Какой национальности счастье?

Натали Гафарова
   Читая книгу Джейми Кэт Каллан «Бонжур, счастье! Французские секреты красивой жизни», я задумалась о том, есть ли у счастья национальность? Другими словами, счастье у всех одно или все-таки каждая нация счастлива по-своему? Что вызывает радость у китайца, а что у датчанина? Или им нравится одно и тоже, например, котики, которые как известно, нравятся всем пользователям Интернета. Объездив пол-Европы, чуть-чуть Азии и прочитав море книге о культурных особенностях разных наций, я задумалась, в чем выражается счастье в разных странах и можно ли его измерить?

   Знали ли вы, что в Копенгагене есть институт счастья? Да-да, уже энное количество лет датчане на полном серьезе занимаются изучением счастья. И стабильно занимают первые строчки в рейтингах самых счастливых наций в мире, уступая разве что финнам и норвежцам. Так какой же национальности счастье?
Я помню мою поездку в Норвегию. Первое впечатление было «Вау! Какая красота!» и «Вау! Какие цены!». Но эти мысли посещают каждого, кто приезжает в эту удивительную страну. Когда ты приходишь в себя от первого шока и включаешь аналитическое мышление, ты начинаешь не только восхищаться природными красотами и сокрушаться ценами на все вокруг, кроме разве что природы, но и приглядываешься к местным жителям. Нужно отметить, что коренных норвежцев в стране подавляющее большинство, и это заметно по обилию блондинов и блондинок разных мастей на улицах. Часто встречаются семьи из четырех человек и все одинаково светленькие. Вообще, семьи с детьми встречаются на улице чаще, чем одинокие люди. Типичны норвежцы – это крепкие, на вид здоровые люди, в удобной одежде, спокойные и приветливые. Люди, довольные жизнью настолько, что готовы делиться своими ресурсами с другими.

   Вернувшись из поездки в Норвегию, я делилась впечатлениями со своей знакомой и рассказала ей, что норвежцы платят государству до сорока процентов подоходного налога. Ее реакция была интересной. «Ого! – сказала она, - Значит, там живут по-настоящему счастливые и добрые люди, раз они готовы столько отдавать». И действительно, норвежцы счастливы, расставаясь почти с половиной своего заработка. Представьте на минуточку, что у нас подоходный налог вырос хотя бы до двадцати процентов? Вы будете счастливы отдавать такую часть своего дохода? Я сильно в этом сомневаюсь. Нам сложно понять, как можно быть счастливыми, теряя такую существенную часть своего дохода, учитывая, что цены в Норвегии раза в три выше, чем в России. А местные счастливы, потому что у них всё есть.

  Они счастливы, потому что там не принято пахать сутками на работе, не принято гнаться за материальными благами, не принято пытаться удержать уходящую молодость и красоту, даже, правильнее будет сказать, что им это просто не нужно. Им нужна любящая семья, с которой они будут проводить вечера, старинный домик в глухом лесу, без Интернета, отопления и водопровода, но с крышей, покрытой дерном, дровяной печкой и обязательно на берегу фьорда. Им нужны горы, куда они смогут взобраться всей семьей, водопады, на берегу которого они смогут разбить палатку на выходных, рыбалка в кругу друзей на своей яхте, чашка горячего кофе с вкусной булочкой по утрам, который можно пить не спеша, наслаждаясь каждым глотком.
Помню, я ощутила это норвежское счастье, сидя в кафе в Осло с капучино и булочкой с корицей. За панорамными окнами кофейни открывался чудесный вид на Ослофьорд и деревянную набережную, на волнах качалось несколько небольших яхт. Шел дождь, я промокла и немного замерзла, но была совершенно счастливой. А еще я была счастлива на вершине Кафедры проповедника. И не важно, что я два с половиной часа лезла в гору, а еще предстоял обратный путь. Но там, на каменном плато, ты стоишь как на вершине мира, абсолютно счастливый, пораженный красотой и величием природы. Глядя на эти леса, эти горы, ты начинаешь верить в троллей и гномов, и сам чувствуешь себя частью этого удивительного пейзажа.

   Вот так счастливы норвежцы. Их соседи, датчане, вообще эксперты по счастью. Кто сейчас не слышал о хюгге? Благодаря Майку Викингу, основателю института счастья, об этом необычном явлении узнали не только в Дании, но за ее пределами. Его книга «Hygge. Секрет датского счастья» переведена разные языки и является мировым бестселлером. Что же такое это хюгге – счастье по-датски. Представьте, что за окном льет дождь, а вы сидите дома в любимом кресле, завернувшись в плед, пьете чай, а рядом с вами потрескивает настоящий камин, или вы с друзьями собрались в уютной кофейне, пьете вкуснейший кофе, играете в настольные игры, или дома в выходной, не вставая с кровати и обняв кота, смотрите любимый сериал. Вот это хюгге – умение ценить настоящий момент, наслаждаться простыми мелочами, находить покой и умиротворение в душе и в компании близких, и в одиночестве. Когда повседневный стресс, суета и серые будни тебя не заедают, когда ты не бежишь, стараясь успеть все, даже то, что тебе не нужно, когда не пытаешься бесконечно потреблять ресурсы, но все равно расходуешь больше и тебе все мало. Просто замираешь и наслаждаешься настоящим, ведь это мгновение пройдет, так почувствуй его сейчас, пока это возможно.

   Счастье в Германии немного другое - уверенное, основательное и добротное. Я смотрела на местных бюргеров, которые сидят за столиками с бокалом пива и дымящимися колбасками на тарелке, и понимала, что эти люди довольны своей жизнью. Они уверены в завтрашнем дне, в своей экономике, в своем авто, в том, что и через десять лет они придут в эту пивную, а она будет стоять на своем месте, и им снова нальют тут пенный напиток и подадут те же колбаски с капустой. Стабильность и размеренность – вот залог их счастья. Не та стабильность, на тему которой любят пошутить у нас в стране, а стабильность в смысле отсутствия потрясений, в смысле оправданных ожиданий, упорядоченной жизни без хаоса и неприятных сюрпризов. Кто-то скажет, что это скучно и уныло, но немец знает, что, если его бокал всегда будет полон, значит он счастлив.

   Люди на улицах Германии не похожи на нас. Конечно, у них две руки, две ноги и одна голова, но от них веет уверенностью и удовлетворением жизнью. Здесь мало ярких, красивых в нашем понимании лиц, зато местные всегда улыбаются, пышут здоровьем и позитивным отношением к жизни. Они привыкли жить качественно во всем и в этом их счастье.

   Спускаясь южнее по карте Европы, мы попадем в Италию, которую с уверенностью можно назвать страной ярких красок. Вот уж где можно найти неисчерпаемые ресурсы темперамента, страсти и неумной энергии (кстати, жители юга Франции близки по характеру к своим соседям-итальянцам). В чем счастье итальянца? Есть такой старый анекдот, когда итальянца спросили, что такое счастье, он ответил: пить вино, есть вкусную еду и любить красивых женщин. И с этим сложно не согласиться. Жить и наслаждаться жизнью – вот оно итальянское счастье. Помните, как в фильме Адриано Челентано давит босыми ногами виноград? Какая там атмосфера: все радуются, поют, танцуют, потому что это праздник. Казалось бы, в чем радость попрыгать на винограде, перемазаться в соке, дико от этого всего устать, а потом еще и час отмываться? Но нет, итальянцы устраивают из этого целое событие, веселятся и искренне счастливы в этот момент. Живи и бери от жизни все.

   Если совместный ужин, то обязательно с вином, антипастой, пастой, горячим, десертом и закусками. Длится такой ужин ни один час, а часов пять-шесть, и никто не смотрит телевизор, не сидит в интернете, все общаются между собой, громко, эмоционально, успевая и посмеяться, и поспорить, и поругаться, и помириться со всей страстью, на которые способны итальянцы.

   Особое восхищение у меня вызывают пожилые итальянки. Представьте женщину в годах (язык не повернется назвать ее старой), которая плывет по улице, на каблуках, в платье, с ниткой жемчуга на шее, которую еще ее бабушка носила, с сумкой от Шанель, на которую эта дама когда-то потратила ползарплаты, но зато до сих пор эта сумочка продолжает ее радовать. И ей неважно, что она уже не молода, она любит свои морщины и свою седину, потому что она понимает, что пятьдесят красота не такая как в двадцать, и в любом возрасте можно быть красивой. И рядом с ней мужчина, тоже в годах, но бесконечно элегантный, потому что такой женщиной нельзя по-другому, и он чувствует себя живым, ведь его дама заряжает его энергией. Да, они могут ссориться и ругаться так что стены будут дрожать, бить посуду, кричать, а потом также эмоционально обсуждать кино или нового ухажера соседки, громко смеяться за ужином или неистово молиться в церкви, потому что это все их жизнь, во всей ее полноте, и в этом их счастье.

   В этом итальянцы сходи с французами, только последние чуть менее эмоциональны. Есть такая поговорка (которую любят французы и не любят итальянцы), что французы взяли итальянскую кухню, но сделали ее более изысканной. Также и с образом жизни. Знаменитая Екатерина Медичи, итальянка до мозга костей, когда в шестнадцатом веке вышла замуж за короля Франции, была в ужасе о местной кухни и моды. Поэтому она привезла с собой из Италии лучших поваров, кондитеров, белошвеек, художников и музыкантов. Благодаря их влиянию стала формироваться французская кухня, мода и искусство в том виде, в котором мы всё это знаем сейчас. Поэтому французы также любят вино, вкусную еду и красивых женщин, только делают это с неповторимым шармом. Их счастье – это жить красиво. Вспомните мишленовские рестораны, парижскую неделю моды, французские духи – изыскано, дорого, красиво. Французское счастье утонченное, как бокал красного вина десятилетней выдержки, выпитый на резном балкончике с видом на Сену, это аромат духов, который окутал тебя как облако, когда мимо прошла красивая девушка, это устроить пикник напротив Эйфелевой башни с багетом и сыром. Это увлечённость своим делом, которое начинал еще твой прадед.

  Помню в долине Луары мы заехали в небольшую виноделью, которая уже более ста лет производит игристое вино. Молодой и очень красивый хозяин с гордостью рассказывал нам о своем бизнесе. Была видна его страсть, его желание разделить её с другими. Казалось бы, в двадцать первом веке парень, которому нет еще и тридцати, может запросто уехать из своей богом забытой деревни, пойти учиться, найти работу, например, в банке, жить в городе, где полно возможностей, но он счастлив на своем месте, делать своё дело. Или продавщица сыров, которая с радостью прочтет покупателям лекцию о козьем сыре, о котором она кажется знает почти все, даст всё попробовать, а если вы купите её сыр, еще завернет вам пару кусочков других сортов с собой бесплатно. Грамотный маркетинг, скажет кто-то. Возможно и так, но, если б ей это не нравилось, если б она не получала удовольствие от своего дела, от общения с посетителями, она бы этим не занималась.

   А что же Азия? Ведь и там есть счастливые люди, например, в Сингапуре. Поразительная страна. За пятьдесят с небольшим лет из грязного малярийного болота превратиться в процветающее государство – это достойно восхищения. Каждый день –борьба. Население растет, а земли мало? Не беда, сделаем еще один остров из переработанного мусора (заодно и экологию улучшим). Не хватает зелени? Будем сажать сады на крыше! Нужно десять минут идти по тротуару под палящим солнцем? Сделаем навес над всем тротуаром, а потом еще и над пешеходным переходом, а потом еще и над автобусной остановкой, соединим все навесы между собой и повесим под ними кондиционеры. Да, на улице, да, дорого, но зато людям будет комфортно. Комфорт и возможности – вот основные черты Сингапура.

   В чем счастье местных? В том, что его жизнь удобна и усовершенствована. Городская среда по-настоящему максимально доступна для всех. Мне показалось, что сингапурцев три страсти: еда, шопинг и лазерные шоу. Огромные многоэтажные фудкорты всегда до отказа забиты людьми. Тут и китайская, и индийская, и малайская, и европейская кухня, меню для веганов, меню для детей, даже меню для собак. А торговые центры похожи на огромные лабиринты, где можно найти всё от носков до мотоциклов. Скидки, акции и распродажи каждый месяц. И местные жители с удовольствием тратят там свои сбережения, потому что им это нравиться. В этом есть какой-то детский восторг. Вообще, сингапурцы немного похожи на детей: любят все яркое, интересное, искренне радуются всему новому, любопытны и непосредственны. Это объясняет их любовь к лазерно-световым-пиротехническим шоу, многие из которых показывают бесплатно. И сколько бы раз он не смотрели на эти разноцветные танцующие огни, каждый раз в глазах восторг и радость.

   Счастливы ли местные? Определенно да. Они счастливы реализовать свои возможности, потешить своего внутреннего ребенка, подивиться новому и необычному, спрятаться от палящего солнца. Их все время удивляют, и они рады удивляться. Они открыты новому, интересному, инновационному. Они с удовольствием пользуются всеми благами, которое дает им государство, и в ответ готовы строго соблюдать его законы. Они осознанно содержат свой остров в чистоте, не ропщут на огромные наценки на автомобили, считают, что все штрафы, которым существуют в их государстве, необходимы и направлены на общее благополучие. Они уверены, что все им во благо, и мир крутиться вокруг них. И они счастливы.

   А что же мы? Какое счастье у россиян? Когда вовремя дали зарплату, когда купил холодильник по акции, когда съездил отдохнуть в Крым, попарился в баньке и прыгнул потом в сугроб или когда твоя сборная хорошо выступила на чемпионате мира? В чем наше счастье? Мне кажется, мы немного боимся безоговорочно радоваться, тем более делиться своим счастьем с другими. Наше счастье более закрытое и личное. Счастье не для всех, а лишь для самых близких. А еще у нас в характере есть фатализм: если сейчас хорошо, потом обязательно будет плохо, потому что все время хорошо не бывает. Не зря же мы иногда говорим: так хорошо, что аж страшно. Страшно потерять это счастье, а то сглазят, уведут, отнимут. Поэтому мы его прячем и достаем по кусочкам, чуть-чуть, бережно и лишь иногда. А потом на нас может что-то такое нахлынуть, и мы раз! И бухнули все счастье сразу, потратили его полностью, с лихвой, раздали в пух и прах. А потом очнулись, а счастья нет. И мы снова его собираем по кусочкам, прячем, чтоб потом снова его потратить одним махом.

   Так есть ли национальность у счастья? У меня нет ответа на этот вопрос. Перефразируя классика, скажу, что каждая нация счастлива по-своему, а несчастливы все нации одинаково. Вы согласны?