Емекеевы

Альтаф Гюльахмедов
Емекеевы


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только, как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Акманко Емекеев

***

Дв. вдова Сапкейка Поишева с сыном с Ыштеречком Татаевым. 
Дв. Акманко Емекеев с сыном с Сидаралейком.
Дв. Мамедейко Мамет Субик. 

Дворы слобоцких татар, которые служат с посадцкими людьми: 
Источник: zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой





Род Емекеевых

***

Род Емекеевых/Александр Емекеев. – Казань, 2017. – 154 с.

В книге на основании архивных материалов, воспоминаний, литературных
источников, писем, фотографий рассказано о поколениях и семьях рода Емекеевых.

Однажды, много лет назад, я с коллегами поехал на всесоюзную научно-техническую конференцию в Уфу. Традиционно, когда вселялись в гостиницу, мою фамилию писали неправильно. Я вынужден был каждый раз диктовать ее по буквам.

Однако горничная на этаже, в которой меня поселили, на своей дощечке карандашом – сейчас это процесс уже компьютеризован – написала мою фамилию правильно. Я этому немного удивился, на что она мне сказала: что вы удивляетесь, у нас половина деревни Емекеевых! Она и деревню назвала, однако это произошло так неожиданно, к тому же меня торопили коллеги, и я не запомнил ее названия. К сожалению, я так больше и не увидел эту горничную, чтобы переспросить: утром она поменялась.

Однако тот факт, что где-то в Башкирии живет почти полдеревни Емекеевых, не давал мне покоя. Я ведь думал, что тех, кто носит фамилию Емекеевых в нашей стране, не так уж и много.

С годами возрастает интерес к истории своего края, своего рода. Видимо, жизненная мудрость, обретаемая с годами, с опытом, заставляет нас искать ответы на философские вопросы о смысле жизни, наших исторических корнях. Так родилась идея написать эту книгу.

НI. На Чистопольской земле

Из записи в «Писцовой книге Казанского уезда 1647-1656 г.г.»:

«За уфимским служилым татарином за Сунчалеиком Емекеевым в поместье деревня Батракова на речке Бескенче: пашни и дикого поля десять длинников, восмь поперечников; итого восмьдесят десятин в поле, а вду по тому ж. Уфинского уезда за рекою Иком, от Мензелинского старого острогу верст с пять, деревня, что
починок, по конец Пьяного бору, на Долгом озере: меж болот и лесов и дубров в розных местех и меж поем и озер по гривам пашенных земли и перелогу мерою двадцать десятин в поле, а в дву по тому ж» (лист 321).

Этот источник интересен тем, что здесь впервые среди найденных нами документов упоминается служивый татарин по фамилии Емекеев, указывается его социальное положение и недвижимое имущество.
По версии профессора К.И. Корепанова, в писцовой книге речь идет о деревне Батраки, расположенной недалеко от села Нагайбака (в настоящее время Бакалинский район, Республика Башкортостан). Согласно основной версии, село основали пришлые племена ногай (потомки арских татар), отсюда и название села. Затем к ним присоединились представители других этнических групп.

В XV-XVII веках Российская империя осуществила строительство ряда крепостей на территории современных Башкортостана и Оренбургской области. Примерно в 1730 году была основана Нагайбацкая крепость для защиты юго-восточных рубежей Российской империи. В составе служивых людей помимо казаков и стрельцов, был и новокрещенные татары. В числе их, судя по историческим упоминаниям, были и люди, носившую фамилию Емекеев.

Однако с продвижением границ России на восток и юго-восток, Нагайбацкая крепость стала терять свое стратегическое значение. Служивым людям прекратили выдачу жалования, наделив  их небольшими земельными участками. Казаков Оренбургского
казачьего войска стали переселять в Зауралье. (Неплюеев И.И. Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года. Казань, 1890. С.277).

Но не все служивые люди захотели переселяться в Зауралье.

Многие остались или переехали в другие края. Вполне вероятно, что некоторые из них обосновались в Закамье, в том числе и представители рода Емекеевых.

Впрочем, есть еще один письменный документ – «Приходно-расходная книга Симбирского уезда 1665-67 г.г.», в которой упоминается ясачный крестьянин Имкейка Емекеев, который мог иметь родственные отношения с нагайбацкими Емекеевыми. Возможно, симбирский крестьянин Имкейка мог самостоятельно переселиться в верховья Малого Черемшана.

Во всяком случае, не имея доказательной базы, основанной на письменной документации, можно только предполагать с каких мест Емекеевы прибыли жить в Закамье. Известно только, согласно архивным источникам, что Емекеевы обосновались на Чистопольской земле в первой половине XVIII века. В 1755 году здесь родился Федор Яковлев, предок Емекеевых. Ошибки здесь нет: фамилии тогда крестьяне здешние не имели. Чей сын Федор?

Известно чей – Яковлев сын! А внук Якова, Дмитрий, чей сын?

Федоров сын! Вот так и велось в те времена, а фамилии в сегодняшнем понимании появились лишь в конце XIX века. Хотя еще в середине XVII-го века в исторических документах упоминается фамилия Емекеев.

Татары-кряшены, живущие в настоящее время в населенных пунктах Ишалькино и Чувашский Елтан, относятся к этнической общности, определяемой этнологами и языковедами как группа «чистопольских кряшен». Отсутствие документов и других письменных источников не позволяют точно определить, откуда в Закамье пришли татары-кряшены, основавшие вместе с чувашами деревни Ишалькино и Чувашский Елтан.

Но в этом может помочь  ингвистика.

Согласно исследованиям доктора филологических наук Ф.С. Баязитовой («Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении». – М., Наука, 1986 г.) говор чистопольских кряшен
выделяется своими особенностями. Его особенностью считается близость не к казанскому, а к мишарскому диалекту. Вместе с тем, исследователь отмечает некоторую общность с говорами заказанских кряшеных татар, особенно в наиболее древних слоях лексики, таких как термины родства, названия одежды, обрядов.

Первые источники о местных деревнях, которые нам удалось обнаружить, относятся ко времени ревизии 1763 года. Так, в это время существовала деревня Нарат-Елга-Елтан (или Наратле-Елга-Елтан), где было 23 души ясачных татар, 62 души кряшеных
чувашей, 6 душ ясачных чувашей (язычников). Слово в названии «чувашский» для деревни со смешанным населением можно объяснить тем, что первоначально чуваши составляли здесь большинство населения.

В 1763 году по речке Наратле-Елга была расположена деревня Починок, где было 64 ревизских души кряшеных татар. Это нынешний Кряшеный Елтан, единственная в этих местах чисто кряшенская деревня.

Недалеко находилась деревня Сидулово-Ерыкла, известная под этим названием и сейчас. Здесь было 14 душ кряшеных чувашей и 60 душ чувашей-язычников. Деревни Ишалькино в это время еще не было.

Во время ревизии 1816 года Ишалькино уже существовало в ревизских сказках, оно называлось Новопоселенное Ишальково, здесь было 48 мужчин и 51 женщина кряшеных татар и 39 мужчин и 40 женщин кряшеных чувашей. Обозначение деревни как «новопоселенной», свидетельствует о том, что она образовалась сравнительно недавно, хотя во время предыдущей ревизии 1811 года все переписанные в 1816 году уже жили здесь.

Очевидно, жители Ишалькова (Ишалькино) переселялись сюда из соседних деревень, татары-кряшены – из Кряшеного Елтана (Нарат-Елга-Елтан), а чуваши – из Чувашского Елтана, Сидулово-Ерыклы, а может быть из многочисленных чувашских деревень,
расположенных южнее – Савруш, Чувашской Чебоксарки и т. д.

Стоит также отметить, что во время ревизии 1816 года документально упоминается представитель рода Емекеевых. В Ревизской сказке села Ишалькино за 1816 год упомянуто о Степане Иванове и на этом же листе об Астафии и его отце Алексее (НАРТ Ф. 3 Оп.  2 Д. 643, Л. 6 об.-7.).

После отмены крепостного права Александром II во второй половине XIX века появились глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для дореформенной России было характерно развитие различных форм обучения. Поэтому неслучайно в 1867 году в деревне
Ишалькино была открыта Школа Братства Святителя Гурия. Это была первая в Чистопольском уезде школа в деревне с нерусским населением. Она была открыта по инициативе Николая Ивановича Ильминского. В том же году земство выделило школе пособие, снабдив ее учебниками, письменными принадлежностями.
Дело в Ишалькинской школе было поставлено настолько хорошо, что уже с первых лет своего существования она стала выводить крестьянских мальчиков «в люди».

Исай Петрович Журавлев, учившийся в Ишалькинской школе со дня основания, позже успел поучиться в Казанской центральной кряшено-татарской школе и в 1871-1879 гг. работал учителем в земской школе в чувашском селе Савруши.

Еще один выходец из деревни Ишалькино, Павел Яковлевич Петухов, тоже татарин-кряшен, родившийся в 1859 году, достиг благодаря школе еще большего. После окончания братской школы в Ишалькине он в 1875 году поступил в Симбирскую чувашскую учительскую школу, а после ее окончания так же работал учителем
в Саврушах.

К сожалению, в 1877 году в Ишалькине в пожаре сгорела вся деревня, и школа была закрыта. Вновь школа открылась только в 1893 году. Жалованье учителю назначалось мизерное. Поэтому в братской школе деревни Ишалькино учителями работали совсем
молодые парни 16-17 лет, учившиеся в Казанской центральной кряшено-татарской школе, не имевшие официальных дипломов, часто сами малограмотные. Их служба продолжалась недолго – по два-три года, потом они или становились псаломщиками или сдавали экзамен на звание учителя начального училища и уходили в земские школы или находили иной заработок.

1903 году в Ишалькине открылась еще одна школа, земская.

Она была предназначена для чувашей. Около трех лет братская и земская школа работали параллельно. В 1906 (по другим данным, в 1907 году) братская школа для детей татар-кряшен и земская школа для чувашей были объединены в одну, земскую.

Школа Братства Святителя Гуря в деревне Чувашский Елтан была открыта в 1879 году. Она была однотипной с Ишалькинской: занятия проходили на татарском языке, русский изучался как предмет. Первоначально школа находилась в наемной крестьянской избе, к 1889 году было построено собственное здание. В 1902 году школа была передана Братством Святителя Гурия земству, это значительно повысило ее уровень. В 1918 году она была преобразована в советскую школу первой ступени.

В селе Савруши школа была открыта позднее, чем в соседних деревнях, в 1896 году. Тогда открылась второклассная церковно-приходская школа. Вплоть до 1917 года второклассные школы были почти единственными учебными заведениями в сельской
местности, дающими образование выше начального и доступными
для простых крестьянских детей.

Выбор села Савруши был обусловлен тем, что с 1871 года здесь действовала земская школа, имевшая хорошее здание и квалифицированных учителей.

В Саврушскую школу поступали юноши в основном из деревень Чистопольского уезда. Учащиеся обеспечивались бесплатным проживанием и питанием, но значительная часть училась, вообще, бесплатно, на стипендии земств и благотворителей. Саврушскую второклассную школу закончил канонизированный в 2007 году священномученик протоиерей Михаил Вотяков, настоятель храма в с. Чистопольские Выселки, расстрелянный в 1937 году.

В 1912 году, как и большинство других второклассных школ, Саврушская школа была преобразована в высшее начальное училище, то есть общеобразовательную, а не церковную неполную среднюю школу.

В советское время почти все высшие начальные училища (их на территории Татарстана в сельской местности насчитывалось 18) были преобразованы в советские школы второй ступени.

Именно Саврушскую школу второй ступени закончил Александр Данилович Емекеев, его брат Николай окончил ту же школу в 1937 году, тогда она уже называлась семилетней и все еще оставалась ближайшей к деревне Ишалькино. Здесь же учились и многие другие представители рода Емекеевых.

Перелистывая архивные материалы нетрудно заметить, что история рода Емекеевых тесно переплетается с историей нашей страны. Так, Данил Васильевич Емекеев воевал в первую мировую войну, попал в австрийский плен, а после революции был раскулачен. Умер же он во время Великой Отечественной войны, после демобилизации из трудовой армии, где не жалея здоровья, трудился во имя Великой Победы.

Учитывая, что Емекеевы отличались большим трудолюбием и были крепкими хозяйственниками, к сожалению, участь раску лачивания, а затем репрессий и ссылок, постигла многих из них.

Некоторым даже, чтобы избежать суда и конфискации имущества приходилось менять фамилию.

В числе Емекеевых, ставших жертвами политических репрессий и раскулачивания стали:
Емикеев Петр Васильевич (1904 г.р.) родился в Ишалькине, затем жил в Аксубаево. Работал старшим агрономом в райземотделе.

Был арестован 14 августа 1938 года. Предъявлено обвинение по ст. 58-2, 58-7, 58-10 ч.1, 58-11 («участник эсеровской организации»).

НКВД ТАССР 5 октября 1939 года дело прекращено за не подтверждением обвинения.
Емекеев Тимофей Павлович (1879 г.р.) жил в Ишалькине, колхозник. Был арестован 13 августа 1938 года. Верховным судом ТАССР 7 мая 1940 года осужден по статье 58-10 ч.1. («участник эсеровской организации, подрывная деятельность, дискредитация мероприятий»). Приговор - 2 года лишения свободы, поражение в правах на 1 год.

Емекеев Яков Захарович (1888 г.р.), жил в Ишалькине, колхозник. Был арестован 26 июня 1938 года. Осужден Судебной коллегией Верховного суда ТАССР 30.10.40 г. по ст. 58-10 ч.1. («отрицательные высказывания о материальном положении колхозников,
подрывная деятельность»). Приговор - 4 года лишения свободы, поражение в правах на 2 года.

Приговором Чистопольской районной тройки от 22 августа1931 года высылке была приговорена целая семья Емекеевых – Дарья Михайловна (1876 г.р.), Михаил Никифорович (1903 г.р.), Прасковья Никифоровна (1909 г.р.), Иван Никифорович (1913 г.р.), Варвара Никифоровна (1915 г.р.), Василий Никифорович (1921 г.р.), Зоя Никифоровна 1923 (г.р.), Николай Никифорович (1925 г.р.). Позднее Василий Никифорович вернулся в Татарию, жил в с. Муслюмкино Чистопольского района.

Еще одна важная страница в летописи рода Емекеевых - Великая Отечественная война. Многие из Емекеевых навсегда сложили свои головы на полях сражений, умерли в плену или от боевых ран:

Емекеев Василий Егорович (1917 г.р.) пропал без вести в сентябре 1943 года.

Емекеев Василий Семенович (1921 г.р.) Он есть в Книге памяти
Республики Татарстан, но в базе данных Министерства обороны
РФ отсутствует.

Емекеев Иван Семенович (1918 г.р.) пропал без вести в декабре
1941 года.

Емекеев Илья Емельянович (1903 г.р.) пропал без вести в октябре 1942 года.

Емекеев Иван Яковлевич (1920 г.р.) был призван в 1940 году.
Пропал без вести в июне 1941 года.
Гвардии лейтенант Емекеев Василий Никитич (1905 г.р.) пропал без вести в июле 1944 года.

Емекеев Илья Васильевич (19.07.1898 г.р.) похоронен в Карелии в п. Калевала 7 сентября 1944 года. К этому времени там уже
военные действий не шли, однако здесь похоронено 903 человека,
погибших в 1941-1944 гг.

Емекеев Михаил Егорович (1905 г. р.) погиб 6 февраля 1943 года.

Емекеев Петр Егорович (1900 г.р.) пропал без вести в ноябре

1941 года. В действительности он оказался в лагере для военнопленных 4 июля 1941 года. Содержался в шталаге IА в Эстонии.
Умер в августе 1942 года.

Все они были призваны из с. Ишалькино.

В числе погибших на фронте были и призванные из других
мест:

Емекеев Василий Никифорович (1919 г.р.) призван из с. Муслюмкино Чистопольского района.

Емекеев Данил Васильевич (1923 г.р.) призван из с. Исляйкино,
Чистопольского района.

Младший лейтенант Емекеев Иван Павлович (1920 г.р.) призван из Сотнурского района, Марийской АССР. Он погиб 3 марта
1945 года;

Емекеев Николай Егорович (1922 г.р.) призван из г. Шатура,
Московской области. Он умер от ран 11 февраля 1942 года.

Всего во время Великой Отечественной войне погиб или пропал без вести 51 человек, призванных из Ишалькино и 60 человек
- из Чувашского Елтани.

После окончания войны Емекеевы участвовали в восстановлении экономики страны.

Особенно отличились своими успехами представители рода в сельскохозяйственной, научной и образовательной сферах.

МII. Мои корни и близкие

Согласно генеалогическому древу Емекеевых, составленному
по архивным данным, первым в нем упоминается мужчина по имени Яков. По сути, о нем практически ничего не известно.

Однако именно от него и начинается главная генеалогическая (мужская) линия рода Емекеевых. При всей скупости данных о Якове, известно, что у него было три сына - Тимофей (1740 г.р.), Федор (1755 г.р.) и Филипп (1765 г.р.). Согласно традициям тех времен, дети брали имя отца за фамилию, т.е. все трое были Яковлевы.

Далее наш род продолжился женитьбой среднего сына Федора повторным браком на Татьяне (1776 г.р.) и рождением у них двух сыновей - Дмитрия (1780 г.р.) и Афанасия (1813 г.р.).

Дмитрий был также дважды женат. В повторном браке с Ариной Лукьяновной (1791 г.р.) у них родились две дочери – Татьяна (1933 г.р.) и Пелагея и пять сыновей – Гавриил (1829 г.р.), Игнатий (1830 г.р.), Николай (1834 г.р.), Василий (1836 г.р.) и Алексей (1843
г.р.). Они были уже Дмитриевы.

Один из сыновей - Василий женился на Агафье Яковлевой.

Было у них три дочери – Елена, Пелагея и Анисья, а также пятеро сыновей – Василий, Степан, Кузьма, Никифор и Симеон. Именно по старшему из них Василию, который приходится мне прадедом, и продолжим главную генеалогическую линию. О Василии Васильеве уже помимо документальных упоминаний, также имеются и
воспоминания родственников.

Известно, что супруга Василия Васильева - Ульяна (Астафьевна) Степанова родила сыновей Федора, Даниила, Георгия, Павла, Илью и Петра, а также двух дочерей – Марию и Дарью.

Известно также, что Ульяна родилась в 1866 году в семье кряшен села Ишалькино.
Василий Васильев вел одно хозяйство с сыном Данилом Васильевым. В годы НЭПа на паях с соседом держал маслобойку. Примерно в 1930 году был раскулачен без высылки, все имущество было конфисковано.

Из воспоминаний Владислава Александровича Емекеева:

«Помню его уже седого и слабого, мне было тогда 6-7 лет. Был умным и основательным хозяином. После революции был унижен и раскулачен за то, что имел хорошее хозяйство. В итоге у него отобрали все имущество и выселили семью на улицу. Приютила их
тогда старшая дочь Дарья, проживавшая в Билярске.

Позднее они жили в семье сына Даниила в Ишалькино. Василий Васильевич умер перед началом Великой Отечественной войны, примерно, в 1940-1941 гг., а бабушка Ульяна скончалась в конце войны. Оба похоронены в Ишалькино».

Данил Васильевич Емекеев родился в д. Ишалькино.