Какое сердце плакало во мне?..

Любовь Витт
Опубликовано в журнале "Русский Штутгарт" Октябрь 2019г.

                Да, мы - космополиты, весь мир у нас в руках,
                Мы говорим о счастье на разных языках.
                Прекрасный дом - планета, где нет земных границ,
                И много в разных странах знакомых добрых лиц!

                (Татьяна Подцветова)

  Когда моему старшему сыну было года четыре, он пришел просить у меня витаминку: «Дай мне эту... вит... вит... Ну, как, как твоя фамилия!». Я улыбнулась: действительно, это была только моя фамилия, которую я не поменяла, выйдя замуж, а оставила в память об отце, хорошем и добром человеке, так и не дождавшемся внуков. Став постарше, сын спросил:

- А что такое «Витт»?

- Не знаю, - ответила я. - На латыни «вита» - жизнь. А Витт? Не знаю!

- А кто были мои дедушка и бабушка?

И я опять ответила: «Не знаю». И это правда...

Родилась я в послевоенное время у матери украинки и отца немца. Мне так и не довелось встретиться ни с кем из родных отца. Все растерялись во время войны. Судьбе было угодно забросить моих родителей из маленького украинского городка в далекий Таджикистан, где я и родилась.

Теперь я жалею, что не попросила отца научить меня говорить по-немецки. Но в то время трудно было жить с немецкой фамилией, а знание языка добавило бы проблем.

Я подрастала, училась. Рано стала вышивать и шить, увлекаться разными поделками. Мама удивлялась: «В кого ты такая мастерица? В нашем роду таких, как ты, я не припомню».

Окончив школу, я поступила в театральный институт, стала актрисой. И опять услышала от мамы: «В кого ты такая»?

Мои два сына, увидели как-то на экране выступление четырёхкратной чемпионки мира по фигурному катанию Катарины Витт, и, смеясь, позвали меня: «Мам, смотри, твоя родственница катается!». Я оценила шутку и задумалась: «А вдруг?..». Отправила Катарине письмо на немецком языке с вопросом, не знакома ли ей такая семья. Ответа, конечно, не дождалась.

Иногда задумывалась, какой же крови во мне больше - украинской или немецкой? В двадцать пять лет впервые полетела знакомиться к родне в Украину. Войдя первый раз в киевский трамвайчик, услышала фразу: «Обережно! Двери зачиняются»! Перевернулась душа и всхлипнула от нахлынувших чувств... Ехала и плакала.

Родня встретила хорошо, спивали гарни украинськи писни... Я прекрасно понимала мову! Привезла домой прилипшую фразу: «Та ты шо?!».

А в 1987 году довелось побывать по туристической путевке в Берлине. Да вот только немецкую речь я почти не слышала. Нас возили на экскурсии, запрещая общаться с местным населением. Жили в центре, в высотной гостинице на Александерплац.

Однажды вечером сидела на площади, перед Бран-денбургскими воротами, смотрела на Берлинскую стену и думала, думала... А утром нашу группу повезли в Трептов парк. Оживленной струйкой, обгоняя меня, вылились из автобуса туристы, я не спешила. И еще издали увидела ЕГО - Воина-освободителя с девочкой на руках.

Шла медленно, словно желая продлить радость от встречи с дорогим человеком, которого считала погибшим, а он вот - ЖИВОЙ! Уревелась вся, это был какой-то нескончаемый поток молчаливых слез. Плакала, когда приближалась к памятнику, плакала, прощаясь и уходя...

Какое сердце тогда плакало во мне - немецкое, украинское или русское?

Я сорок лет проработала актрисой, стала ведущим мастером сцены, не забывала и про рукоделие, были персональные выставки. Будь моя мама жива, наверное, задала бы тот же вопрос: «В кого ты такая?».

Сейчас я на пенсии, живу в Волгограде, и все свободное время посвящаю двум маленьким внукам и прозе, отдавая предпочтение юмористическим рассказам. Нет-нет, да и всплывет в памяти вопрос, на который я так и не знаю ответа: «В кого я такая?». В мамином роду писателей не было. Оставалось предположить только одно -я в кого-то из Виттов.

Родных отца я так и не нашла, не увидела, не поговорила. Но могу твердо сказать, что горжусь своей фамилией, которая, увы, исчезнет вместе со мной и моим миром. И оборвется ниточка...

Я передаю привет жителям Германии, Украины и России! Я желаю всем жителям земного шара мира и добра!

Если кто-то из немцев прочитает мой рассказ и вспомнит, что у него были родственники в далеком украинском городке Енакиево, а среди них были мужчины с именами Питер и Бурхард, пусть откликнется. Я буду очень рада!

(Фото автора.)