Коля Суббота

Юрий Головин
Когда вижу бродягу, задаюсь вопросами: "Кто этот человек? Куда идёт?" Фантазия рисует города, сёла, ночлежки, скромный быт Божьего человека... Есть в бродяжничестве что-то загадочное, непостижимое. Мало людей могут понять и раскрыть их тайну.
Из детства мне запомнился один бродяга. Он приходил к мусорным бакам раз в неделю, и аккуратно перебирал содержимое в поисках еды. Мальчишки его дразнили, кидали снежками и убегали. Звали его "Коля Суббота". Такое прозвище в поселке бродяге дали, потому что он появлялся у баков в день приезда мусорной машины, в субботу.
Помню был в компании ребят, которые также дразнились и кидались в него. Я в этой травле не участвовал и мне было жутко стыдно от происходящего. Когда он побежал следом за мальчишками, все дали дёру. Но я остановился как вкопанный и не обращая внимания на крики друга: "Бежим, он сейчас тебя прибьёт!" и лишь смотрел как приближается фигура в громоздком ватнике. Коля Суббота остановился передо мной, посмотрел на меня, перевел взгляд на убегающих, развернулся и ушёл.
Дети взрослели и уже прежние хулиганы завидев объект своих прежних дразнилок стыдливо отводили глаза.
- Я тут как-то мусор выбрасывал, - откровенничал один мой приятель. - Вижу кто-то выкинул помидор, который слегка сбоку подгнил. Коля Суббота достал его из контейнера и аккуратно убрал в пакет. Потом наверное срежет испорченную часть и съест. А кто-то выкидывает продукты, не задумываясь, что для других людей это может быть возможность поужинать.
Одну зиму бродяга не пережил. Нашли его, как и полагается в субботу, возле мусорных баков. И каждый раз проходя мимо свалки, чувствовалась неловкость, какая-то пустота от того, что этого бедного человека не стало.
Сейчас очень многие умываются слезами на брошенных животных, в то время когда совсем рядом есть брошенные люди. Но так устроен человек, что для другого всегда найдётся повод осудить, и сказать: "Сам виноват..."