Мухаджир Малла Исмаил-эфенди ал-Йалаки

Али Албанви
АЛ-ЙАЛАКИ, МАЛЛА ИСМА‘ИЛ-ЭФЕНДИ ИБН ИБРАХИМ ИБН ЙУСУФ АЛ-АХТИ (ок. 1828–1883/84) — мухаджир, суфийский шайх из сел. Ялак Самурского округа (ныне село в Ахтынский р-оне, Южный Дагестан).

Сведения Посемейных списков сел. Ялак Самурского округа от 1850, 1865, 1873 и 1886 гг., хранящихся в Центральном государственном архиве Республики Дагестан (ЦГА РД), дают возможность прояснить генеалогию шайха Исма‘ил-эфенди ал-Йалаки. Так, было установлено, что Исма‘ил-эфенди родился около 1828 г. Его отец Ибрахим родился около 1790 г., а умер в 1859 г. Деда Исма‘ил-эфенди по отцу звали Йусуф, он родился примерно в середине XVIII в., а умер после 1829 г.
 
У Исма‘ил-эфенди было два брата: старший – Искандар (род. ок. 1819 г. – ум. до 1873 г.) и младший – Кариб (ок. 1835–1862). Сыновья Искандара, племянники Исма‘ил-эфенди: Йусуф (ок. 1850–?), Имам (ок. 1853–?), Кариб (ок. 1861–?), ‘Абд Аллах (1864–?). Йусуф и Имам упоминаются в арабоязычной владельческой надписи от 1296/1878–79 г. на каменной плите в стене полуразвалившегося заброшенного дома, расположенного у арочного моста в старой части селения, в «Среднем квартале» («Кьулан мягьле»). Этот дом прежде принадлежал сыну Исма‘ил-эфенди – ал-хаджжи Ибрахим-эфенди ал-Йалаки (ок. 1865–?). Владельческую надпись в центре плиты сопровождают две строки, в которых высечен отрывок из касыды, приписываемой Праведному халифу ‘Али ибн ’Аби Талибу (599–661):

«1) Оставь желания мирского. И в жизни не обольщайся. Не собирай богатств, ведь ты не знаешь, кому ты их собираешь. 2) Воистину, удел уже распределен, а дурные мысли не принесут пользы. Каждый обладающий алчностью – беден, а каждый обладающий довольством – богат».

Центральное узорчатое поле заполнено плотной владельческой надписью из четырех строк:

«1) Владельцы этого 2) дома Йусуф и Имам 3) – сыновья юзбаши Искандара 4) и юзбаши Ибрахима. 1296». Дата высечена под центральным полем. 1296 г. хиджры соответствует 25.12.1878 – 14.12.1879 г.

Йусуф и Имам, сыновья Искандара сына Ибрахима сына Йусуфа были племянниками ялакского шайха Исма‘ил-эфенди сына Ибрахима. Следовательно, Йусуф и Имам приходились двоюродными братьями по отцу ялакскому учёному-богослову ал-хаджжи Ибрахим-эфенди, сыну шайха Исма‘ил-эфенди.

Исма‘ил-эфенди во время Кавказской войны был одним из ялакских мухаджиров, т. е. он переселился на территорию Имамата Шамиля. После пленения имама Шамиля ал-Гимрави (1797–1871) в 1859 г. Исма‘ил-эфенди вернулся в родное селение, но вскоре, в 1864 г. был сослан, как сказано в документе, «в Сибирь». Здесь необходимо пояснить, что горцы Дагестана в то время называли Сибирью и центральные губернии европейской части России.

Исма‘ил-эфенди упоминается в арабоязычном сочинении «Диван ал-Мамнун» («Сборник ал-Мамнуна») знаменитого учёного, поэта и просветителя Дагестана Мирза ал-Хасана ал-Алкадари (1834–1910). Будучи сосланным в июле 1879 г. в город Спасск Тамбовской губернии, ал-Хасан-эфенди вел переписку с другими южнодагестанцами, сосланными в Россию по обвинению в участии в восстании 1877 г. Из этой переписки ал-Хасан-эфенди стало известно, что в местечке Кадум уже шесть лет находился в ссылке «за открытое распространение в Дагестане тарикатско-накшбандийского учения». Таким образом, Исма‘ил подвергся репрессиям царских властей, будучи представителем суфийского братства Накшбандийа, распространение которого в Дагестане связано с именем шайха Мухаммада ал-Йараги (1772/73–1838). Однако, на сегодня, мы не располагаем достоверными данными о том, кто именно из шайхов накшбандийского тариката был наставником Исма‘ил-эфенди и передал ему право наставничества.

По достоверным данным, Исма‘ил-эфенди отбывал ссылку в Тамбовской области.  В посемейных списках сел. Ялак Самурского округа от 1850 г., хранящихся в ЦГА РД, были обнаружены данные о том, что Исма‘ил-эфенди, которому в то время было 38 лет, после пленения Шамиля в 1859 г. вернулся в родное селение, но вскоре, в 1864 г. был сослан в Сибирь. В Посемейном списке с. Ялак от 1886 г. сказано, что Исма‘ил сын Ибрахима не был записан в предыдущей переписи от 1873 г. «по причине нахождения тогда в ссылке». Следовательно, Исма‘ил-эфенди был вторично отправлен в ссылку примерно в 1873 г., учитывая приведенное выше сообщение ал-Алкадари от 1879 г. о шестилетнем нахождении Исма‘ил-эфенди в ссылке.

Согласно сохранившемуся в селении Ялак преданию, Исма‘ил-эфенди принимал участие в погребении другого ялакского мухаджира, учёного Хизри-эфенди ибн Джамала ал-Йалаки (ум. 1879/80), возвратившись из ссылки в Тамбовскую область непосредственно ко времени похорон. Хизри-эфенди переселился в Аварию, в Имамат Шамиля в 1844 г. и возвратился в родное селение в 1859 г. Если признать правдивыми сведения ялакского предания об участии Исма‘ил-эфенди в похоронах Хизри-эфенди, то возвращение Исма‘ил-эфенди из ссылки произошло примерно в 1880 г., поскольку эта дата указана в арабоязычной надписи на почитаемом купольном мавзолее Хизри-эфенди в селении Ялак.

В ялакском квартале «КицIер мягьле», на месте захоронения Исма‘ил-эфенди воздвигнут крупный мавзолей (пир). В лицевой стене мавзолея, в нише вмонтирована прямоугольная каменная плита. Врезная эпитафия из пяти строк помещена внутри крупного узорчатого поля и начинается аятом из суры Корана «Милостивый» (55:26):
«1) Всякий живущий на земле смертен. 2) Покойный, прощённый, известный шайх 3) Исма‘ил-эфенди 4) сын Ибрахима, – да простит их Аллах! Аминь! 5) 1301». 1301 г. хиджры (мусульманский календарь) соответствует 01.11.1883 – 19.10.1884 г.
Датой смерти Исма‘ил-эфенди эпитафия называет 1301/1883–84 г. Однако Исма‘ил сын Ибрахима фигурирует в Посемейном списке сел. Ялак от 1886 г. Указан и его тогдашний возраст – 58 лет. Вероятно, составитель надписи на мавзолее допустил ошибку в дате.



Автор: ‘Али Албанви



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК

АЛ-АЛКАДАРИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Алкадар (ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-АЛКАДАРИ, АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана).

АЛ-ГИМРАВИ, ШАМИЛЬ (ШАМУИЛ, ШАМВИЛ) ИБН ДИНГАВ МУХАММАД АД-ДАГИСТАНИ (1797–1871) — предводитель кавказских горцев, признанный третий имам теократического государства — Северо-Кавказский имамат. Был женат на дочери суфийского шайха Джамал ад-дина ал-Гумуки (ум. 1866) — Захидат (1830–1871), от этого брака у них родился сын Мухаммад-Камиль (1863–1951). Дочь имама — Нафиса (1842–1866), была замужем за сыном шайха Джамал ад-дина — ‘Абд ар-Рахмана ал-Гумуки (ум. 1901). В юности Шамиль учился у ученого Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834). Шамиль стал соратником известного Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1832). Вместе с Гази-Мухаммадом он отправился в В. Яраг (лезг. Вини Ярагъар) Кюринского округа, принял накшбандийский тарикат у шайха Мухаммад-эфенди ал-Йараги (ум. 1838), который (получил наставление) от шайха Хас-Мухаммада аш-Ширвани (ум. ок. 1831), а он — от Исма‘ила ал-Кюрдамири (ум. 1847/48), который (в свою очередь) получил от известного Халида ал-Багдади (ум. 1826). Дагестанский энциклопедист Назир ад-Дургели (ум. 1935) в «Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских учёных») пишет, что Гази-Мухаммад и Шамиль «оба получили иджазу от Мухаммада ал-Йараги и вернулись в Гимры».

ЗАКАРИЯЕВ, ЗАМИР ШАХБАНОВИЧ (род. 1971) — российский учёный-арабист. Доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии ДГУ (г. Махачкала, Дагестан), старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (Дагестан).

АЛ-ЙАЛАКИ, АЛ-ЙАЙЛАКИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Ялак (ныне Ахтынский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-ЙАЛАКИ, ИБРАХИМ ИБН ЙУСУФ (1790–1859) — отец суфийского шайха Малла Исма‘ил-эфенди ал-Йалаки (ок. 1828–1883/84).

АЛ-ЙАЛАКИ, АЛ-ХАДЖЖИ ИБРАХИМ-ЭФЕНДИ (ок. 1865–) — поэт, педагог, единственный сын богослова Исма‘ил-Эфенди ал-Йалаки (ум. 1883/84). Родился в сел. Ялак. Ал-хаджжи Ибрахим-эфенди, принадлежал к местной духовной элите и был известным в регионе мусульманским ученым-богословом.

АЛ-ЙАЛАКИ, ХИЗРИ-ЭФЕНДИ ИБН ДЖАМАЛ (ум. 1879/80) — мухаджир, суфийский шайх из сел. Ялак. Сохранились архивные данные о том, что Хизри-эфенди ал-Йалаки переселился в Аварию в 1844 г. Возвратился в родное селение в 1859 г., т. е. в год пленения имама Шамиля ал-Гимрави (ум. 1871).

АЛ-ЙАРАГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Верхний Яраг (ныне Магарамкентский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-ЙАРАГИ, МУХАММАД Б. МАЛЛА ИСМА‘ИЛ Б. МАЛЛА ШАЙХ-КАМАЛ Б. НУЗУР АЛ-ЙАРАГИ АЛ-УЛЙА АЛ-КУРАЛИ АД-ДАГИСТАНИ (1772/73–1838) — учёный, поэт, хафиз, основатель муридизма на Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни; муршид накшбандийского братства. Мухаммад ал-Йараги стал суфийским шайхом в пределах между 28 сентября 1821 г. и 17 сентября 1822 г. Ученик богослова Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.), который приходился ему тестем, Мухаммад ал-Йараги был женат на его дочери Айшат. У них было трое детей: ал-Хаджжи Исма‘ил, Исхак, Хафса (Хафисат, Афисат).

АЛ-КУРАШИ, ’АБУ-Л-ХАСАН ‘АЛИ ИБН ’АБИ ТАЛИБ (599–661) — четвёртый Праведный халиф, двоюродный брат и зять пророка Мухаммада. Первый из двенадцати почитаемых ши‘итами имамов.


ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

ЯЛАК — высокогорное лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. Образует сельское поселение «село Ялак», как единственный населённый пункт в его составе.



ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

КАСЫДА, КАСИДА (араб.;) — твёрдая поэтическая форма народов Ближнего и Среднего Востока, Средней и Южной Азии. Название происходит от арабского корня, означающего «направляться к цели».

МУХАДЖИР (араб. — букв. «совершивший хиджру» т. е. «вынужденное переселение») — сподвижник пророка Мухаммада, переселившийся в одно время с ним из г. Мекки (ал-Макка) в г. Медину (ал-Мадина).

ЮЗБАШИ (ЮЗ-БАШИ) (тат., от тюркского слова юз — сотня) — глава или начальник сотни, сотник. В среднеазиатских государствах титул этот дается начальнику отряда. В Турции и Персии прежде так назывались военные начальники, считавшиеся помощниками минбашей, а также управляющие родами кочевников, составлявших иррегулярное войско. В дореволюционное время в Закавказье юзбаши называли в одних местах сельских старшин, в других — помощников старшин. Иногда звались наибами.



ЛИТЕРАТУРА


1. Албанви А. Ялакские шайхи времён Кавказской войны [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proza.ru/2018/08/21/1819, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.10.2019). — Яз. рус.

2. Закарияев З.Ш. Эпиграфические памятники на арабском языке по истории Кавказской войны (новые данные) // МавраевЪ. Культурно-исторический журнал 2(7) 2015. С. 48–55.

3. Закарияев З.Ш. Ялакские ученые-богословы шейх Исма‘ил-эфенди и хаджи Ибрахим-эфенди [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9I2yvs, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 16.10.2019). — Яз. рус.