Пятый бэ любит информатику

Александр Расторгуев
Эти жизнерадостные деятельные люди несколько минут назад вошли сюда, в кабинет № 307 и сразу заполнили всё акустическое пространство. А ведь их только половина класса. Откуда вы такие? С литературы! Вот что значит мощный заряд родной речи!

5 «Б» шумит как Охотный ряд. Они сели мне на голову. Они шумят, но они же и работают. Пока работают — пусть.

Им интересно даже здесь, в другом кабинете, где нет компьютеров. В таком формате урок, конечно, суховат, но есть и светлая сторона: не надо разрываться на части — не слышно отчаянных возгласов:

— Александр Александрович, подойдите ко мне!

— У меня COLOR не работает!

— Подойдите ко мне, я первая спросила!

Благодатный возраст! Для них всё впервые. Они ещё радуются, когда получают «отлично». Они ещё способны расплакаться из-за неожиданной (как им кажется) и незаслуженной (что бывает) четвёрки. О тройке я уже не говорю. В такие моменты чувствуешь себя чудовищем. А каждая пятёрка — праздник. Для учителя тоже. О родителях я уже не говорю. Почему художник Решетников не написал картину «Опять пятёрка»?

Я черчу на доске оси координат. Знакомая им картинка. Они освоили координатную плоскость, как будто на ней родились. Правда, кто-то ещё путает оси, но есть и такие, кто уже ввёл в свой лексикон высокоучёное слово «абцисса» — я и произнёс-то его два раза, не больше, и то мимоходом, и один раз написал на доске.

— Вы уже знаете то, что учат в шестом классе!

— А что мы тогда будем учить в шестом?

Хочу похвалить: они не клянчат компьютерные игры, как это делают в классах постарше, не спрашивают. От них не услышишь:

— А когда всё сделал, можно поиграть?

— А почему в других школах играют?

— А давайте сделаем игровой урок!

И всё с буквы «а». Иногда с буквы «ну»:

— Ну можно немножечко поиграть?

5 «Б» пишет графическую программу на бейсике. Кто-то вполне осознанно, кто-то просто списывает с доски. Картинки рисовать они уже умеют. А вот чтобы привести картинки в движение, потребуется цикл, а это уже сложнее. Не всем цикл по зубам. Одна девочка честно призналась:

— Я вообще ничего не понимаю!

Другая тоже. И обе с восклицательным знаком. Но они продолжают вгрызаться в этот твёрдый материал, гранит науки. Достаточно спросить, кто хочет стать аниматором, в ответ слышится многоголосое:

— Я!

Слово «анимация» они знают, а «мультипликация» уже нет. Вышло из употребления. Рассказываю, как работали в прошлом и работают сейчас художники-мультипликаторы.

— Никто не любит информатику как я, — говорит один мальчик.

— А я тоже Александр Александрович, — говорит другой.

Я жму ему руку.

Звонок! Не успел дать «летящую ворону». Ничего, в следующий раз. Время ещё есть. Важно только успеть, пока им ещё интересно. Пока 5 «Б» любит информатику.