Александр Галич. Из вельмож в юродивые

Александр Сергеевич Трофимов
Александр Аркадьевич Галич родился в 1918 году в день пушкинского лицея – 19 октября.  Сейчас – это Всероссийский День лицеиста. Пушкин был в его семье кумиром.
После девятого класса он поступил в Литературный институт и почти одновременно в Оперно-драматическую студию Станиславского. Не закончив их, перешёл в Театр-студию Алексея Арбузова и Валентина Плучека (1939).

На фронт Александра Гинзбурга – Галича, это псевдоним  от Г- Гинсбург и далее от имени-отчества, – не взяли из-за врожденного порока сердца.  Участвовал  как  актер, драматург, поэт, композитор  во фронтовом передвижном театре.
Поначалу литературная судьба Галича складывалась удачно: в 40-е годы вышла его первая книга стихов, было напечатано и поставлено несколько пьес, снимались фильмы по его сценариям.

1947—1948 —  пьеса «Вас вызывает Таймыр»
фильмы:
1954 — «Верные друзья» (совместно с К. Ф. Исаевым),
1962 — «На семи ветрах»,
1964 — «Дайте жалобную книгу»,
1964 — «Государственный преступник»,
1967 — «Бегущая по волнам».

В 60-х популярность набирают его песни под гитару, вполне безобидные по содержанию, но противоречащие советской официальной идеологии. По словам его брата, Валерия Гинзбурга, он неплохо играл на рояле, с листа серьезные вещи.
В дальнейшем его песни становились более глубокими и резкими, что  привело к конфликту с властью. Ситуацию усугубили запреты на постановку пьесы «Матросская тишина», сначала в 1947 году, потом после двадцатого съезда, в 1956 году в театре «Современник».

С его слов: понял, «что ничего в драматургии по-настоящему я сделать не смогу. И это государственная, так сказать, институция, при которой можно в основном показывать кукиш в кармане, что занятие для некоторых, до какой-то поры, интересное, но потом надоедает — карман рвется. И я решил, что надо поискать… И тогда я просто вернулся к стихам, которые я писал в детстве и в юности…»  И стал бардом, как Окуджава и Высоцкий. 

У него появлялись такие замечательные стихотворно-песенные драматургические и иронически-сатирические песни, как: первая его песня «Леночка» - про регулировщицу Потапову, ставшую-таки шахиней с вовлечением в процесс ЦК КПСС, «Красный треугольник или товарищ Парамонова» - про лживость и порочность аппарата,  «Баллада о прибавочной стоимости» про наследство фабрикантши тёти Калерии и конфликт с марксизмом, «Истории из жизни Клима Коломийцева, кавалера, депутата, знатного человека», изобличающие фальшь партноменклатуры; и  серьёзные, как «Облака» про бывшего политзэка, «Ошибка» - «Мы похоронены где-то под Нарвой», о короткой памяти о погибших в войне; и много других. Он был независим, от того вызывающе дерзок, остроумен и смел.  Основной его публикой была интеллигенция Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Но так долго продолжаться не могло.

Сначала непокорного барда призывали «образумиться», потом отказали в публичных выступлениях, на него ополчилась пресса, а после выхода его книги стихов в антисоветском издательстве «Посев», Галича исключили из Союза писателей и Союза кинематографистов.

Вот что сказал Александр Мень  о нём и его песнях.
«Галич говорил и пел о том, о чем шептались, что многие уже хорошо знали. Он блестяще владел городским полуинтеллигентским и полублатным жаргоном, воплощаясь то в героев, то в антигероев нашего времени. Мне он казался своего рода мифом, собирательным образом, каким казался в начале 60–х Окуджава, хотя мне было известно, что это вполне реальные люди. Окуджава пел о простом, человеческом, душевном после долгого господства казенных фраз. Галич изобразил в лицах, в целой галерее лиц, портрет нашей трагической эпохи».

В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а через три года трагически погиб.
Как свидетельствовал Виктор Некрасов, он видел его 17 декабря лежащим на полу со следами ожогов от электрического тока.
Французские власти закрыли «дело о смерти Галича» на 50 лет – до 15 декабря 2027 года. Как сказала его дочь, Алёны Архангельская-Галич:   «Мне кажется, что правду мы не узнаем никогда. А то, что его убили, лично я не сомневаюсь...»