Тварь я последняя

Алексей Тихомиров 3
  Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети – счастье, дети – радость, дети – свет в окошке! Но дети – это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать.
                В. Астафьев. «Капля»               
               
     Забрать внука с тренировки я безнадежно опаздывал. Как обычно вышел из подъезда за десять минут, но увидев спущенное колесо  на своем авто, решил идти пешком. Оказывается,  пешеходы на светофорах тоже теряют драгоценное время, когда ждут появление зеленого человечка. Да и на своих двоих  даже бегом время не перегонишь. Вот прошло уже пять минут  моего опоздания и стыда и десять, и минутки бежали и бежали.  Стоит, наверное, смотрит на дорогу, ждет знакомую машину. Всех забирают родители, а он? Тут еще дождь стал накрапывать. Чувствую всем нутром, как ребенок начинает нервничать.  Вдруг из под сознания явилась замшелая фраза и я шепотом выругался:   «Тварь я последняя». Откуда она у меня? То ли читал где, то ли отчетливо слышал?  Звонок- отвечаю:
      -Дед, ты где?
    - Я пешком сегодня. Стой на месте, сейчас  появлюсь.
    Димка уже вышел на автобусную остановку.  Догадался от ветра поднять колпак на куртке. Наверняка, мокрый после спортзала,  а тут этот холодный осенний дождь.  Я приобнял внука.
      -Что, как тренировка? Сегодня игровая была?
      - Нормально. Мы выиграли.  Проигравших тренер заставил отжиматься.  А у меня деньги есть, пошли в магазин, там в автомате можно  шоколад в стаканчик налить или кофе.
     - Пошли, а откуда у тебя деньги?
     - Мама дает и папа, на обеды в школе.
     - В автомате мелочь нужна.
     Мы  порылись в своих карманах, как раз хватило на пару стаканчиков . Пока я разбирался с горячим шоколадом,  Димка пошел за печеньем. Прозвенела мелочь в чреве автомата и я отчетливо вспомнил, откуда у меня эта вызывающая самобичующая фраза…
     …Сколько мне тогда было?, лет пять, может чуть старше. Дома произошла очередная ссора между родителями, крики, ругань, что-то разбилось, слезы матери, плачь старшей сестры. Пьяный отец вышел из дома, потом позвал меня:
   -Сынок, там на столе  папиросы лежат и бутылка водки,  возьми и выбрось все это в овраг за домом. Тварь я последняя.  Все, больше никогда, никогда…
      Я все сделал, как он просил и помнится даже бульканье вонючей жидкости  в траве. Потом эту фразу я несколько раз слышал от него, но уже никто не верил в ее искренность. Он был уже зависим, да и время было такое, когда заведующих  магазинов  и председателей колхозов партийные органы наказывали выговорами и лишали премий за не выполнение плана по продаже алкоголя. Все  тогда в деревне покупалось, продавалось  и мерилось за пол-литру. Сколько раз дома были скандалы и слезы, сколько  я бегал в магазин по его требованию за бутылкой!  Однажды  продавщица даже   пожалела   меня:
     -Вот тварь, деньги пропивает, а мальчишке на конфеты даже не оставляет.  Вот, держи. Зайдет в магазин, я с него вычту потом.- И дала мне маленькую плитку шоколада. Кажется, я тогда впервые в жизни покраснел…
  … -Дед ты что?, стаканчик чуть не пролил. Пошли на улицу, дождь кончился. 
     Мы сидели на скамеечке автобусной остановки, смаковали наивкуснейший шоколад и никуда не спешили. Ни куда,  ни куда. Выглянуло вечернее  солнышко  бабьего лета и по-весеннему стало торопиться сушить городской беспорядок, что устроил только  что прошедший  дождь. Сновали редкие пешеходы.   Водители полупустых маршруток   даже не тормозили на остановке, принимая  нас за городских  бездельников, а не за возможных пассажиров.
     Димка успевал уплетать что-то из пачки , пить из стаканчика и играть в игрушки на смартфоне . Меня вновь стали донимать тяжелые воспоминания уже о своих  гнусных поступках. Да и кто их когда ни будь оценит,  осудит кроме самого себя?  Даже в евангелие нет ничего о плохом воспитании. О почитании детей родителей своих есть. Притча о блудном сыне, лишь о поступке дитя, а отец, оказывается,  всегда прав и неподсуден? Хотя  писание о Святом отце, потому что он ведет праведный образ жизни. К земным отцам, что бьют, пьют, гуляют -это не относится.   Так есть ли грех и  почему мне не дают покоя  неожиданные воспоминания?
   Конечно, это  незаслуженные шлепки по попкам малышей. Работа,  рыбалка, да охота вместо чуткого внимания к детям . Тоже спиртное и не по праздникам. И ведь не только в моей памяти все лежит печатью, но и у них, у собственных ребятишек.
    Однажды дочь, уже выпускница университета неожиданно позвонила мне:
    -Паап, тут квиташки странные за комнату пришли. Что делать я не знаю. Сумма приличная.
   - Доча, я вроде все заплатил недавно, разбирайся сама.
     Выслать нужную сумму мне тогда ничего не стоило. Ну, ни тварь ли ?
   Не знаю, может быть именно тогда она и приняла решение уехать подальше от такого папы. Сейчас у нее вроде все ОК. Недавно я сложил ей несколько строк:.
     Она зовет меня папулей,
     Звездит на «Ниссан жук» в Москве.
     Отделом там каким-то рулит,
     А деньги тратит на песке.
     То на Сейшелах, то в Дубае.
     И фотки с инстаграмма шлет.
     А папка свечки ей за здравье.
     Здесь в местной церкви часто жжет.
   Заглядывает иногда к родителям раз в пару лет. Ладно, в Америку не улетела.
     Вспомнилась картинка, как один из сыновей  попал в КПЗ  с серьезным, взрослым обвинением. Мне, чтобы  передать  передачку,  нужно было зайти в кабинет начальника полиции.
    - Что же вы сына плохо воспитывали?- упрекнул он.
     Городок у нас маленький и я прекрасно знал, что он растит одного сыночка-огромное поле для воспитания. Так что ответ у меня был готов.
    -Дак, четверо их у меня, не усмотрел.
     Начальник молча подписал пропуск. Хотя я тоже был не прав, понимал, что не в количестве детей  дело, а в любви к ним.  И знал то, что ими никогда не прикроешься.  Только наоборот, только тебе их всю оставшуюся жизнь прикрывать, жалеть и лелеять. И никуда от этого не денешься.   Вышел из кабинета на полусогнутых.  Стыдно было и не уютно.
    Полно таких не отцовских поступков, так и сидел бы до утра, если бы не  Димка, видя мое растерянное состояние,  сунул мне под нос вкусно пахнущую  пачку.
     - А ты почему чипсы купил вместо печенья, они же вредные?
     -  И ты тоже?  Родители никогда их не покупают, тренер запрещает. Вкусно же.
     -Ну, там всякие химические добавки для вкуса, тяжелые жиры,  что  не выводятся и остаются в организме  на всю жизнь.
    - А сам ешь.
      Димка похрустел упаковкой и чуточку отодвинул ее от моей руки.  Я же демонстративно достал полную ладонь хлопьев и отправил в рот.
     -Нам с тобой можно. Мы с тобой неподвластны ни вредным веществам, ни плохим мыслям,  ни времени, ни осуждению. Мы сами по себе.
     -Как это?
     - Сам не знаю. Просто ты да я,  горячий шоколад и пачка чипсов.
Смотри, даже люди на нас внимания не обращают.
      Димка оглянулся вокруг и  неожиданно рассмеялся. Мне и самому-то стало вдруг легко и весело от замысловатой фразы.  Улетели куда-то на задворки  извилин мрачные воспоминания, неожиданно остановилась маршрутка  и открылись двери, приглашая нас в салон.  Мы прыгнули на уютное сиденье, и тут же  просигналил мой телефон.
- Вот и мать твоя звонит, потеряли нас.  Едем, едем -Ответил я.
       Октябрь 2019г.   Фото автора.