Волгоградское лето

Георгий Михайлов
                ВОЛГОГРАДСКОЕ ЛЕТО
                (воспоминания детства)


Каждый волгоградец знает, что такое настоящее волгоградское лето! Особенно лето в тех далёких, шестидесятых…

Духота и парящий над городом зной, словно огненным паром плавит асфальт.
Температура под сорок. Над асфальтом, преломляя зрение, извиваясь исходят кверху раскалённые струи тепла, словно миражи, рисуя впереди экзотические и сказочные картины, и двигающиеся силуэты…

И ты ещё сопливый и не взрослый, бежишь босяком в магазин за мороженным, перепрыгивая с ноги на ногу, и обжигая пятки об горячий асфальт, пытаясь лишний раз запрыгнуть в ближайший тенёк, хоть на секунду, а потом опять на цыпочках прыгаешь по асфальту, словно по сковороде, пока, наконец, не остудит их пыл холодный кафель прохладного молочного магазина.

Ещё только восемь утра, а жара уже прёт. Шторы в квартирах уже все зашторены напрочь, чтобы и лучик солнца не просочился, иначе весь день в квартире будет духота беспросветная, пока только рассвет следующего дня не сменит её
не надолго, долгожданной утренней прохладой.
А с появлением солнышка всё сначала!

Весь город уже тянется к пляжам. В центре суматоха, давка, будничная суета.
На рынке, как в парной! Народ разбирает всё под чистую!
Помидоры, арбузы, редиску, яблоки, огурцы, всё пакуя по капроновым пакетам, сеткам и рюкзакам. Лимонад и прохладительные разлетаются мигом!
 
Все торопятся на пристани, что как огромные, роскошные, двухэтажные дворцы, вальяжно покачиваются на воде. К ним тянутся от берега длинные деревянные трапы, лежащие на бакенах. На них уже толпится народ.
В кассах, как горячие пирожки разбираются билеты. Давка, все спешат, всем охота попасть на кораблик первым!

Мы тоже маленькие - я, Вовка и Игорь, под руководством нашей отчаянной мамы прокладываем себе путь через эту, кишащую толпу к самому трапу.
Кому на “Крит”, так называется городской пляж, на том берегу, кому подальше на “Бакалду”, там поглубже, а кому на “Островную”, на дачи к родным огородам.

Под тенистым навесом палубы пристани, стоит спасительная речная прохлада.
Пахнет береговой, слегка илистой водой. Вода у берега прозрачная, прозрачная. Видно, как по песчаной мели стайками плавают и резвятся суетные мальки.
Трясь и скрипя обшарпанными бортами друг о друга, покачиваются на бережке старенькие деревянные лодки.

А там, наверху, Боже мой! Народ, словно рой пчёл, заполонил всю центральную набережную! Народу видимо – не видимо!
Медленно люд спускается к берегу по гранитным ступеням и лестницам, мимо стройных белоснежных колоннад, а правее, там, с горы, кто-то на всех парусах несётся вниз по желтым и крутым, песчаным откосам, тряся набитыми до отказа, сетками и сумками с продуктами.

А лето только в разгаре. Ещё жива мама, Вовка, Игорь и мы мчимся все на трамвайчике по нашей Волге - матушке, разрезая кормой набегавшие от проходящих кораблей зелёные, бурлящие волны.
Дует на встречу освежающий ветерок, на палубе народу битком. Кто-то громко пытается перекричать рокот мотора, кто-то шпарит на гитаре, чего-то там знакомое урча, а кто-то упулился вдаль, обозревая родные, сказочные просторы.

Не прошло и десяти минут, и мы уже подплываем к знакомой барже - пристани на другом берегу, по которой, через ветхий, деревянный трап, под которым через прощелину внизу, зияет жуткий проём с тёмной, мрачной водой, мы перебираемся на другую сторону. Все быстро перешагивают или перепрыгивают трап, боясь случайно не дай Бог оступиться!

А вот он и пляж! Его белый, горячий и нежно обжигающий ноги песок.
Спускаемся к воде поближе, чтобы топать по мокрому и прохладному берегу.
Народу тьма – тьмущая! Все загорелые, как раки!
 
Дети плескаются в воде, а их мамы важно, о чем-то беседуют с другими, такими же деловыми мамашами. На голове панамы, на носах очки, ну прямо, как в кино.
И мы тоже идем в знаменитых волгоградских, летних панамах, разрисованных разными городскими достопримечательностями и с разноцветными пластиковыми козырьками.

Народ купается и загорает. Оры, крики, беготня и пляжная суета….
Находим, наконец, свободное местечко под грибком. Возле старых и не давних знакомых по отдыху. А тут ещё и двоюродный брат Вовка, неожиданно нарисовался,
и две наши двоюродные сестры - Галя и Тома.
Они старше нас на лет пять - шесть, не меньше. Все ещё такие красивые и молодые – молодые…
И у всех ещё все впереди. И первые институты и работа и личная жизнь….
Хорошо, когда много рядом родных и близких тебе людей. Такая радость, такая идиллия. Все свои дорогие и любимые, как одна семья, и всё так беспечно,
и беззаботно.

А пока мы ныряем в прохладную волгоградскую воду, под палящими лучами июньского солнца, загораем на горячем, и чистом песке, смеёмся, хохочем, играем в “догонялки”, травим смешные анекдоты, и смотрим, как взрослые играют в волейбол.
 
И конечно же в эпицентре его наша любимая мама.
Она такая ещё молодая и красивая, как шоколадка загорелая, милая и улыбчивая, затмевает, как всегда весь пляж своей великолепной и спортивной фигурой.
Совсем, как девушка, а ведь ей ещё нет и тридцати. И каждый из мужчин, кто не пройдет, ну не может, чтобы не выдать ей парочку пикантных комплиментов.


Так в летней пляжной суете пролетал очередной день.
Снова, тот же причал, снова, тот же трамвайчик, этот безмятежный, и нудный подъем в гору по песчаной дорожке, туда, к нашей знаменитой, послевоенной мельнице, что напротив дома Павлова.
Снова бежим все вместе к долгожданным, и "допотопным", советским автоматам с газировкой, что стояли, здесь же, вдоль трамвайных путей, где каждый, после жаркого и утомительного дня, наполнит свой живот этими освежающими двумя стаканами с сиропом…

У мамы всегда в кармане находился с десяток спасительных “трюльников”!
А если их нет – неважно! Попьем и чистую за копейку! В жару любая вода пойдет! Лишь была холодная и с газом!
Эти "допотопные" вишнёвые, пражские, двухвагонные трамваи советских времен с раздвигающимися в стороны, как в лифте дверями, и снова уже мелькают за окнами знакомые остановки центрального района - "Площадь Ленина", "Гагарина", "Центральный рынок", что на Аллее Героев, а там поворот у "Пионера", на "Краснознаменскую", к кинотеатру "Победа" и городскому цирку, а там под мосток и через "голубинку", через "Строительный техникум", и в наши края....
Ростовская, Моздокская, и наконец, Липецкая - наша.

А вот и наш дом. Дом, где я, когда-то родился и вырос вместе со своими братьями, которых к сожалению уже со мною нет. А мне их сейчас так сильно не хватает.
Не хватает мамы, и отца….
Так хочется о прошлом поделиться, а не с кем. Жаль, что всё так не вечно….


А пока мы дружно, на перегонки бежим втроём по нашей любимой прохладной лестнице подъезда, на третий этаж, моем все вместе в ванной ноги, и скорее на кухню, где мама нас снова будет кормить своими любимыми котлетами, и салатом из помидоров
и огурцов, которые мы так сильно любили.

А потом, как всегда - “спокойной ночи”, мамины на ночь добрые пожелания и отбой. Баеньки…
А после таких приключений, и на самом деле хочется поскорее добраться до кровати, забраться под простыню и уснуть. И сон будет крепкий – крепкий…

А мама с папой ещё долго будут до поздна смотреть телевизор, о чем–то своём говорить и спорить, и вспоминать приятные моменты из нашей прекрасной,
и красивой, такой далёкой – далёкой, слегка наивной, и сказочной советской жизни.



И кто бы знал, что это всё беззаботное и милое, то прекрасное “далёкое”, когда-то в одночасье рухнет и погибнет, погрязнет в жутком разврате беспощадного и ненавистного "капитализма" и демократии.
Потеряются бывшие связи, разрушится мир, поменяются ценности…
А главное мы все потеряем себя, способность трезво мыслить, уважать и любить, преданно и бескорыстно, как тогда…
Ценить и сострадать, и быть благодарным тем, кто подарил нам этот “тот” добрый
и милый, сказочный мир, нашего общего советского быта, домашнего и семейного очага. Потеряем способность идти друг другу навстречу, отдавать, не требуя ничего взамен, жертвовать самым сокровенным ради дружбы и любви, без которой человек на земле не способен выжить…

Неужели нужно, что-то дорогое потерять, чтобы затем кусать себе до крови локти, бегая по лабиринтам невозвратимого, чтобы вымолить у безвозвратно ушедших, хоть какое-то прощение?!!!

Быть может мои слова не каждому суждено понять.
Мне прошедшему этот путь возврата и невозврата, эти истины, конечно же дороже, ближе и понятней.

Не бросайте в беде тех, кто беззащитнее тебя и слабже, ведь они – это те, кем вы могли бы также быть или случайно оказаться.
Окажите им, хоть какое-то внимание, а завтра они отдадут за вас жизнь!
Ведь жизнь - есть любовь! Ведь все мы рождены от любви и для любви…
А значит по сути – мы все родные люди!

А пока мы спим, и видим во сне наше прекрасное и светлое будущее...
С утренним летним солнышком, с маминым нежным и добрым голосом, с приятной, домашней суетой, заботами и светлым, беззаботным, нашим детством, где нет равнодушия и уныния, где созидает только доброта, радушие и светлая, и чистая, простая человеческая любовь.

Посвящаю тем, кто иногда хотя бы грезит по безвозвратному...


                2018г.