К вопросу о разделении властей в РФ

Валерия Демидова
  Разделение властей — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную. Эту теорию разрабатывали в 17 веке  Джон Локк, а в 18 веке  Шарль де Монтескьё для того, чтобы предотвратить всякую узурпацию власти  и исключить возможность прихода к власти тирана.
Конституция США 1787 года построена на этой концепции.  «Отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) дополнили эту модель вертикальным разделением властей. Они разграничили полномочия между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, была включена  система «сдержек и противовесов» между ветвями власти (англ. checks and balances).
В Советском Союзе  разделение властей отвергалось и заменялось диктатурой пролетариата.  После перестройки в 90- е годы 20 века Россия вступила на демократический путь.
Разделение властей -  закреплено 10 статьей Основного закона Российской Федерации , т.е.в Конституции РФ .  Однако согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, а принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности. Здесь  скрывается противоречие и возникают условия для узурпации власти. 
Законодательная власть в РФ - это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты - Государственной Думы, и верхней палаты - Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть - по партийным спискам, часть - по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.
В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.
Исполнительная власть в РФ - это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.  В  Конституции РФ нет понятия «глава исполнительной власти», поэтому нельзя точно утверждать, кто им является - президент или премьер-министр.  Подобная двойственность опасна.
В субъектах федерации исполнительная власть - это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).
Судебная власть в РФ - это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда. В связи с тем, что судей назначают, они становятся зависимы от тех, кто их назначил .Отсюда телефонное право в судах. Нарушается разделение властей. Кроме того по Конституции не ясно какой суд выше Конституционный или Верховный. Здесь существует опасность вмешательства тех, кто хочет узурпировать власть.
В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.
Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Президент по Конституции встает над всеми ветвями власти и может превратиться в самодержца. В этом еще один элемент недемократичности Конституции РФ.
 Согласно Конституции РФ помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали». По вертикали власть в России разделяется на федеральную и местные органы управления.  В стране 85 субъектов    федерации. В этом разделении тоже  имеются свои проблемы. Субъекты  Федерации не равны между собой: одни являются автономными республиками со своими президентами, другие просто административные территории.   Центр вмешивается в назначение глав областных администраций. Все налоги собираются в центре, а потом столица  распределяет бюджетные средства  по своему усмотрению, субъективно.  Центр накачивается деньгами, а провинции загнивают.
В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются. В частности, полномочия президента РФ очень широки, и это нарушает баланс ветвей власти. В настоящее время российский парламент  зависим от исполнительной власти: Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства. Исполнительная власть  влияет на решения судов, что  нарушает принцип независимости судебной системы.
Слабость разделения властей - один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим. Политологи считают, что все эти проблемы связаны с тем, что страна многие годы находилась в состоянии диктатуры и тоталитарного строя. Это повлияло на слабость гражданского общества, которое не способно противостоять Левиафану.
 Почему столько подводных камней в Конституции РФ по поводу разделения властей? Основной закон был подготовлен для Бориса Ельцина, который был символом демократических реформ. Ему мешала старая партийная номенклатура. Однако Ельцин сделал  рокировку и во главе страны оказался совсем другой человек, который взял курс на средневековье.
 Пока еще остается ряд демократических  достижений в структуре государственной власти РФ: сохраняются элементы  выборности,  ущербная многопартийность,  отдельные  свободные средства массовой информации.  Еще действует почти свободный интернет.