12. Что такое бытие. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление

Что такое бытие. Продолжение.

«Бытие» как нечто целостное, можно рассматривать лишь только в контексте «духовного», как взаимное и обоюдное движения «материи» к «духу» - чем, по сути, и занимается наука, и «духа» к «материи» - что является существом предмета интереса религии.
Преимущество религиозного созерцания «бытия» заключается в том, что оно способно всю «материальность» сделать «объектом» своего внимания, в то время как научное познание ограниченно «знанием» как «системой объективизации объективной реальности», которую наука только и признаёт за истину, отвергая всё то, что остаётся за рамками этой системы. На основании этого «знания» наука выстраивает другую систему - систему наблюдения «бытия» и эксперимента над «бытием», которая «программирует» познание «бытия», сужая горизонты его «созерцания».
Реальное созерцание «бытия» - это единство многообразных проявлений «сознания»: осознаваемого и бессознательного, подсознательного, надсознательного и сверхсознательного. «Духовность», опирающаяся на откровенное «знание», способна выстраивать более полную, совершенную и эффективную систему наблюдения «бытия» и эксперимента над «бытием», чем та, которую предлагает наука, опирающаяся только на самостоятельно добытые «знания».
Рациональное «знание» науки о «бытии», включает в себя только то, что уже каким-то образом «формализовано» или может быть «формализовано» на достигнутом уровне интеллектуального состояния сознания. Но переход с одного уровня интеллектуального состояния «сознания» на другой, более высокий и совершенный - это процесс неформальный и не формализуемый привычным для рацио образом, вернее сказать – это процесс сверхформальный, духовно-нравственный. Именно это свойство данного процесса перехода позволяет достичь нового качества уровня и степени «формализации» нашим «сознанием» в «созерцании» своего «бытия». Процесс этого перехода называется «общением сознаний», в котором и приобретается это новое качество, ибо речь идёт о «созерцании» любви как Бога и Бога как любви.
Современное искусство «формализации» многолико! Оно живёт в языках наций, народов и этносов, и больших, и малых, в машинных языках и кодах программирования; оно ещё более усложняется в языке искусств, становясь некоей уникальной системой в каждом произведении того или иного искусства. Нормы морали и этические принципы человеческого общения безуспешно пытаются «формализовать» нравственность и «духовность», вставить «общение» в какие-то общие и обязательные для всех правовые рамки. И терпят постоянные неудачи в попытках построить бесконфликтные отношения между индивидом и социумом. Эта задача непосильна и неподвластна тому «сознанию», которое не имеет для себя любви как Бога.
«Духовность» как качество «бытия» значительно, следует сказать - кардинальным образом, отличается от того восприятия «бытия», которое предлагают нам рациональные попытки его психологического познания. Они вовсе не исчерпывают всего объёма, имеющегося у интеллектуального познания «разума» и его «бытия».
Самой основой рационально-психического постижения «бытия» является его «разделение» на индивидуальное «бытие» и надындивидуальное «бытие», которое, зачастую, и называют «духовным», совмещая и смешивая меж собой социальные и культурные проявления «бытия как такового», что не позволяет нам правильно разобраться в «материальных» и «духовных» аспектах «бытия». Ведь психика и культура - это не «дух», а лишь тот субстрат или среда, в которых «дух» обитает, так сказать – «отражение сознания духа в материи» или «проекция духа на материю». Так же, как и нравственность - это не «духовность», а лишь то, как «дух» себя проявляет в социально-этической среде, сквозь моральные мнения и установления, с помощью нрава, как системы мировоззренческих взглядов и установок. Бесконечность психики, скрывающая в себе безмерность нравов - вот тот образ, который был бы пригоден для описания «духа»! - Как это и звучит в раннехристианской византийской иконографии: - «Моря морей солнц есть имя святому духу» …
Подобное рационально-познавательное «разделение» единого и единственного «бытия» на индивидуальное и надындивидуальное, приводит «сознание» к психически неполноценному восприятию - отражению реальности! Реальностью воспринимается то, что происходит внутри самого индивидуального «сознания», а то, что происходит вне его - это «майя» - иллюзия постижения или модель постижения, чей-то «жуткий» план и эксперимент. И, хотя и чаще всего, всё обстоит совсем наоборот, накладывание подобных мнений множества «сознаний» друг на друга, превращают восприятие общественного «бытия» в устойчивую иллюзию.
Есть некоторые объективные специфические черты «бытия», которые позволяют нам говорить об его индивидуальном аспекте. В первую очередь сюда необходимо отнести неповторимость и уникальность «бытия как такового», его повторение и проецирование от одного «сознания» другому попросту невозможно. Компенсационной противоположностью этой черты «бытия» в нынешней «ветхой» реальности является проекционная связь «сознания» с его «телесностью» и «материальностью», что и проявляется в наблюдаемых фактах молитвенного и посмертного общения «сознаний».
Все проявления «бытия как такового» в том материальном субстрате, в котором оно наблюдаемо нами, не могут исчерпать потенциал его «неповторимости» и «уникальности». И поэтому нуждаются в «накоплении», посредством универсальных форм культуры: знак, язык, символ и т.д., и т.п. К этому и предназначено существование надындивидуального, социального и общественного аспектов «бытия как такового» - сохранению результатов деятельности «сознания» их преобразованием в универсальную, духовно-нравственную, знаково-символическую форму, а вовсе не в построении каких-либо социально - общественных иерархий и институтов самих по себе. - Общество и государство - это некий социопсихологический «аккумулятор», способный и призванный накапливать в себе «добро» и любовь, или их отсутствие!..
Специфика объективации и накопления «духовного в материальном», способность сохранять «дух» и свободно перемещать его в социальном пространстве и историческом времени, являет нам сверхзадачу существования и общества, и государства. Общество, человечество и его цивилизация в целом, духовно обогащает материальный мир, и он приобретает относительную смысловую самостоятельность своего существования, что проявляется в процессе дисперсии и расслоения религиозности «сознания» данной ему как потенция коллективного бессознательного. В течении и ходе развития этого процесса осмысления, индивидуализации и персонализации этого потенциального бессознательного духовного, из религиозности, рождаются устойчивые и объективно присутствующие в жизни «сознания» формы религии, морали, культуры, искусства, философии и науки. И, параллельно с ними, из религиозности же, рождается экономическая деятельность «сознания», завершающаяся рождением политики, как инструмента, объединяющего и направляющего развитие «душевности» и «телесности» человеческого «сознания».