Обращаю внимание читателей на статью А. Хомякова «Произвольность в двухактной
структуре сознания». В данной статье Хомяков ставит в центр внимания проблему
произвола в сознательной деятельности и ставит его в оппозицию автоматическим
действиям. Три года назад я выступал в философском клубе «Эпохе» по данной теме.
Сопоставляя свои и Хомякова размышления, я пришел к следующим выводам.
Хочу, во-первых отметить, что проблема произвольности в поведении лишь верхушка
айсберга. Произвольное управление становится возможным лишь на платформе
автоматически протекающих физиологических процессов, гомеостаз которых
обеспечивается посредством нейрогуморальной регуляции. Эти процессы не поддаются
никакому администрированию. Лишь по отношению к малой части органов человек
осуществляет управление, решает, задействовать тот иной орган или нет, до каких
пор его использовать и когда остановить.
Мы наблюдаем совместную работу автоматического и ручного управления органами.
Причем, автоматическое управление может быть чистым, то есть не допускающим
вмешательства ручного управления, а может быть комбинированным с ручным
управлением. Пример чисто автоматизированного управления – печень, а
комбинированного управления – веки. Оба эти органа годами могут работать, не
нуждаясь в ручном управлении. А, если будет предпринята попытка
администрирования, то печень остаётся невосприимчивой к любым командам, а веки,
которые автоматически открывались и закрывались всю жизнь, проявляют послушание
на непродолжительный срок времени. Ручное управление, являясь по сути
произвольным, тем не менее, включает в себя и элементы автоматизма, которые
срабатывают при необходимости. К примеру, руки работают по приказу, но при ожоге
отскакивают непроизвольно.
Тут возникает вопрос о субъекте управления. Если заняться самонаблюдением, мы
можем заметить присутствие внутреннего управителя, который манипулируя руками,
может преобразовывать окружающий мир, манипулируя ногами, может перемещать в
пространстве свое тело или футбольный мяч.
Мы видим, что человек способен создавать АСУ (например, холодильник или «умный
дом»). И мы знаем, сколь сложной является решение задачи по сборке любой
автоматизированной системы. И вполне правомерно возникновение следующих
вопросов.
1. Как из небытия могли возникнуть живые организмы? Не является ли
необходимым существование Творца, без которого невозможно помыслить возможность
возникновения компонентов живого организма, могущих объединиться в целостный
организм?
2. Не является ли необходимым присутствие в человеке эгоцентра?
Литература
1.А. Хомяков «Произвольность в двухактной структуре сознания»
https://alexanderkhomyakov.academia.edu/research#drafts