ЧЕНЧ

Любовь Матвеева-Поротикова
         

        "Менял тихо, а выменял лихо" (русск. пог.)

        После распада Союза и обретения "свободы" надо было как-то выживать. "Демократия" нам ничем помочь не могла, надо было рассчитывать на себя. Распахнулись границы, мир улыбнулся нам, но нас это только насторожило - мы не умели улыбаться! С сумками и узлами на поездах и самолётах мы ринулись... нет, не в музеи и картинные галереи, чтобы познакомиться с чужой культурой. Мы ринулись на чужие базары. На земле, в пыли, мы расстилали какие-нибудь мешки и выкладывали то, чего у нас в бывшем Союзе  было много, но что мы в грош не ставили - товары ширпотреба.
        То, что для нас не имело цены здесь, на Западе и на Востоке ... хорошо покупали. Можно сказать - на ура. Это были хорошие, качественные, долговечные, хоть и не современные вещи. Взамен мы набирали некачественные, но модные вещи, по которым соскучилась душа советского человека. Иногда мы просто менялись - баш на баш, по английски - ченч. Деньги возить не имело смысла.
       Расскажу про мою знакомую - Лену, женщину молодую, но смекалистую и предприимчивую. Сейчас она живёт в Америке, а тогда, оставив мужа дома, целый
месяц торговала  нашим товаром в Польше. Не все согласны были долго торчать на пыльном рынке в чужой стране - отдавали оптом за бесценок терпеливым и прижимистым своим соотечественникам, и тут же  возвращались домой. Лена была из них...
       Но вот пришло время возвращаться. Чтобы не везти деньги, вложила она их в ходовой заграничный товар, в том числе купила три дорогих шубы. Справедливо полагая, что в нашем маленьком городе Петропавловске их не продать за достойную цену, передохнув с дороги, поехала в Новосибирск.
      Две шубы продала удачно и быстро, стоит с третьей. К ней подходит молодой человек - её ровесник, с полиэтиленовым пакетом в руках. Начинает интересоваться шубой:
      - Хочу сделать подарок жене! - Лена улыбается. Она чувствует: парню нравится не только шуба, но и она. Тот шутит, смотрит в глаза, трогает за рукав. Договариваются легко и быстро. Ченч - обмен товара. Новый владелец шубы протягивает Елене пакет с дорогой аппаратурой, и уходит.
     Медленно, как очарованная, идёт Лена с пакетом к остановке автобуса, сохраняя приятные впечатления от тёплого общения. Греет и мысль, что ночным поездом можно ехать домой: дело сделано. Уже в другой части большого города, подходя к гостинице, заглянула она в пакет, и ахнула. То, что при обмене представлялось ей большой ценностью, оказалось кучкой старых радиодеталей...
      
     На фото совершенно невинный человек, не имеющий отношения к рассказу. Но он мне напомнил мужа Лены, который теперь тоже живёт в Америке.