммерсантов. Это было время не социальных лифтов, а, скорее, телепортаций. Простые парни, вчерашние школьники, становились бандитами, потом банкирами, а иногда и депутатами. Если выживали...

Разгул преступности вступил  в полную силу :организованная преступность,частые разборки ,почти всегда заканчивающиеся убийством молодых ребят;  закрытые заводы и фабрики,безработица ; обнищание огромного количества людей ,а на их фоне  -  быстро  богатеющие удачливые предприниматели,которым,впрочем, бесконечно досаждали те же рэкетиры; пустые прилавки,очереди и тотальный  дефицит  ; и талоны,талоны,талоны...

Царил настоящий хаос и  вряд ли  могло бы быть по-другому. Распалось не просто государство, крушение потерпела целая идеология, и народ не мог создать, усвоить и принять новые правила за один день.

Всему этому кошмару,казалось,  не будет  конца и края. Вся страна напоминала корабль в штормующем океане , пытающийся продержаться на плаву и не утонуть.
И в то же время наряду с отчаянием в каждом жила  надежда,что ещё немного- и всё обязательно изменится :  страна возродится  и  народ заживет  сытой и спокойной жизнью...

В государственных структурах ситуация была гораздо хуже. Сотрудникам постоянно задерживали зарплату. И это в период безумной инфляции. Часто платили продуктами, которые потом приходилось обменивать на рынках.

Не стала исключением и милиция.
 Работники ,проводившие на службе по нескольку суток почти без сна и отдыха ,получали сущие копейки.
 Многие уходили в частные охранные предприятия,где платили намного больше.
Остались в основном идейные , особой ,советской школы и закалки, пришедшие в милицию по благородному порыву и призванию.

На милицию  легла  непростая задача-  в условиях разрухи и кризиса, увеличения числа преступных группировок, чувствовавших себя безнаказанно, бороться с преступностью.
И именно в это время,так же,как и в других государственных структурах,  буйными красками расцвела в милиции  коррупция,что  способствовало сильному падению ее авторитета .

Милиция быстро стала теснить криминальные бригады, занимавшиеся крышеванием,и теперь это стало их  полем деятельности и бизнесом.
-С бандитами хоть договориться как- то можно, а менты ,пока все кости и зубы не переломают и не заберут всё,не отстанут. Ещё и посадят,- говорили  коммерсанты.

Работать в такой обстановке становилось все тяжелее, но ,несмотря на вставляемые   собственным начальством  палки в колёса, разочаровываясь в ,казалось бы,не одним днём проверенных товарищах  , крепкий и опытный  костяк отдела тем не менее решительно  боролся  с властвующей на улицах города нечистью.
Радовало и не давало опускать руки   то,что  честных и отчаянных работников, веривших в свои силы и высшую справедливость  было большинство.

Исмаил уже окончил университет и работал  опером в уголовном розыске . С ним считались и уважали его. Зная его высокую профессиональность, острый ум  и бескомпромиссность,ему поручали  самые опасные и   казавшиеся неразрешимыми дела.

Приходившему без сил, ему и после работы  не было покоя. Дома  его всегда ожидали соседи,знакомые,знакомые знакомых,родственники ,которым  требовалась его помощь или совет.
Так было и в этот раз.

У соседа Анвара была особенная  коммерческая   жилка  ,благодаря которой он стал  одним  из быстро освоившихся в новых условиях удачливых  предпринимателей. Его кафе находилось на   пересечении самых оживленных улиц города и приносило хороший доход.
Сколько рэкетирских атак и наездов было поначалу на него,и сосчитать трудно.
Вплоть до того момента,пока,совсем уже отчаявшийся от непомерных поборов, он не обратился за помощью к Исмаилу ...
Больше его никто не трогал.

- Что на этот раз?- устало пожал ему руку Исмаил,сидя на кровати и  едва сдерживаясь,чтобы не провалиться в сон.

- Ты же помнишь Ларису?

- Журналистку твою?

- Ну да... Представляешь ,она требует денег... Много денег.
В противном случае  угрожает заявить об изнасиловании .

Исмаил от удивления даже привстал с кровати.
- Что?!...А  зачем ты насиловал её?- спросил он, прокашлявшись,чтобы не рассмеяться.

Анвар был видным парнем,хоть и немного наивным,да еще при деньгах, и девушки сами так и вешались на него.
Он был очень воспитан,интеллигентен ,но довольно  трусоват  ,и невозможно было представить ,что он не то,чтобы мог применить грубую силу к девушке,но даже просто нахамить ей.

- Да нет,конечно! Ты же знаешь меня... Да и встречаемся мы уже почти полгода. Какое там насилие?-  улыбнулся Анвар уголками губ. В его больших синих глазах застыли разочарование и тревога .

- А я уже  жениться  был почти готов, да что- то удерживало всё время... Почему женщины такие непредсказуемые?.. Вчера в любви клялась,а сегодня  угрожает!
Что мне делать,а ?...

- Когда вы были близки последний раз?

- Сегодня утром...Она пришла ко мне на работу сама не своя.Соскучилась очень,говорит... А после... сразу про деньги стала говорить.
Я сначала поверить даже не мог, думал,шутит...

- Значит,давно задумала...А сегодня пришла специально... И,скорее всего, уже сняла и побои ,и гинеколог ее осмотрел.

Анвар побледнел .
- Ка...какие побои?... Не бил я ее!
Потом,вспомнив что- то,он замер.
- Говорю же,она была какая- то не такая. Просила сделать ей больно,да так,чтобы следы остались. Но я отказался. Не люблю я такого.

- Не волнуйся,найдется,кто любит и такое,и сделает это за тебя...Вставай,поехали ! Попробуем  встретиться и  поговорить с ней.

Несмотря на сумерки,Лариса  вышла к нему в больших солнцезащитных очках.
Сняв очки,она показала синяки вокруг глаз,ссадины на шее и на руках,и залилась слезами .

- Смотри,что он со мной сделал... А я так любила его... и сейчас люблю! За что он так со мной?!  За мою  любовь к нему ?...За что???...Если хотел избавиться от меня,надо было просто сказать ,чтобы я уходила. И я бы молча ушла! Но такого унижения я не намерена прощать!

Исмаил ,хорошо знавший Анвара, понимал,что парень совершенно не способен на что - либо подобное,но артистизм девушки завораживал ,и он молча наблюдал за ней,ожидая   развития событий и почти наверняка уверенный в том,как именно этот спектакль закончится.
Чутьё не подвело его.

- Меня уже осмотрели врачи и подтвердили факт изнасилования. Все бумаги находятся в надежном месте. Завтра я иду в милицию,- с этими словами Лариса,все ещё вытирая слёзы и всхлипывая, протянула раскрытую ладонь ,на которой шариковой ручкой была написана кругленькая сумма,и тут же старательно оттерла ее.

Если у Исмаила и могли возникнуть какие- то сомнения в невиновности Анвара,теперь все было ясно. Удивляла хладнокровная  наглость и смелость девушки,хотя он чувствовал,как временами ее голос начинал нервно подрагивать.
Было ясно,что за ее спиной стоит  кто- то несомненно умный и  опасный,кто направлял  каждое её движение и всё просчитал.

- Анвар очень сожалеет . Он любит тебя,хочет жениться  и замять это недоразумение.

На лице девушки не дрогнул ни один мускул.
- Нет,я больше ему не верю . Он настоящий  садист и будет и дальше мучать меня.

- Послушай,Лариса,тебя совсем не смущает то,что я опер?...Ты совсем  ничего не боишься? Я ведь запросто смогу вывести тебя с твоим подельником на чистую воду. И я обязательно это сделаю,если ты не оставишь парня в покое...Остановись!

- А ты попробуй,мент. И посмотрим, чья возьмет.
Лариса ушла,не оглядываясь,оставив Исмаила в состоянии тихого бешенства .

Эту ночь Исмаил провел  с Томой.
Утром возле райотдела  его ожидал понурый  Анвар. Он,избегая смотреть Исмаилу  в глаза, рассказал ,что поздно ночью в кафе  приходила Лариса и потребовала уже  значительно меньшую сумму.
Хотя сумма  все еще оставалась внушительной,напуганный перспективой реального тюремного срока ,он  отдал ей все,что она просила.

Назвав Анвара трусливым идиотом ,Исмаил направился в свой кабинет. Весь день у него не проходило чувство ,что Лариса посмеялась над ним,и это не давало сосредоточиться на работе.

К вечеру четвертого дня выяснилось,что с той ночи,когда Лариса была в кафе у Анвара,ее больше никто не видел . Ее не было ни на работе,ни дома.
Откуда- то вдруг появилась  записка ,в которой Лариса сообщала об угрозах со стороны Исмаила и просила винить его ,если с ней что- то случится или она неожиданно исчезнет...

- Я верю,что ты тут ни при чём,- сказал начальник отдела Рамазан Магомедович, выслушав Исмаила. - Эта Лариса та ещё штучка. Влезла в большие  долги и,возможно,сама сбежала от кредиторов.
Но тебя сегодня ночью собираются задержать. А у тебя нет ни алиби ,ни толкового объяснения,и  расследование неизвестно сколько продлится ... Я  тебя знаю не один день и нисколько в тебе не сомневаюсь,и предлагаю один возможный при сложившихся обстоятельствах вариант.
Ты должен сегодня же уехать из города.
Сейчас же. А я на свой страх и риск  подпишу задним числом рапорт о твоем увольнении. А там разберемся. Это пока единственное,что я для тебя могу сделать.

Первая мысль Исмаила была о  дочери. Конечно,он надеялся,что Ларису скоро найдут и обвинения отпадут сами собой ,но что,если нет, и ему придется уехать надолго? Что будет с его малышкой ,оставленной на попечении чужой женщины?
Полностью еще не пришедший в себя от обрушившегося на него нового испытания,не имея  пока еще  никакого плана действий, Исмаил направился в сторону загородного поселка,где жили  Джарият и Аля.
Он должен был сейчас увидеть свое маленькое солнышко  и посмотреть в  ее улыбчивые карие  глаза. И тогда решение придет само собой. Он в этом был уверен.