Хаджж и трёхлетняя ссылка Ибрахим-эфенди ал-Йалаки

Али Албанви
АЛ-ЙАЛАКИ, АЛ-ХАДЖЖИ ИБРАХИМ-ЭФЕНДИ Б. ИСМА‘ИЛ-ЭФЕНДИ ИБН ИБРАХИМ ИБН ЙУСУФ (ок. 1865–?) — южнодагестанский поэт, педагог и богослов.  Ибрахим-эфенди родился в сел. Ялак Самурского округа (ныне село в Ахтынский районе, Южный Дагестан). Ибрахим-эфенди, также, как и его отец суфийский шайх Исма‘ил-эфенди ал-Йалаки (ок. 1828–1883/84) принадлежал к местной духовной элите и был известным в регионе мусульманским учёным-богословом.

Согласно Посемейным спискам сел. Ялак от 1873 и 1886 гг., он родился примерно в 1865 г. Уникальные сведения о ал-хаджжи Ибрахим-эфенди содержатся в неизвестном прежде и неизданном рукописном списке арабоязычного сочинения дагестанского учёного Назира ад-Дургили (1891–1935) «Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских учёных»). В этой рукописи упоминается и отец ал-хаджжи Ибрахим-эфенди — «шайх малла Исма‘ил ал-Йайлаки ал-Ахти». Любопытно, что все эти сведения о ялакских учёных отсутствуют в изданных в г. Берлине (Германия) и г. Москва немецком и русском переводах одного из списков сочинения Назира ад-Дургили. В неизданном списке сообщается о дружбе учёного ал-хаджжи Ибрахима ал-Йалаки с выдающимся дагестанским богословом и поэтом XIX в. ал-хаджжи ‘Абд ал-Латифом ал-Хуци (1857–1890) из сел. Гоцо — старшим братом муфтия, четвертого имама Дагестана, богослова и поэта Наджм ад-дина ал-Хуци (1859–1925).

В 1303 г. хиджры (1885–86 г.) Ибрахим-эфенди и ‘Абд ал-Латиф вместе посетили г. Казань с целью встречи со знаменитым татарским богословом шайхом Шихаб ад-дином ал-Марджани (1818–1889) в его медресе «Марджанийа». Поездка в г. Казань произвела на ‘Абд ал-Латифа большое впечатление: он понял, что, находясь безвыездно в Дагестане, можно отстать от передовой науки, кроме того, у него пробудилось желание поближе познакомиться с мусульманским миром. ‘Абд ал-Латиф подает заявление в российскую администрацию с просьбой совершить паломничество в г. Мекка, но неожиданно получает отказ. Паломники, вернувшиеся из святых мест, являлись, по мнению царской администрации, «разносчиками вредных идей», в связи с чем губернатор Дагестанской области Н.З. Чавчавадзе (1830–1897) даже распорядился препятствовать горцам отправляться в Аравию под предлогом опасности распространения холеры. Однако вскоре, после поступления многочисленных жалоб, был дан другой приказ: разрешался выезд в Мекку только людям старше пятидесяти лет.

В апреле 1889 г., Ибрахим-эфенди ал-Йалаки и ‘Абд ал-Латиф ал-Хуци, без разрешения царских властей, отправились вместе из российского порта Батум (ныне г. Батуми, Грузия) в Турцию, прибыли в г. Стамбул, где пробыли около двух месяцев. Затем они вместе отправились в Египет, где посетили могилы праведников и шайхов. Из Египта они прибыли в г. Мекка, совершили ал-хаджж (паломничество) и посетили могилу пророка Мухаммада в г. Медина. Затем они вернулись в г. Стамбул и оставались там семь месяцев, прежде чем вернулись на родину.

Возвращаясь в Дагестан, ‘Абд ал-Латиф ал-Хуци надеялся заняться там любимой преподавательской работой и быть полезным для своих соотечественников. Оба путешественника приехали в г. Темир-Хан-Шура — тогдашней столицы Дагестанской области (ныне г. Буйнакск), в конце июня 1890 г. и были тут же арестованы, так как губернатор был крайне возмущен их выездом за пределы государства без его разрешения. Через несколько месяцев заточения в г. Темир-Хан-Шура, они были высланы в ссылку в центральные регионы России. Ибрахим-эфенди ал-Йалаки был сослан в город Темник Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне г. Темников, Республика Мордовия), где пробыл три года, а затем вернулся в Дагестан, а местом ссылки богослова ‘Абд ал-Латиф ал-Хуци стал город Обоянь Курской губернии (ныне одноимённый город в Курской области), где он и умер в том же году.

Энциклопедист Назир ад-Дургили (ум. 1935) называет ал-хаджжи Ибрахима из сел. Ялак «превосходным учёным» и пишет, что он получил знания у ‘Абд ал-Латифа ал-Хуци (ум. 1925) — своего старшего товарища и друга, а также у знаменитого южнодагестанского историка ал-Хасан-эфенди ал-Алкадари (1834–1910) и других учёных. Ибрахим-эфенди ал-Йалаки составил хвалебную рецензию (такриз) на комментарий (шарх) ал-Хасана ал-Алкадари к сочинению ‘Абд ал-Латифа ал-Хуци «ал-‘Урда ал-махдийа ли-р-равдат ан-ниддийа», посвящённого восхвалению пророка Мухаммада, что, по мнению Назира ад-Дургили, указывает на хорошее знание им арабского языка.

В ЦГА РД был обнаружен документ на русском и тюркском языках, согласно которому 5 марта 1918 г. мусульманское духовенство Самурского округа избрало ялакца ал-хаджжи Ибрахим-эфенди сына Исма‘ил-эфенди из сел. Ялак председателем окружного шариатского суда в сел. Ахты. Таким образом, в это время ялакский учёный фактически возглавлял мусульманское духовенство тогдашнего Самурского округа — обширного административного образования, включавшего нынешние Рутульский, Ахтынский, Докузпаринский и часть Магарамкентского районов Республики Дагестан. Впоследствии, ал-хаджжи Ибрахим-эфенди, как и многие другие видные представители дагестанского мусульманского духовенства, был арестован советскими властями и репрессирован. Достоверных данных о его дальнейшей судьбе пока не обнаружено. Дочь ал-хаджжи Ибрахим-эфенди, Салихат (1912–2002), скончалась во время совершения ал-хаджжа и похоронена в г. Тайма (Саудовская Аравия). Памятная надпись об этом на лезгинском языке нанесена на плиту, установленную в стене строения слева от мавзолея Исма‘ил-эфенди ал-Йалаки.

Ибрахим-эфенди ал-Йалаки был владельцем крупной библиотеки рукописных и старопечатных книг, часть из которых, безусловно, перешла к нему от его отца. Состав этой библиотеки была традиционен для собраний книг того времени. Кроме Коранов, она включала сочинения по мусульманскому праву (фикх), грамматике арабского языка, догматике, хадисы и т. д. К сожалению, эта ценная книжная коллекция не сохранилась до наших дней, её постигла печальная участь подавляющего большинства частных и мечетских библиотек Лезгистана. Судьба почти всех книг коллекции неизвестна. Возможно, что обнаружение этих книг позволит выяснить новые данные о жизни и творческом наследии ялакских мусульманских учёных. Память о шайхе Исма‘ил-эфенди ал-Йалаки (ум. 1883/84) и его сыне ал-хаджжи Ибрахим-эфенди (ок. 1865–?) бережно хранится в ялакском джама‘ате. Именем ал-хаджжи Ибрахим-эфенди ал-Йалаки названа улица в селении Ялак Ахтынского района Дагестана.



Автор: ‘Али Албанви




ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АД-ДУРГИЛИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Доргели (Карабудахкентский р-он). В современной историографии (отечественной и зарубежной) принято написание ад-Дургили (т. е. из селения Дургели), тогда как в автографе использовано написание ад-Дуркили, обусловленное спецификой арабской графики — отсутствием фонемы и литеры -г- и заменой ее буквой каф (-к-).

АД-ДУРГИЛИ, НАЗИР-ХАДЖЖИ НИКА-МУХАММАД АЛ-АЛТУНИ (МАГОМЕД ГАДЖИЕВ) (1891–1935) — дагестанский учёный и энциклопедист из сел. Доргели (ныне Карабудахкентский р-он). Автор труда «Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских учёных»).

АЛ-АЛКАДАРИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Алкадар (ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-АЛКАДАРИ, МИРЗА АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана).

АЛ-ДЖАБАЛИ — нисба «ал-Джабали», переводится букв. как «Горский», т. е. «Дагестанский».

АЛ-ХУЦАЛИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из дагестанского сел. Гоцатль (ныне Хунзахский р-он).

АЛ-ХУЦИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из дагестанского из сел. Гоцо Аварского округа Дагестанской области, ныне сел. Гоцоб Гергебильского р-на Дагестана.

АЛ-ХУЦИ, НАДЖМ АД-ДИН Б. МУХАММАД Б. ДОНОГОНО Б. ХАМЗАТ (ГОЦИНСКИЙ) АЛ-АВАРИ АД-ДАГИСТАНИ АЛ-ДЖАБАЛИ (1859–1925) — политический деятель, один из лидеров контрреволюционного движения в Дагестане в 1917–1921 гг. Получил хорошее мусульманское образование, оставил большое число стихов на арабском языке, частично изданных в Сирии. Расстрелян в 1925 г. Нисба «ал-Хуци» — от названия сел. Гоцо Аварского округа Дагестанской области (ныне село в Гергебильском р-не Дагестана).

АЛ-ХУЦИ, ‘АБД АЛ-ЛАТИФ Б. МУХАММАД Б. ДОНОГОНО Б. ХАМЗАТ АЛ-ДЖАНГУТИ АД-ДАГИСТАНИ (Абдулатип Гоцинский) (1857–1889/90) — дагестанский политический деятель, богослов из сел. Гоцо Аварского округа Дагестанской области, ныне Гергебильского р-на Дагестана. Старший брат Наджм ад-дина ал-Хуци (ум. 1925). Жил в сел. Н. Дженгутай. Автор сочинений: «ал-Аламис ас-сафийа ал-кати ‘a ли-зуджадж салат ба‘д ас-суфийа», «‘Утур ал-йасамин ‘ала рисалат аш-шайх Мухаммад ’Амин», «Такрират ‘Абдаллатиф ал-Хуци». В ауле Нижний Дженгутай ‘Абд ал-Латиф ал-Хуци основал медресе, которое в то время было одним из лучших в Дагестане. Он женился на Хану (Ханзадай), дочери полковника царской армии Мухаммада по прозвищу «Пристав» из сел. Верхнего Дженгутая. Сам ‘Абд ал-Латиф занимался наукой, а его большим имуществом управляла жена Хану. Знаменательным событием в жизни ‘Абд ал-Латифа, повлиявшим на всю жизнь молодого ученого-педагога, стало его увлечение суфизмом под влиянием шайха Мухаммад-хаджжи ал-Кикуни (1835/36–1913) из сел. Кикуни (ныне село в Гергебильском р-оне, Дагестана) и в дальнейшем вступление в тарикат Накшбандийа. Это вызвало недовольство у его отца, царского чиновника, очень умного и осторожного человека. По всей вероятности, Доного Мухаммад был не столько против самого учения тариката, сколько опасался, что подозрительность и преследования, которым подвергались в то время представители тариката со стороны российских властей, могут коснуться его сыновей. Поведение и инакомыслие ‘Абд ал-Латифа при его авторитете и популярности не могли долго оставаться без внимания российских спецслужб, и он оказался среди ненадежных и нежелательных лиц в глазах русской администрации. В 1884 г. ‘Абд ал-Латиф впервые покинул пределы Дагестана, отправившись в г. Казань, где посетил известного татарского учёного Шихаб ад-дина ал-Марджани (ум. 1889) в его медресе «Марджанийа». Поездка в г. Казань произвело на ‘Абд ал-Латифа большое впечатление: он понял, что, находясь безвыездно в Дагестане, можно отстать от передовой науки, кроме того, у него пробудилось желание поближе познакомиться с мусульманским миром. ‘Абд ал-Латиф подает заявление в российскую администрацию с просьбой совершить паломничество в г. Мекка, но неожиданно получает отказ. В апреле 1889 г., ‘Абд ал-Латиф без разрешения царских властей, отправился в паломничество в г. Мекка.  Возвращаясь в Дагестан, ‘Абд ал-Латиф надеялся заняться там любимой преподавательской работой и быть полезным для своих соотечественников. Оба путешественника приехали в г. Темир-Хан-Шура в конце июня 1890 г. и были тут же арестованы, так как губернатор был крайне возмущён их выездом за пределы государства без его разрешения. Через несколько месяцев заточения, они были высланы в Россию: ‘Абд ал-Латиф в г. Обоянь Курской губернии, а ал-хаджжи Ибрахим-эфенди ал-Йалаки — в г. Темник Тамбовской губернии. По сообщению М. Гайдарбекова он знал и преподавал арабский, персидский, турецкий (тюркский), казикумухский языки, писал книги по следующим отраслям науки: по арабскому языку, по логике, догматике, философии, астрономии, математике, тафсиру, хадису, фикху и «корням» фикха. Рукопись «‘Утур ал-йасамин» посвящена толкованию текста комментариев турецкого учёного Мухаммад-’Амина б. Садр ад-дина аш-Ширвани (жившего в г. Константинополь, ныне г. Стамбул), ханафита по мазхабу (ум. в 1036/1626 г.), являющиеся толкованиями труда Шамс ад-дина Мухаммада ал-Фанари (1350–1431) «Шарх ал-Исагуджи». Толкование Мухаммад-’Амина в Дагестане называлось «Молла Оглы», Мухаммад-’Амин назвал его «Рисалат джихат ал-вахда», это толкование являлось популярным учебником по логике, а когда на него ‘Абд ал-Латиф ал-Хуци написал по свидетельству М. Гайдарбекова свои толкования, то дагестанские алимы в глоссах сочинений по логике, читаемых имён приводили целые абзацы из сочинения ‘Абд ал-Латифа ал-Хуци. Эту рукопись ‘Абд ал-Латиф брал с собой в путешествие по Ближнему Востоку во время поездки в ал-хаджж и оставил один экземпляр труда у какого-то шайха (известного учёного главы какой-то общины) Шамс ад-дина ал-Анбаби с тем, чтобы тот переписал его для себя и затем передал студенту-дагестанцу, учащемуся в то время в ал-Азхаре (г. Каир, Египет). Последний должен был отправить его автору. Брат ‘Абд ал-Латифа, Наджм ад-дин ал-Хуци (ум. 1925) сообщил своему родственнику, устаду тариката Ахмад-хаджжи из сел. Гоцо, что рукопись не была получена автором, хотя ал-Анбаби передал её тому студенту своевременно. Наджм ад-дин написал об этом после смерти своего брата, он просил Ахмада-хаджжи, собравшегося совершить ал-хаджж к этому времени, зайти в г. Каир к этому студенту — дагестанцу и взять у него эту рукопись. М. Гайдарбеков полагает, что, возможно, ‘Абд ал-Латиф ал-Хуци во время своей поездки на Ближний Восток, имел намерения издать там свою рукопись. Дагестанский арабист шайх ‘Али ас-Сугури из сел. Согратль написал об этой книге похвальный отзыв в стихотворной форме.

АЛ-ГИМРАВИ, ШАМИЛЬ (ШАМУИЛ, ШАМВИЛ) ИБН ДИНГАВ МУХАММАД АД-ДАГИСТАНИ (1797–1871) — предводитель кавказских горцев, признанный третий имам теократического государства — Северо-Кавказский имамат. Был женат на дочери суфийского шайха Джамал ад-дина ал-Гумуки (ум. 1866) — Захидат (1830–1871), от этого брака у них родился сын Мухаммад-Камиль (1863–1951). Дочь имама — Нафиса (1842–1866), была замужем за сыном шайха Джамал ад-дина — ‘Абд ар-Рахмана ал-Гумуки (ум. 1901). В юности Шамиль учился у ученого Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834). Шамиль стал соратником известного Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1832). Вместе с Гази-Мухаммадом он отправился в В. Яраг (лезг. Вини Ярагъар) Кюринского округа, принял накшбандийский тарикат у шайха Мухаммад-эфенди ал-Йараги (ум. 1838), который (получил наставление) от шайха Хас-Мухаммада аш-Ширвани (ум. ок. 1831), а он — от Исма‘ила ал-Кюрдамири (ум. 1847/48), который (в свою очередь) получил от известного Халида ал-Багдади (ум. 1826). Дагестанский энциклопедист Назир ад-Дургели (ум. 1935) в «Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских учёных») пишет, что Гази-Мухаммад и Шамиль «оба получили иджазу от Мухаммада ал-Йараги и вернулись в Гимры».

ЗАКАРИЯЕВ, ЗАМИР ШАХБАНОВИЧ (род. 1971) — российский учёный-арабист. Доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии ДГУ (г. Махачкала, Дагестан), старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (Дагестан), заведующий кафедрой иностранных языков ДГУНХ.

АЛ-ЙАЛАКИ, АЛ-ЙАЙЛАКИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Ялак (ныне Ахтынский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-ЙАЛАКИ, ИБРАХИМ ИБН ЙУСУФ (1790–1859) — отец суфийского шайха Малла Исма‘ил-эфенди ал-Йалаки (ок. 1828–1883/84).

АЛ-ЙАЛАКИ, МАЛЛА ИСМА‘ИЛ-ЭФЕНДИ ИБН ИБРАХИМ ИБН ЙУСУФ АЛ-АХТИ (ок. 1828–1883/84) — мухаджир, суфийский шайх из сел. Ялак (ныне Ахтынский р-он, Южный Дагестан). Сведения Посемейных списков сел. Ялак Самурского округа от 1850, 1865, 1873 и 1886 гг., хранящихся в Центральном государственном архиве Республики Дагестан (ЦГА РД), дают возможность прояснить генеалогию шайха Исма‘ил-эфенди. Было установлено, что Исма‘ил-эфенди родился около 1828 г. Его отец Ибрахим родился около 1790 г., а умер в 1859 г. Деда Исма‘ил-эфенди по отцу звали Йусуф, он родился примерно в середине XVIII в., а умер после 1829 г. У Исма‘ил-эфенди было два брата: старший – Искандар (род. ок. 1819 г. – ум. до 1873 г.) и младший – Кариб (ок. 1835 – 1862).

АЛ-ЙАЛАКИ, АЛ-ХАДЖЖИ ИБРАХИМ-ЭФЕНДИ (ок. 1865–?) — поэт, педагог, единственный сын богослова Исма‘ил-Эфенди ал-Йалаки (ум. 1883/84). Родился в сел. Ялак. Ал-хаджжи Ибрахим-эфенди, принадлежал к местной духовной элите и был известным в регионе мусульманским ученым-богословом.

ЧАВЧАВАДЗЕ, НИКОЛАЙ ЗУРАБОВИЧ (1830–1897) — князь, российский генерал, участник Кавказской войны. В обществе именовался как «Большой Нико». С 1863 года — полковник. Воинский начальник Западного Дагестана в 1866–1876 гг. 30 августа 1869 г. произведён в генерал-майоры (со старшинством от 26 ноября 1871 г.). 26 февраля 1872 г. зачислен в Свиту Его Императорского Величества. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. командовал сводной кавалерийской дивизией на турецкой границе, затем был назначен воинским начальником Дагестанской области; за храбрость получил золотую саблю с бриллиантами и надписью: «За храбрость». В 1880–1883 г. исполнял обязанности командующего войсками Дагестанской области, затем был военным губернатором Дагестанской области.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ЯЛАК — высокогорное лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. Образует сельское поселение «село Ялак», как единственный населённый пункт в его составе.



ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-ХАДЖЖ (араб.) — паломничество, связанное с посещением Мекки (Масджид ал-Харам) и её окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина) в определённое время. Ал-Хаджж является пятым столпом ислама после Шахады, молитвы (намаз), милостыни (закят) и поста (саум).


ЛИТЕРАТУРА

1. Албанви А. Ялакские шайхи времён Кавказской войны [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proza.ru/2018/08/21/1819, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.10.2019). — Яз. рус.

2. Закарияев З.Ш. Эпиграфические памятники на арабском языке по истории Кавказской войны (новые данные) // МавраевЪ. Культурно-исторический журнал 2(7). 2015. С. 48–55.

3. Закарияев З.Ш. Ялакские ученые-богословы шейх Исма‘ил-эфенди и хаджи Ибрахим-эфенди [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9I2yvs, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.10.2019). — Яз. рус.

4. Хаджи Мурад Доного. Абдулатип Гоцинский — «ищущий благородные науки» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9UXW42, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.10.2019). — Яз. рус.

5. Шихсаидов A.P., Омаров X.A. Каталог арабских рукописей (Коллекция М.-С. Саидова). Махачкала: Издательство типографии ДНЦ РАН, 2005. С. 84.