Повесть от поэта Черного

Галина Щекина
Повесть Антона Черного "Лето всегда кончается" заметно распадается на
две линии. Одна - это Мемешка с компанией и вторая - его бабушка Марта. Линии
развиваются совершенно независимо друг от друга, а пересекаются только
потому что бабушка и внук - семья, причем семья не по родству, а волей
судьбы. Для мальчишки это незыблемая вещь, он не мыслит себя без
бабушки,  даже впадает в панику при мысли, что ее лишится. Детская часть
для меня не так интересна, как взрослая. А бабушка очень странная, малого
внучка сударем называет,  да еще о Боге рассказывает. Чем-то она
напоминает мне мою свекровь, дворянку по происхождению. А вот линия Тани
Непейки с ее новой квартирой ну никак с бабушкой не связана. Просто в
рамках повествования происходит восполнение всех человеческих потерь: кто
чах в старой квартире - получил новую. К малохольной Рите вернулся
потерянный муж, который погибшим числился. И только благородный Березин
не нашел следов маленького брата, снятого с эшелона. Без сомнения, автор
сострадает людям и пытается вернуть им утаченный покой, показать жизнь в ее
гармоничных, а не только трагичных моментах. Такое восприятие реальности мне
родственно. Хотя если честно, я ждала от Антона Черного чего-то более сложного.
Так что безмерное удивлеие сопровождало чтение этой повести.

Вторая повесть «Промежуток» совсем  другая, она  с первой  никак не связана. Просто эти жители той  же  Вологды. Хотя  Валерий  Непейко  мелькал в впервой  части, во второй он станосится  центром повествования, в обеих повестях  читатель  поневоле обращает внимание  на время  действия. Конечно, и приметы  времени  там присутствуют, и вообще деталей так  много  можно  прямо сказать - это физиологичесий очерк, тем он и ценен.

Но в обеих повестях есть  еще и простраство, окружающее  героев.  В первой  части оно не сосредоточено только на  Вологде. Оно охватывает и Питер. При разговоре  Марты и ее  гостя постоянно ощущаем множество людей – и которое окружало героиню, когда ее  сняли с поезда – тогда, во время войны. И теперь, во время открытия памятника. И те, кого продолжают  искать теперь. То  есть пространство повести шире описанного.
Во второй  повести это пространство  уже описанного. Потому что герой, сосредоточен  на  водке и ее последствиях. Как-то  зациклен на  самом  себе. Ну,  да, он  сочуствует приятелю журналисту, но то, о  чем думает, достаточно  узко,  если он думает вообще – замыкается на нем же. То, о чем  думает  Марта, героиня  первой  части гораздо шире одной  личности. И потому  первая часть приобретает  даже гражданское звучание.

Две  части написаны разным языком. Язык первой  части – почти интеллигетский,  если не  сказать интеллигентный. А язык  второй  части – как будто язык низов. Меня  это не коробит, меня  это озадачивает. Возможно, на автора подействовал  временной разрыв между двумя  произведениями. А возможно и не надо сравнивать. Это  самостоятельные, отдельные  тексты. Только  автор  сам обозначил их как части. Но поскольку автор источник, то я, как читатель,  его слушаю.
Наверное, Черный  до сих пор  в поисках  вологодского  текста, за что он и поругивает  Мелехину. И он  тоже  устремился  этим мифом  вологодскости  которого в реальности нет.
Заслугой  автора считаю создание  образов русских людей, не хочется  говорить – русских алкашей. Надеюсь он не хотел перещеголять Веню  Ерофеева. Переход Черного из поэтов в прозаики безусловно  явление. И оно обусловлено большим внутренним поиском и трагедиями как личного, так и общественного характера. Я наблюдаю скачки  творчества  Черного довольно давно.   Организовывала  презентацию его первых книг. Сегодня  передо мной  не мальчик  с развевающимися кудрями, хулиган и озорник. Это серьезный  человек, заслуживающий  самого серьезного разговора.