Племянник Гитлера - узник деревни Михайлово

Юрий Головин
С 1943 по 1952 год в деревне Михайлово Юрьевецкого района располагался лагерь для военнопленных. Среди его узников был любимый племянник Гитлера — Лео Раубаль.

Бытует мнение, что информация о лагерях военнопленных в годы Великой Отечественной войны скрыта за семью печатями. И действительно — документов, открытых для широкого доступа, немного. Про лагерь №185 (деревня Михайлово Юрьевецкого района Ивановской области) в истории главного управления по делам военнопленных и интернированных (УПВИ) упоминается лишь, что Приказом НКВД СССР от 8 апреля 1943 года на базе Юрьевецкой колонии ОИТК УНКВД был организован первый оздоровительный лагерь для военнопленных на 4 тысячи человек. В течение полутора лет он оставался единственным подразделением УПВИ подобного назначения.
Но помимо скудной официальной информации имеются воспоминания старожилов — жителей деревни Михайлово.
Много удивительных историй мне рассказали селяне, и некоторые из них мне показались легендами, далекими от реальности. Однако самый невероятный случай в итоге подтвердился самой жизнью. Но начнём попорядку.
Впервые о лагере для военнопленных я услышал в 2011 году от Валентины Алексеевны Жандаровой, человека который по крупицам собирала историю деревни. 

Строили дома, сажали помидоры
В Михайлово было два лагеря: для военнопленных и для тех, кто сидел по 58-й статье («Враг народа» - прим.авт.). За все время существования лагеря для иностранных заключенных через него прошли более 10 тысяч военнопленных. Среди них были не только немцы, но и представители других национальностей — австрийцы, румыны, венгры, итальянцы, молдаване. Они сами строили себе бараки и те дома в Михайлово стоят до сих пор, в советское время там располагались важные административные здания — сельсовет, клуб.
На месте бывшего лагеря теперь улица Советская и сельскохозяйственное училище.
По словам Валентины Жандаровой, немцы создали свой оркестр и выступали перед местными жителями и руководством лагеря. В мастерских трудились сапожники, портные, парикмахеры. Были среди пленных и врачи, которые создали группу «здоровья», проводили обходы в бараках, следили за самочувствием заключенных.
Пленные трудились в разных сферах, кто-то работал в поле на сельхозработах, а кто-то валил лес. Помимо трудовой повинности они занимались обустройством личного быта. Местные жители до сих пор с удивлением вспоминают, как у них в поле без теплиц и парников выращивали помидоры. Семена присылали родственники из Германии. Все посаженные фрукты, овощи и ягоды огородники сдавали в столовую лагеря, чтобы разделить плоды среди соотечественников.

Пленные и местные
Среди военнопленных царили двоякие настроения, кто-то относился к местным жителям враждебно, кто-то стремился к общению.
- У моего мужа в те времена умер отец, - рассказывает Валентина Жандарова. - Муж попросил в селе лошадь, чтобы отвезти тело на кладбище в село Елнать. Военнопленные в это время гуляли и увидев, что тело было обнаженное и лежало на соломе, начали смеяться. Они смеялись над тем, что у людей горе. Но другие заключенные оговорили смеявшихся - оговорили на своем языке, но было понятно, что они ругаются. Тогда мы поняли, что и среди немцев есть порядочные люди.
Между пленными и местными жителями существовали товарно-денежные отношения.
- Местные жители сажали табак, а военнопленные варили мыло, - рассказывал мне свою историю Евгений Шляпников, житель  Михайлово. - Моя бабушка, как многие другие, ходила к ним менять папиросы на мыло. Табака было мало и она добавила в него травы. В обмен на папиросы она получила кусок мыла, пришла домой — пару раз помылила руки, и оказалось, что внутри его деревяшка. Так они друг друга обманули, но в следующий раз все было по-честному. Немец подошел к ней и сказал на ломаном русском: «Матка, не бойся, мыло настоящий».
Любопытно, но за жизнью военнопленных следил Международный Красный Крест, периодически в лагерь приходила гуманитарная помощь. И говорят, что заключенные лагеря питались лучше, чем местные жители.
Самую удивительную легенду мне также поведал Евгений.
Как-то раз в лагерь поступили два немца-гренадера. Конвоировать их в Юрьевец было некому, и к ним приставили 14-летнего мальчишку, вручив ему для столь важной миссии ружье. Немцы отняли у парнишки оружие и выбросили в кусты, дали парню подзатыльник и ушли. Затем выяснилось, что военнопленные дошли до лагеря самостоятельно, а свой поступок объяснили обидой — мол, кадровых военных, имевших медали и ордена, ведет какой-то мальчишка.
Эту невероятную историю подтвердил спустя 68 лет непосредственный участник тех событий. Но об этом читайте в продолжении (см. «Четырнадцатилетний конвоир»)

Свастика из деревьев
Военнопленные активно облагораживали территорию в лагери. Деревьев, посаженных немцами, и сейчас в Михайлове огромное множество. Возле сельхозучилища есть березовая аллея, высаженная ими с определенным умыслом.
Через годы раскрылось, что деревья оказались посаженными в виде фашистского символа. Этот знак увидели с самолета спустя десятилетия. После этого часть берез спилили.
Кто распорядился посадить на территории лагеря фашистский символ, осталось загадкой.
- К нам в Михайлово привозили фельдмаршала Паулюса, - рассказала Валентина Алексеевна. - Он находился в другом лагере, но его сюда доставляли для какой-то проверки. Дело в том, что во время заключения велось следствие, выявлялись военные преступники. Их здесь судили, и в случае виновности отсюда же забирала специальная машина. Здесь же сидел любимый племянник Гитлера — Лео.
Известно, что лейтенант сапер Лео Раубаль, племянник фюрера, был ранен и попал в плен под Сталинградом. Возможно, в Юрьевецкий лагерь его направили потому, что тот имел оздоровительный профиль. Немецкие историки утверждают, что Гитлер предлагал Советскому Союзу поменять Лео и фельдмаршала Паулюса на сына Сталина Якова, но получил отказ. Считается, что целью обмена был именно племянник, а не фельдмаршал, который не оправдал надежды Гитлера и предпочел сотрудничать с советскими войсками.
По словам немецкого историка Вернера Мазера, который позиционирует себя, как «крупнейшего специалиста» по родственникам Гитлера, Лео был интеллектуалом. Он имел ученую степень в области химии и работал директором сталелитейного завода в Линце. Мазер утверждает, что Лео настолько походил на своего дядю, что иногда выступал в качестве его двойника на митингах. Известно, что Лео Раубаль вернулся на родину в 1955 году. И даже заявлял свои права на книгу своего дяди Гитлера.
В 1946 году из лагеря военнопленных выпустили всех, кроме немцев и австрийцев. Затем уехал командный состав военнопленных.
Местные жители говорят, что уезжали они при параде: в мундирах с медалями и орденами, но машина была одна, и они еле-еле поместились в нее. Затем из лагеря увезли оставшихся солдат.

Обрели покой на Юрьевецкой земле?
За время нахождения на территории Михайлово лагеря №185 умерли 383 военнопленных. Среди тех, кто обрел покой на чужбине, были не только солдаты, но и офицеры (от лейтенанта до подполковника). По национальному составу это немцы, австрийцы, венгры, румыны, молдаване, еврей и француз. Хоронили их в двух местах. Первое - там где сейчас идет дорога на Юрьевец. Второе захоронение находится недалеко от сельскохозяйственного училища Михайлово.
На первом месте раньше хотели сделать кладбище, но там песчаный берег, откуда песок забирал асфальтобетонный завод. Фактически захоронение оказалось уничтоженным.
На втором установлен крест и  мемориал. Его поставили венгры и румыны, которых пригласили руководители сельсовета. На кладбище раньше были маленькие холмики и белые кресты, но их со временем сломали и вытоптали, сейчас там все поросло кустарником. Тем не менее списки умерших военнопленных известны местным краеведам.
Сейчас открыты границы, и если у умерших в лагерях остались потомки, то они вполне могли бы приехать к месту захоронения. Но никто, кроме венгров и румынов сюда не приезжает, хоть здесь и покоится большинство немцев.

Продолжение истории: http://proza.ru/2019/10/19/1268