Письмена бога

Елена Де-Бовэ
Существуют писатели, которые рассказывают не о своих чувствах, а воспроизводят образы, которые им являются. Люди интуиции, они, словно зачарованные странники, пытаются разгадать тайны этих загадочных образов, которые называют "письменами бога".

Чувства, действительно, обманчивы. Они словно мутные стекла застят  Божий свет - то таинственное зеркало, в котором появляются танцующие тени, которые медленно, но верно одеваются плотью,  превращаясь в настоящее.

И, вглядываясь в это настоящее, человек думает: "Когда-то я это уже видел, слышал и ощущал! Когда? Где? Ах, да! Об этом давным давно рассказал всем американский Натаниэл Готорн, родившийся  в начале 18 века в городишке с  библейским названием Сейлем.

Он был духовидцем. Жил одиноко. Свои видения записывал в виде рассказов, которые, как и всякие сны, поражали воображение читателей яркостью и тем странным, завораживающим сочетанием ужасного и прекрасного, которое можно найти в последнем мистическом романе Михаила Булгакова.

Кстати, это он, Готорн подтвердил слова Христа, приведенные в одном из апокрифических евангелий о том, что ЗЛО, СОВЕРШЕННОЕ В ОДНОМ ПОКОЛЕНИИ, ПРОДОЛЖАЕТСЯ И ПОРАЖАЕТ ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ, КАК ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ.

Он же заглянул и в наш жуткий век, предрешив то, что сегодня называется "концом истории".

Одна из новелл Готорна, названная им "Уничтожение мира", рассказывает о том, как некие люди, пресыщенные бесполезным накоплением, и, захлебнувшиеся в своем богатстве, решили УНИЧТОЖИТЬ ПРОШЛОЕ.

Для этого они собрались однажды вечером на одной из американских равнин. Туда же прибыли люди со всех концов земли. В центре был разведен гигантский костёр, в который они стали бросать ВСЁ: генеалогии, дипломы, ордена, гербы, короны, троны, вина, сигары, письма, книги, замена, оружие, гильотины, картины, скульптуры, золото, Конституции, документы о собственности, священные писания...

Готорн с ужасом смотрел на пламя, в котором быстро исчезала цивилизация. К нему подошел "человек с задумчивым лицом" (по всей видимости, греческий Платон) и сказал, что "печалиться не следует, так как сгорело только то, что могло сгореть".

Откуда-то выскочивший демон запротестовал. "Режиссеры всесожжения, - заявил он, - забыли бросить в костёр самое главное -человеческое сердце, в котором и заключается главное зло".

Что ж,  сейчас мы, по всей видимости, стоим на пороге этого глобального события. А, вернее, уже находимся в нем, ибо цивилизация полыхает. Мы видим как горят полотна Босха, которые бросает в костёр демон, нацепивший на себя маску "инспектора Босха". Мы слышим, как глохнет музыка Бетховена, заглушаемая лаем  сенбернара по имени Бетховен. Мы видим пылающие страницы чеховской пьесы "Три сестры", над которыми глумятся три голые проститутки.

Все летит в костёр. "Конец истории наступил!" - возвещают глашатаи. И, можно быть уверенным, что совсем скоро от цивилизации останутся одни руины.

Борхес утверждает, что такие истерические акции в истории человечества уже были, но успеха не имели. Ибо не может человек вырваться так просто из своей орбиты. "Прошлое неуничтожимо,  - говорит он.  - Рано или поздно всё повторяется. И одно из постоянно повторяющихся явлений - проект уничтожения прошлого".

Его не раз уничтожали в Китае. От него пытались избавиться Савонарола и Гитлер. И Кровель на заседании народного парламента предлагал сжечь все архивы лондонского Тауэра.

"Как это глупо! - говорит Платон. - Ничто не уничтожается и все начинается сызнова. Ведь не люди создают идеи - это бог создает Архетип.  Люди же только воспроизводят его бледные отражения".

Именно поэтому и Христос, и Будда, и Платон, и даже кастанедовский Дон Хуан выступали против письменности, видимо, полагая, что люди должны учиться читать нетленные письмена бога, которые вечны и не исчезнут никогда.