Предпринимательство в годы перестройки СССР

Анна Яблонна
Советский Союз дал мне образование, как среднее, так и высшее и даже учёную степень кандидата химических наук.

С благодарностью вспоминая ушедшие годы, до сих пор меня не покидает мысль, что всё это я получила ни как следствие порыва души, а потому, что так делали все.

В химический институт поступила только потому, что подруга уговорила - давай вместе будем учиться, а химию я не любила.

Однако другие мои подруги, на мой взгляд, поступали ещё более глупо: пошли учиться в МГИМО, используя связи своих родственников, имеющих отношение к этому Институту.

Тем не менее, когда начинаешь познавать новое, то увлекаешься, и работа становится любимой.

Так что до сих я так и не поняла, что должен делать молодой человек, если у него ещё не проявился какой-либо талант.

Науку я полюбила, но это была рассудочная любовь, в отличие от той, что идёт от сердца.

Поскольку жизнь с СССР была скромной, то одежду для себя, детей и мамы я творила сама, и у меня всё отлично получалось.

***

И вдруг в СССР началась перестройка, и Горбачев разрешил ИТД (Индивидуальная Трудовая Деятельность)

В моих мыслях как маленькая пчёлка всё время жужжала идея - заняться предпринимательством в свободное от работы время. Ведь я умею шить. Тканей в магазинах полно, а одежды в магазинах практически нет.

Почитала газеты и пошла на заседание Моссовета с целью получить разрешение на ИТД.

И вот я стою около огромного стола, накрытого красной скатертью, и двадцать заседателей Комиссии Моссовета с удивлением смотрят на меня и на мои документы:

- Вы же научный сотрудник, а собираетесь шить детские брючки и женские юбки. Зачем вам это?

(Из своего жизненного опыта я твёрдо усвоила одну истину - побеждает только юмор, если он, конечно, добрый).

- Всё дело в том, что научные идеи, о которых я думаю перед сном, не успокаивают меня, и я вообще не могу уснуть, поскольку наука безгранична. А вот когда я думаю, как сшить детские штанишки, их образ стоит перед моими глазами, и я не замечаю, как после прекрасного сна наступает утро.

И разрешение на ИТД в моих руках.

***

Далее всё просто. Куплена швейная машинка на деньги Кассы Взаимопомощи (в том Институте, где я работала), необходимые ткани и уже через неделю я стою на Рижском рынке рядом с "предпринимателями", которые продают всякие самодельные вещи.


Иногда подходит милиционер, читает моё разрешение на ИТД и ничего не может понять (он ещё не в курсе).

Конечно, я продавала эти вещи очень дешево, а свой труд  считала за удовольствие, которое сама и должна оплатить.

Какие-то 10-20 минут и всё было продано, а моя сумка на закрывалась от обилия денег.

Поскольку считаю, что не лишена совести, я пошла в налоговую службу и мы обсудили, как надо рассчитывать свои доходы и налоги с них.

Это такой ужас. Всё записывать, подсчитывать, отчитываться...

Там, где начинается бюрократия, творчество теряет степени свободы.

Из этого не следует, что я против налогов, но как-то всё это должно быть разумно и просто. Но тогда всё только начиналось и не было опыта у налоговых работников.

И всё-таки честное предпринимательство - это хороший, интересный труд.