Рассказики из книжонки Збигнева Жвачны часть 1

Виктор Либеров
Предисловие
«Збигнев Жвачны не нуждается в представлении перед нашим читателем. За ним уже давно и прочно закрепилась репутация никому не известного автора. А больше и добавить-то нечего. Во всяком случае, мне».
                Боржецлав Жемицкий
                (известный критик, литератор)


Один человек
Один человек умер непобежденный.
Правда с ним никто и не боролся.
Но все-таки он умер непобежденный.
Хотя, конечно, никто о нем не знал, потому никто с ним и не боролся.
Но он умер непобежденный, это факт.
Хотя, если бы кто-нибудь его знал и поборолся бы с ним, то, возможно, его бы победили. А может и нет...



Поступок Янека
 Часть 1
Янек стоял и волновался. Янек стоял, смотрел за угол и волновался. Янеку не было видно, что за углом. Янек волновался, потел и пристально смотрел за угол. Волнение переросло в панику. Паника в сумасшествие. Янек не выдержал сумасшествия, подпрыгнул на месте два раза и с разбега посмотрел за угол.
 Часть 2
Янек отчаянно, изо всех сил посмотрел прямо за угол. Глаза его вылезли из орбит, зрачки сузились. Он издал едва слышный писклявый стон, судорожно затрясся и упал замертво.
За углом ничего не было.



Первый этап Франтишека
Франтишек взял яблоко, чтобы съесть.
Но он даже не помыл его! Не то что не помыл, а даже не протер об коленки или об свитер. Хоть и толку в этом мало, а все же. Как же так! Мало ли какая зараза!
Но нет, тревога было преждевременна. Он положил яблоко в пакет вместе с бутербродом. Вот и славно! Возможно, он придет в офис и там его хорошенько помоет.
Хотя, все же следовало яблоко положить в отдельный пакет, или бутерброд в фольгу завернуть.
Эх, Франтишек, Франтишек… ведь ты только начинаешь взрослую жизнь. Не хотелось бы, чтобы что-то стряслось уже на первом этапе.
Будем надеяться, что все обойдется!


Шмонек и луна
Шмонек возвращался с первого любовного свидания.
Его облепили дворовые детишки. «Шмонек, расскажи! Шмонек, расскажи!»
«Ничто не вечно под луной» - многозначительно рассказал Шмонек.
Шмонек так считал. И детишки ему верили.
И даже солнце поспешно закатилось, посчитав себя излишним.



Войцек и девочка
Войцек колоссально много трудился. Войцек так же колоссально громко пукал. «Либо так, либо никак!» - говорил он собравшимся вокруг бездельникам. Любителям поглазеть на чужой труд. Закрывающим недовольно носы рукавом. Войцек работал. Бездельники смотрели, стараясь не дышать. «Фу! Навонял!» - крикнула пробегающая мимо девочка с мячом. Две косички, юбчонка, да сверкающие пятки. Бездельники тихо захихикали.



Вдохновение Владека
Владек бродил по городу. Он бродил бесцельно, заглядывая во все любопытные переулки и дворы. Владек давно не делал бесцельных вещей и потому у него сперва не очень-то получалось. Он ощущал холод и поскорее хотел вернуться домой, где его никто не ждал. Но постепенно Владек начал «ловить картины». Ловить картины прошедших по его жизни людей и грядущих впечатлений. Его глаза увеличились, жадно глотая все краски, углы, тени. Он ощутил легкую, приятную, но неспокойную дрожь. «Вдохновение» - подумал Владек. Ведь это ощущение раньше ему было хорошо знакомо. Он нервно огляделся вокруг. Ему захотелось найти те губы, те женские губы, куда он мог бы выплеснуть энергию от бурлящих в нем чувств. Но этих губ нигде не было. Небо стало серым и тяжелым. Краски тускнели. Близился вечер. Владек посмотрел куда-то вверх. Его глаза сузились, рот расплылся в вялой полуулыбке. «Это со мной уже было» – сказал Владек вслух. И пошел обратно. «Другого не было» – добавил он про себя.
По пути домой, Владек очень хотел раствориться в сыром воздухе, чтобы его никто не видел. Но люди, сами не зная почему, оборачивались и смотрели вслед этому ничем не примечательному человеку.



Афоризм от Боржецлава
«Главное в искусстве – это манипуляция зрителем»
                Боржецлав Жемицкий



Прием Шмонека
«Одно дело, когда ты приглашаешь меня выпить чашечку чая, и совсем другое дело, когда ты приглашаешь меня выпить две чашечки чая» - глубокомысленно произнес Шмонек. На лбу Агнешки появилась морщинка, глаза быстро захлопали. Больше всего Шмонек любил именно такое, озадаченное лицо Агнешки. Ему тут же хотелось ее расцеловать. Что он незамедлительно и сделал. А в запасе была еще история про инопланетян, две загадки и анекдот про Бога. Вечер обещал быть приятным.



Молчание Бинека
Немую сцену застал Бинек, войдя в зал чужих людей. Чужие люди молчали, не умея разговаривать с Бинеком. Бинек знал это и тоже молчал, хотя мог сказать. Чужие люди нервничали и ждали. Бинек почувствовал напряжение и вышел. Атмосфера улучшилась.



Метод Жданека
Жданек любил все постигать. Сам и быстро. Он любил разбежаться и постигнуть все с первого раза. Если Жданеку не удавалось постичь с разбега, он не унывал, а приходил к выводу, что ему это не интересно. И бежал постигать что-нибудь еще. К середине жизни Жданек пришел к выводу, что жить не интересно и выпил снотворного. Врачи откачали его и посоветовали сменить тактику. Тогда Жданек стал все детально изучать, вдумываться, копаться, разбираться. Он мог просидеть несколько часов, изучая какой-нибудь винтик, рассуждая о его принадлежности к болтику. И ему не было скучно. Даже шея не затекала. Вторая половина жизни Жданека была существенно короче первой, и умирал он в страшных мучениях. Но врачи выходили его и посоветовали сменить тактику. Тогда Жданек задушил врачей и выпрыгнул в окно.
Летя вниз с двадцатого этажа, он с любопытством наблюдал за прохожими. И даже написал одно стихотворение.



Эксперимент Матеуша
А почему бы и нет? – сказал Матеуш и шмякнулся об асфальт…   



Хромота Добжека
Добжек хромал на обе ноги. Хромота его со временем лишь усиливалась. «Нервы» - думали близкие друзья, сочувственно провожая его взглядом. «Несчастная любовь» - шептали скучающие на лавочках бабушки, полузгивая тыквенные семечки. «Черт бы побрал тот ржавый гвоздь!» - сокрушался Добжек, бредя в неопределенном направлении. Поди разбери, кто из них был прав.



Петер и его чувство
«Я хочу умереть от любви!» - воскликнул Петер, прочитав «Ромео и Джульетту».
И влюбился.
Да не в кого-нибудь, а в себя.
Спустя сорок лет он умер…




Ошибка Янека
Однажды Янек проснулся зря. Больше подобных ошибок он не совершал.



Нервы Франтишека
«Руками в кашу! А где твои манеры?!» Манеры Франтишек держал при себе, и особо не афишировал. Но ведь в этом доме и ложки не выпросишь! Пришлось пить компот. Невкусный. А так хотелось немного кашки, с изюмом. Франтишек вытер салфеткой рот, вежливо поклонился и вышел. Вот это манеры у Франтишека! Вот это нервы!




Владек и невидимые зрители
«Вы заметили, как я неукоснительно тупею? Такова удивительная траектория моего развития» - гордо сказал Владек и отошел в сторонку. Невидимые зрители проводили его взглядом. Владек отошел за пригорок, к небольшой лужайке. Там стояла лавочка, на которой он часами мог сидеть в тишине, не размышляя ни о чем. Там стояло одинокое деревце, за которым Владек и спрятался, чтобы поплакать. Плакал Владек по-мужски: все слезы в себя. Глаза ясные и чистые, как у дитя. Со стороны могло даже показаться, что он задумчиво созерцает природу, которая обильно простиралась, утыкаясь в горизонт и размазываясь в небе. Но это было не так. Владек не думал и не созерцал природу. Он созерцал жизнь, в которой у него не хватало духа принять участие.