Режим внешнего управления Украиной становится жёст

Александр Дудчак
Режим внешнего управления Украиной становится жёстче

Если вам кажется, что с приходом Зеленского режим внешнего управления Украиной стал жестче, то вам не кажется.
Управление Украиной осуществлялось администрацией США в ручном режиме со времени государственного переворота февраля 2014 года. Оно происходило откровенно и без церемоний. Одновременно осуществлялась жесткая диктатура против инакомыслящей части населения, не поддержавшей политические силы, захватившие власть путем кровавого государственного переворота. Методы использовались самые широкие – от политических убийств без последующего наказания известных убийц, до наказания невиновных. В ход пошли репрессии, с применением различных методов – от физических расправ до массовых люстраций, под которые попадали не только явные противники новой власти, но и просто профессионалы разных сфер деятельности лишь из-за того, что они трудились во времена «попередников» и выполняли свои должностные обязанности в соответствии с законом.
За пять лет страну зачистили от большинства политических оппонентов. Несогласное и недовольное население частично смирилось, частично покинуло страну, остальным недовольным пришлось научиться молча выживать в стране.
Со сменой власти в 2019 году жители страны на бытовом уровне почувствовало определенное облегчение. Однако никаким образом не зафиксированное на законодательном уровне. Да, истерик по поводу русского языка стало меньше в прессе, но закон «Про мову» пересматривать не планируют, а с 2020 образование полностью переходит на украинский, без истерик и позабыв о предвыборных намёках. Захватов храмов стало меньше, и томосом не трясут с экранов ТВ, но власть поддерживает неканонических раскольников из т.н. ПЦУ, а рейдерски захваченные храмы государство возвращать не стремится. Президент Украины говорит, что он за Минские соглашения, затем Президент Украины говорит, что выполнять Минские соглашения не собирается. Или собирается, но с изменениями, по «формуле Штайнмайера» или после переговоров в Нормандском формате. Или…
Внимание общественности сфокусировано на гуманитарных проблемах. Ловкость рук и языка. И никакого мошенничества. Самим же организаторам переворота на Украине и череды последующих событий, в т.ч. войны на Донбассе, вопросы про «мову» и даже про религию, не столь принципиальны, и в них допустимы компромиссы, но тем не менее вокруг них властью по-прежнему ведется борьба. Порой ради самой борьбы. Чтобы не допустить фокусирования внимания на проблемах иного свойства.
Пока жители Украины ломают копья на полях гуманитарных сражений, выпускают пары гнева, решая – «Зеленский уже может или ещё нет», тихой сапой устанавливается диктатура более жесткая, имеющая необратимые последствия.
Ни в коем случае не умаляя важности проблем гуманитарных, стоит разделять проблемы на те, которые могут быть решены принятием Радой закона или указом президента, и на те, которые после определенного момента, проходят «точку невозврата». После чего, вернуться к исходному положению практически невозможно, или возврат будет сопряжен с колоссальными затратами ресурсов.
И такую жирную «точку» ставит МВФ своими требованиями к Украине.
Важнейшую роль в «преобразованиях» Украины не первый год играет МВФ. Завести в зависимость от Фонда государство с вполне развитой экономикой было сложно, но с двух ударов сумели это сделать – при Ющенко-Тимошенко нокдаун, и нокаут при Порошенко-Яценюке. Теперь без дозы кредита от МВФ у Украины даже видимость стабильности под угрозой. И дело не в размерах транша, на который рассчитывают в Украине. Даже для нынешней Украины 1,9 млрд. долл. (размер 5-го транша, о котором сейчас ведутся торги) – не было бы спасением, в случае получения, и не вылилось бы в катастрофу в случае отказа. Если бы Украина была суверенным государством.
Сумма сама по себе ничего не решает. Однако система выстроена достаточно четко и действует по стандартному алгоритму в стране, прошедшей через госпереворот, отказавшейся от традиционных союзников-партнеров и лишенной суверенитета. Если МВФ принимает решение не выделять очередной транш, запускается цепочка слаженных и отработанных действий: работающие в связке с МВФ мировые рейтинговые агентства понижают рейтинг страны, и это представляется «мировой общественности», как сигнал крупному капиталу и остальным кредиторам, если такие есть. Иностранный капитал демонстрирует шаги в строну выхода, далее следует падение индексов, паника на фондовом рынке, рост стоимости кредитов и доходности гособлигаций, инфляция.… И дефолт. Если, в этом созрела потребность у организованной группировки глобального капитала. Однако потребности в дефолте Украины пока что нет (фактически Украина и так находится в состоянии дефолта, отказавшись выплачивать суверенный долг в 3 млрд. долл. России), так как государство ведет себя послушно, исполняет прихоти заказчика не только в сфере экономики, но и правильно танцует на геополитической арене. И, вообще, Украина попала в разряд «своего сукиного сына», и сможет ещё пригодиться, а потому на невыполнение обязательств перед Россией МВФ закрывает глаза.
Достигнув положения хозяина судьбы Украины, МВФ выставляет прагматичные требования для продолжения «сотрудничества»: 1) рыночная цена на газ; 2) выполнение бюджета 2019 года; 3) приватизация 3500 государственных предприятий; 4) выполнение Украиной обязательств по внешнему долгу; 5) запуск рынка земли.
К приведению цены на газ к «рыночному» уровню на Украине давно привыкли. На практике это означало почти 11-кратное (1090%) её повышение за 5 лет правления Порошенко. МВФ считает рыночным такой уровень цены, при котором будут рентабельными поставки СПГ из США на Украину через польские терминалы. И рост цен продолжается – многие жители Украины это уже видят по новым октябрьским платёжкам за коммунальные услуги. И будут продолжать повышаться – народ за топоры не берется, на улицу с протестом по этому поводу выйти некому. Теперь на протесты монополия у ручных радикалов, якобы не контролируемых.
Выполнение бюджета и обязательств по внешнему долгу – требования стандартные, контроль за процессом происходит в ручном режиме и выборочно. И «обязательства по внешнему долгу» - тот рычаг, управление которым практически не стоит усилий МВФ – ожидается, что на переговорах Украины и МВФ речь пойдет о реструктуризации долга. Без этого Украине будет справиться практически не реально. И в возможностях МВФ –содействовать той реструктуризации или отпустить Украину на свободу, т.е. в свободное падение.
Но, что еще более важно для МВФ и для чего нужны жесткие рычаги управления –правильное с точки зрения МВФ проведение приватизации земли и госпредприятий.
Украинцам систематично навязывают мнение, что госсбственность эффективной быть не может, лишь частная эффективна. Забывая сказать, что критерии эффективности разные – в первом случае – удовлетворение интересов занятых на государственном производстве работников, во втором – интересы ограниченного числа частных собственников, которые часто находятся в противоречиях с интересами работников.
И самое важное для МВФ в процессе утилизации Украины – земли. Не столь важны сами по себе чернозёмы, значение которых при нынешних аграрных технологиях принято несколько преувеличивать на Украине. Важны географические просторы и возможности производить то, что в «развитых» странах выращивать запрещено. И простор для деятельности производителей продукции ГМО.
Формально обсуждение уже идет. Его непросто расслышать сквозь новости о рекордном по времени 14-часовом выступлении мастера разговорного жанра – Зеленского на телемарафоне с журналистами. Также обсуждаются важные вопросы, связанные с мирным урегулированием на Донбассе – на сколько Зеленский президент, и сможет ли он проявить свою волю и усмирить нацбаты, не дающие начать мирный процесс.
Но, всё это из разряда проблем, решаемых путем принятия политических решений главой государства. Из «невозвратных» - распродажа земли и приватизация предприятий. И это основное требование МВФ для продолжения финансирования Украины. Частную собственность, полученную в соответствии с текущим законодательством обратно просто так, не отыграешь. Но эту тему с трудом можно разглядеть в ленте новостей украинских СМИ.
Стоит напомнить, что еще 19 сентября премьер-министр Украины Гончарук анонсировал открытие рынка земли на Украине с 1 октября 2020 года. Затем, 25 сентября в Верховную Раду внесли законопроект о рынке земли, который утвердил Кабинет Министров Украины 24 сентября. Зарегистрировано уже 11 законопроектов о рынке земли, один из которых от правящей партии, основной.
Да, эта тема, как бы обсуждается. Даже проводятся соответствующие брифинги в Верховной Раде. Но, ни в «экспертном сообществе», ни на уровне парламента не было обсуждений последствий такого шага. Речь теперь идет не о снятии/продолжении моратория на землю, не о выгодах или негативных последствиях внедрения т.н. рынка земли, а лишь о технических деталях процесса распродажи – кто, на каком этапе, на каких условиях сможет участвовать в процессе приватизации, смогут ли участвовать иностранные «инвесторы» на начальном этапе или им придется маскироваться. Казалось бы – к чему такие нежности? Да просто потому, что тема действительно болезненная и её могут поднять на щит оппоненты нынешней власти, такие как Порошенко и Тимошенко, отстранённые от активного участия в возможной распродаже территорий. А относительно оппозиционные политические силы лишаются возможности донести свою позицию путем запрета деятельности подконтрольных им СМИ.
Можно сказать, что тема закрыта. Почему? Да просто потому, что «отменить запрет на продажу сельхозземель рекомендуют кредиторы и западные партнеры Украины» - так комментирую ситуацию лояльные власти СМИ. И в меморандуме о сотрудничестве между Украиной и МВФ в рамках новой кредитной программы stand-by говорится, что «украинское правительство вместе с экспертами Всемирного банка разработали законопроект, который предполагает введение рынка земель сельскохозяйственного назначения». Всё. Всё уже разработали.
Может ли, должен ли Зе со своей молодой командой противостоять этому давлению МВФ? Для того, чтобы противостоять, нужно иметь желание. И возможности. Откуда появится желание, если нет понимания. Понимания серьезности проблемы нет из-за полного отсутствия компетентности. Откуда появится компетентность в стратегических вопросах у артистов и грантоедов? Премьер-министр Украины успел отличится невразумительной пресс-коференцией, отчетом о катании на самокате по Кабмину и присутствием на рок-концерте с участием нацистских рок-групп. Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства не отстает от Премьера и не краснея заявляет, что в приоритете у него «всегда были сальса и парусный спорт, а не страна».
Надеяться, что Президент, у которого такие «спецы» в экономике, а за спиной известные украинские олигархи, будет отстаивать интересы будущих поколений граждан Украины – нет повода. Считать, что Зеленский будет противиться требованиям МВФ бессмысленно – у него нет ни необходимости, ни желания, ни возможностей.
Все эти персонажи на переднем плане украинской власти – лишь ширма для крупного капитала, в том числе и пока ещё – и украинского. И здесь интересы украинских олигархов и МВФ пересекаются. Правда, МВФ и в этом случае демонстрирует, кто в доме хозяин, легко отодвигая местных претендентов на долю земельного пирога. По словам зам.главы Нацбанка Украины Екатерины Рожковой, - «Обсуждение с МВФ следующего транша финансирования заморожено из-за проблемы «Приватбанка». Это для них и для международного сообщества красная линия».  Ей возражает всё тот же Министр экономики и пр. – «Это неправда! Переговоры не приостановлены. На этой неделе министр финансов, я и председатель правления НБУ будут в Вашингтоне встречаться с МВФ». Милые бранятся… от некомпетентности. Их спор ни на что не влияет.
Остаётся лишь безучастно наблюдать за процессом прохождения Украиной «точки невозврата» -  распродажей украинских земель.
Кстати, очередной пример деятельности МВФ на захваченных территориях – сегодняшний Эквадор. Ситуация очень схожа с украинской. Там тоже пришел к власти персонаж, которому народ приписал несуществующие черты. Имя многообещающее – Ленин Морено. Однако придя к власти, Ленин не стал строить социально ориентированное государство, как можно было предложить, исходя из имени, а сдал страну Международному валютному фонду. И там, также, Президент от которого ожидали совершенно иного, согласился на меры, предложенные МВФ в обмен на кредит в 10 млрд. долл. Это уже привело к росту цен, массовой безработице, снижению уровня жизни.. И массовым стихийным волнениям.
Будут ли массовые волнения на Украине? Вряд ли. Скорее, народ продолжит покидать страну. На майданы украинцы привыкли ходить не бесплатно. А если вдруг кто-то и рискнет – может нарваться на радикальных «активистов», «побратимов» и «ветеранов» всех оттенков коричневого, которые участвуют в уличных заворухах профессионально, за не очень большие деньги.

Была когда-то традиция – поверженные города вручали захватчикам символические Ключи от города. Украина могла бы вручить МВФ консервный нож, которым вскрыли экономику и саму государственность…

(сокращнная версия на фондск.ру)