Добро с кулаками

Шалюгин Геннадий
             
   В журнале  «Всемирное  слово» (1998, № 10-11)  опубликована  статья  Александра  Воронеля  «Новый  дуализм». Речь идет об извечной  борьбы  добра и зла – в преломлении ее  в  зеркале  русской  литературы. В  качестве  выразителей   противоположных  взглядов   выбраны  Лев  Толстой и Александр Солженицын. На русском материале автор  делает выводы  относительно   всей  нравственно-религиозной  картины мира. Предварительные выводы таковы:  и Библия, и  русская  литература вослед за  ней  стоят на позиции добра.
  Чего  ж  тут нового?  Русские писатели  всегда,  начиная  от Нестора летописца, проповедовали  добро  в  полном соответствии со Святым писанием. «Не ревнуй злодеям,  не  завидуй  делающим  беззаконие… Уповай  на господа  и делай  добро:  живи на  земле и  храни истину… Кроткие  наследуют  землю  и насладятся   многообилием мира» (Пс. 36, 9-10). Толстой, великий русский бунтарь,  хотел  с  помощью  любви  полностью искоренить зло.  Вот как его  нравственную позицию  изложил  А.Солженицын  в  романе  «Август 14-го»: «…разумное и нравственное всегда совпадают… Добро и разум  -  одно и то  же …  Зло  - от незнания,  а не  от злой  натуры  или природы…».
По мнению А.Воронеля,  Солженицын оспаривает  эти постулаты.  И сам он считает эти позиции ограниченными. Они сложились в  эпоху  господства ортодоксального православия   и отражают провинциализм  мировоззрения  русского мира.  Да и сам библейский псалмопевец, воспевший  добро, по словам Воронеля,   «просто наивный  оптимист,   лакировщик  действительности». Смело сказано!
На деле  же, по  утверждению  Воронеля,  зло занимает в мире  позиции,  равные позициям добра. Зло реально формирует нас  и  нашу реальность.  Само слово  «зло»  в индоевропейских  языках  (Evil)  содержит дополнительный  смысл «намерение»,  «воля». Злая  воля реально существует в мире. Зло не  хочет знать истины,  оно  рвет ее  клыками. Люди  творят зло с огромной силой  убеждения.  Были и целые  эпохи тотального торжества  зла. К примеру,  сталинский  СССР… Сам Сталин  -  гений  зла.
 Солженицын, по  мнению  Воронеля,  определенно понял,    что зло не просто заблуждение:  это творящая  сила.  Русская  революция  - торжество  зла.  Парвус  -  тот самый,  который  на  немецкие  денежки переправил в  революционный  Петроград Ленина  в  запломбированном  вагоне, – гений, который  предвидел  ход истории и  повернул  злую силу против России.  Солженицын, видя во зле имманентную характеристику  бытия, подталкивает нас к признанию на равных  двух  мировых сил: Добра и Зла. Заратустра  прав:  дуализм  извечен.  Сыны  света обречены  сражаться. Добро  должно быть с кулаками. Покой нам только снится… Это, по Воронелю, соответствует   еврейскому вероучению:  человек обязан себя  защищать,  ибо только сохранение  его жизни   дает возможность самосовер-шенствоваться. Око за око,  зуб за  зуб…
Каковы  же практические выводы  из  этих  абстрактностей?  Вот они  в кратком изложении:
В  современной  жизни  Израиль обязан защищать себя от мирового зла (арабов-террористов). Мораль Христа, основанная  на  любви,   тут только помеха.  Нельзя подставлять  щеки для  ударов.   Надо уничтожать «сынов  тьмы». Они не просто заблуждаются от незнания -  они  являются проводниками  воли Зла… «Ненависть к  чужому   защищает нас  от опасностей <…> Культура навязывает  свои штампы,  рационализирует и заглушает инстинкт <...>  Архаическое (дуалистическое)   сознание  <…>  ближе   к косной природе,  ближе к природе  вещей.  Оно лучше защитит нас    в  трудные времена…».  Таким образом,  монистическое  доброто-любие  стоит перед опасностью превратиться в  либеральную слепоту… В России,  по мнению  Воронеля,  зреет «новое  христианство», которое  и выразил Солженицын.  Оно якобы идет на смену  традиционному…
 Вот такая   сложная,  хитроумная  статья, которая, в  сущности,   пытается камня  на  камне не оставить  от христианства.   Ведь христианство -  это спасительная  жертвенность! «Смертию смерть поправ…».  И каково  читать: «перизбыток  добра в  русской литературе»!  Она, эта бедная русская  литература,  игнорировала   жесткий  бытописательский  реализм  Ветхого завета.  Воронель имеет в виду  то  же, что  и И.Бродский,   который  утверждал, что ветхозаветный  Бог  -  это насилие.  Избранный  народ поступал с  врагами просто:   вырезал целыми городами и племенами… Сжигал в печах  для отжига извести… Кстати,  и сейчас  «сыны  света» расправляются с  «сынами тьмы» (палестинцами)   в полном соответствии с  логикой  Воронеля.
Страшная,  неостановимая  цепь  убийств – вот что такое   философия  Воронеля! И что  непостижимо – в этом  же номере  редакция поместила обвинительный материал  о  зверствах  нацистов;  по иронии истории, те тоже мнили  себя  «сынами  света»  и всеми возможными способами уничтожали  «сынов  тьмы».
Я  понимаю христианство   с    его приматом  добра как  важнейший   шаг   на пути от зверя к  ангелу.  Воронель призывает вернуться  к  инстинкту  зверя.  Он  еще  и иронизирует,  цитируя  Библию:  кроткие, мол,  наследуют землю… как  же,  держи карман  щире!  Он считает, что Толстой   «несомненно преувеличивает силу  добра». «Циничная  трезвость»   подсказывает:  добро  должно быть с кулаками.
Как  хорошо  философия  «циничной  трезвости» оправдывает  атомную бомбардировку  Хиросимы и  Нагасаки!   Она - карт-бланш  для   американских  пилотов, которые  заливали Вьетнам   смертельно опасным «оранжевым дождем».  Америка  объявляла  СССР  «империей  зла»;   некоторые   страны, в соответствии с  их терминололгий, являются    «изгоями»,  «осью зла». Их  можно и  нужно бомбить. Это  не что иное,  как практическое преломление  концепции  «нового дуализма».
…И как все-таки хороша родная  русская  литература с  ее  переизбытком  добра!.