О произвольном и непроизвольном управлении

Зубаир Османов
Обращаю внимание читателей на статью А. Хомякова «Произвольность в двухактной

структуре сознания». В данной статье Хомяков ставит в центр внимания проблему

произвола в сознательной деятельности и ставит его в оппозицию автоматическим

действиям. Три года назад я выступал в философском клубе «Эпохе» по данной теме.


Сопоставляя свои и Хомякова размышления, я пришел к следующим выводам.

Хочу, во-первых отметить, что проблема произвольности в поведении лишь верхушка

айсберга. Произвольное управление становится возможным лишь на платформе

автоматически протекающих физиологических процессов, гомеостаз которых

обеспечивается посредством нейрогуморальной регуляции. Эти процессы не поддаются

никакому администрированию. Лишь по отношению к малой части органов человек

осуществляет управление, решает, задействовать тот иной орган или нет, до каких

пор его использовать и когда остановить. 


Мы наблюдаем совместную работу автоматического и ручного управления органами.

Причем, автоматическое управление может быть чистым, то есть не допускающим

вмешательства ручного управления, а может быть комбинированным с ручным

управлением. Пример чисто автоматизированного управления – печень, а

комбинированного управления – веки. Оба эти органа годами могут работать, не

нуждаясь в ручном управлении. А, если будет предпринята попытка

администрирования, то печень остаётся невосприимчивой к любым командам, а веки,

которые автоматически открывались и закрывались всю жизнь, проявляют послушание

на непродолжительный срок времени. Ручное управление, являясь по сути

произвольным, тем не менее, включает в себя и элементы автоматизма, которые

срабатывают при необходимости. К примеру, руки работают по приказу, но при ожоге

отскакивают непроизвольно.


Тут возникает вопрос о субъекте управления. Если заняться самонаблюдением, мы

можем заметить присутствие внутреннего управителя, который манипулируя руками,

может преобразовывать окружающий мир, манипулируя ногами, может перемещать в

пространстве свое тело или футбольный мяч.


Мы видим, что человек способен создавать АСУ (например, холодильник или «умный

дом»). И мы знаем, сколь сложной является решение задачи по сборке любой

автоматизированной системы. И вполне правомерно возникновение следующих

вопросов.

1. Как из небытия могли возникнуть живые организмы? Не является ли

необходимым существование Творца, без которого невозможно помыслить возможность

возникновения компонентов живого организма, могущих объединиться в целостный

организм?

2. Не является ли необходимым присутствие в человеке эгоцентра? 

Литература

1.А. Хомяков «Произвольность в двухактной структуре сознания»

https://alexanderkhomyakov.academia.edu/research#drafts