Я учился мужеству у лошадей - 3

Сергей Александрович Бабичев
начало: "Крымская Таврида" (из книги Последний конокрад)   

http://cont.ws/post/221233<...

продолжение:

...Одним из последних, кто пытался разрушить конноспортивную школу, был парторг совхоза Чурсин. Он неоднократно вызывал меня в свой кабинет и требовал прекратить незаконную деятельность.

 
– Работой с детьми и воспитанием подростков у нас в стране занимается комсомол. А вы Сергей Александрович, как беспартийный, к тому же не имеющий специального педагогического образования, не имеете права заниматься с контингентом трудных подростков. Там нужен особый подход и специальные специфические знания психологии этих детей.
Чурсин, был одним из главных бездельников в совхозе. На нём не было никакой ответственности, не возлагались никакая обязанность. Он просто ходил и морочил людям головы. На него уже давно никто не обращал внимание. Вот он и прицепился к новому человеку, то есть ко мне.
К тому же парторг считал, что я у него «на крючке».
Как-то раз, я взял автобус, чтобы свозить детей в Симферопольский цирк. После представления, проезжая по улице Розы Люксембург я попросил водителя остановить у православного собора.
– Кто из вас был в церкви, поднимите руки, – спросил я, повернувшись к подросткам. Ребята молчали.
– Тогда поднимите руки те, кто крещён.
Подняли почти все.
– Ну что же давайте посетим этот храм, но для начала послушайте немного истории.
Улица Р. Люксембург раньше носила название Александро-Невская, потому что здесь располагался собор во имя Св. князя Александра Невского — первый в Крыму кафедральный православный собор. Идею о возведении этого собора высказала сама Екатерина II, посетив Симферополь в 1787 году.


 
Храм возводился с большими трудностями и непредвиденными препятствиями.
– Точно, как наша конноспортивная школа, – выкрикнул кто-то из автобуса.
Начинали строительство, ещё в 1804 году и лишь в 1829 году кафедральный собор был освящен. Городу собор прослужил около 100 лет. Проект храма был разработан в 1816 году, он был одобрен Александром I и получил щедрое финансирование. Лучшие мастера со всей России были приглашены для строительства этого храма.
3 июня 1829 года состоялось торжественное открытие храма.
– Так ведь у нас сегодня третье июня, – раздался тот же голос из автобуса.
– Значит, сам Бог велел нам сегодня попасть в этот собор, – сказал я и вышел из автобуса.
Все подростки без исключения были поражены величием и монументальностью внутреннего убранства собора. С клироса доносилось приглушённое песнопение. Вначале ребята как цыплята сбились в стайку и глазели во все сторона. Я подошёл к священнику, взял благословение, рассказал вкратце, кто мы откуда и попросил, как то помочь ребятам освоиться. Священник подозвал старушек, что-то им сказал, указывая на ребят. Старушки стали разводить мальчишек по храму, подводить к иконам. Ребята, один за другим подбегали к торговой лавке за свечами и нательными крестиками. У некоторых на щеках блестели слёзы. Некоторые брали нательные крестики и иконки для своих родителей. За час пребывания в соборе, эти искалеченные детские душонки получили такой заряд, такое очищение и освящение. Священник вынес из алтаря крест и, приложившись к нему, каждый получил благословение.
– Вот бы мне мамку свою сюда свозить, она бы может и пить бросила, – со вздохом сказал один мальчик размазывая слезу по щеке.
В автобус возвращались молча. Никто никого не торопил, ни подталкивал.

 
В тот же день, водитель доложил парторгу, о том, что мы отклонились от циркового маршрута и посетили церковь. Чурсин в свою очередь, побежал к директору и потребовал, запретить нам выезд из села Перекоп.
По началу, я внимательно выслушивал парторга, что-то объяснял, в чём-то пытался убедить, но очень скоро понял, насколько пуст и безразличен был этот человек ко всему, что не касается его личной выгоды. После очередного приглашения в его кабинет, я купил бутылку водки, коробку конфет и палку колбасы. В магазине как положено, взял товарный чек и попросил выписать счет за подписью завмага с печатью. Поставил фломастером особые отметки, всё это сфотографировал и, придя в кабинет парторга, выставил всё у него на столе. Когда Николай, приехавший со мной и ожидавший в коридоре, срочно вызвал парторга в кабинет директора, я весь этот натюрморт сфотографировал ещё раз так, что бы было видно, что это кабинет парторга.
– Ну вот, совсем другое дело. Вы, наконец-то начинаете меня понимать, – потирая руки, заявил парторг, вернувшись в свой кабинет, – я полагаю, что стоит подумать о рекомендации вас в коммунистическую партию. Только в следующий раз учтите, что я предпочитаю армянский коньяк и побольше фруктов. Но ничего, для начала и водочка сгодится. Вам придётся написать заявление на моё имя, найти двух поручителей и милости просим в КПСС.
Парторг открыл сейф, достал гранёный стакан и налив в него больше половины водки, залпом выпил, занюхав колбасой.
– Ты конечно Сергей Александрович понимаешь, что процесс это не простой и требует времени, тем более что не все из руководства совхоза одобряют вашу работу. Но это я беру на себя.
– Товарищ Чурсин, вы меня извините, но мне надо ехать, там ведь без меня Бог весть, что может случиться.
– Да, да, конечно, я вас больше не задерживаю. Придёте ко мне через три дня, с заявление и соответственно…, – Чурсин молча, указал на стол, где стояли мои дары.
Выходя из кабинета, я тихо произнёс
– «Бойся нанайцев, дары приносящих»!
– Что вы сказали, – спросил Чурсин, наливая в стакан мою водку.
– Ничего особенного. Я просто процитировал классика марксизма-ленинизма, – улыбаясь, сказал я и вышел из кабинета.
– Вы что так долго, – я уж волноваться начал, спросил Николай.
– Парторг предлагает в партию вступить, за бутылку армянского коньяка и кило фруктов.
– А вы что?
– А я, сказал, подумаю!
– Да чего тут думать, совсем ведь не дорого! Зато, какие перспективы, почёт и уважение! Соглашайтесь.
– Ещё один агитатор. Да ты понимаешь, что такие, как Чурсин Родину за бутылку профукали? Или ты считаешь, что я такой же, как он?
– Да ладно вам сразу на психику давить. Я ляпнул, не подумавши, а вы о моральных принципах лекции читать. Чурсин конечно сволочь, но при должности. Вот представьте, что бы было, если бы на его месте был ваш единомышленник или, к примеру, вы сами. Как бы тогда развивалась конноспортивная школа?
Я, шутя, схватил за вихрастый чуб этого смышленого восемнадцатилетнего мальчишку
– Ладно, философ! Поехали. Хватит воду в ступе толочь. Дела ждут. В следующий раз я тебя Чурсину рекомендую.
 
Через три дня не дождавшись моих даров, Чурсин начал охотиться за мной. В его распоряжении был Уазик и он, чуя запах армянского коньяка, не поленился приехать в село Перекоп.
– Что же это вы уважаемый Сергей Александрович не заходите ко мне? Все сроки уже вышли.
– Да вот никак на армянский коньяк не заработаю.
– То есть вы со мной решили шутки шутит? Ну что ж хорошо, давайте пошутим. Для начала снимите красную тряпку с вашей конюшни. Если не хотите под политическую статью угодить.
– Вы знаете, господин парторг, красный флаг над конноспортивной школой водрузили подростки, после того, как одержали победу над бандой, пытавшейся средь бела дня отнять у них законное имущество школы. Если не боитесь, то снимите его сами. Но я бы вам не советовал это делать.


 
– Ты кем себя возомнил? Какой я тебе господин? Это что саботаж? Да я…
– Не надо так орать, дети и лошади этого не любят. Если уж мы перешли на ты, то я знаю все твои дальнейшие дешёвые угрозы – «Да я тебя в порошок сотру…», ты это хотел сказать. Знаешь, парторг ты не далеко ушёл от уголовников, которые сейчас уже дают показания. Ты мне просто надоел. Сидел бы ты в своём кабинете, получал свои тридцать серебряников и не мешал людям жить и работать. К тому же рабочий день уже закончился, поеду я домой.
– Ах ты, негодяй, да я тебя завтра же в горком на ковёр. Посмотрим, как ты там запоёшь. Он выскочил из помещения, схватил лестницу, лежащую у стены и, приставив её, против развивающегося на ветру флага полез вверх. Когда его пухлые ягодицы оказались чуть выше головы человека стоящего на земле из-за узла вышел подросток. В руках у него был длинный кнут с острым металлическим наконечником, которым он упёрся в пухлый зад парторга.
– Куда ползёшь дядя? Давай я тебя подсажу. Ты только резких движений не делай, а то ведь лестница хлипкая. Не дай Бог, ступенька обломится или нога соскользнёт, мой кнут так до самого горла и воткнётся.
Выехав из-за угла, я увидел такую картину, – парторг, прижавшись и затаив дыхание, неподвижно висел на лестнице. Внизу с умным видом, жестикулируя одной рукой, так как в другой руке был кнут, упирающийся в мягкое место парторгу, один из звеньевых вдохновенно читал нравоучение.
– Прекратить немедленно, – крикнул я. Звеньевой тут же исчез.
Парторг облегчённо вздохнул и бросился к своей машине.
– Ну, я вам завтра устрою промывание мозгов, – крикнул он, захлопывая дверцу Уазика.
Дежурные ребята катались по полу от смеха. Увидев меня, все смолкли.
– Ну что ржёте, как кони? Не стыдно? Он ведь в отцы вам годится, – сдерживаясь, чтоб не рассмеяться сказал я.
– Что-то я вас не пойму Сергей Александрович, то вы благодарность объявляете за сохранение имущества школы, а то вдруг, когда покушаются на флаг, на нашу святыню вы защищаете бандита. Откуда мне знать? У него на лбу не написано, что он парторг.
– А то вы не знаете, что это парторг совхоза Чурсин и он может мне из-за вас устроить большие неприятности. Вроде взрослые ребята, а ведёте себя, как дети малые. Я завёл мотоцикл и, не сдерживая смеха, поехал домой.

 
Утром, чуть свет мне позвонила секретарша
– Сергей Александрович, вам сегодня необходимо обязательно прибыть на утреннее совещание, к десяти часам, будут представители из Горкома, а может и райкома партии.
Я тут же сел на мотоцикл и поехал к начальнику милиции. Рассказав ему о том, что происходит, показав фотографии с парторгом и дав прослушать магнитофонную запись, где Чурсин говорит о коньяке.
– Да наслышан я о твоих подвигах – племянничек. Но ты знаешь, что мне больше всего нравится в этих историях? Дело с мёртвой точки сдвинулось. На ночных улицах нет “безголовых” всадников. Часть жуликов управленцев привлечена к уголовной ответственности. А это значит, что мы с тобой достигли той цели, которую ставили перед собой. А это в свою очередь говорит о том, что мы должны двигаться в том же направлении. Езжай и ни о чём не волнуйся. Я позвоню кому надо, а если потребуется то и подъеду. Ну, что готов парторгу хвост прижать? Я давно на него компромат имею. Давай! И ни чего не бойся.
Я заехал в школу, дал распоряжения звеньевым и, забрав с собой вчерашнего “героя” прибыл на центральную усадьбу.
Всё совхозное начальство уже было в сборе и с нетерпением ждало партийных боссов. По кабинету неслись реплики и обрывки фраз в мой адрес
– Да что с ним церемониться гнать таких надо с работы.
Чурсин резко открыл дверь и, пропуская вперёд представителей горкома и райкома парии, не обращая на директора совхоза внимание, заявил
– Ну что ж товарищи! Не будем тянуть время, давайте начинать! На повестке дня у нас один вопрос. Это малолетняя банда, возглавляемая нашим доблестным начальником штаба ГО.
– Я бы не советовал вам товарищ парторг, в столь неуважительной форме обращаться к человеку, который по собственной инициативе занимается с подростками и по нашим сведениям уже достиг многого, – с металлом в голосе проговаривая каждый звук, сказал представитель райкома.
В кабинете наступила гробовая тишина. Долгую паузу прервал Чурсин.
– С полмесяца назад, вместо того что бы везти детей в цирк, начальник штаба повёз их в церковь. А примерно неделю назад, я предложил Сергею Александровичу стать кандидатом в члены КПСС, на что он в грубой форме оскорбил меня и коммунистическую партию. На конюшню он вывесил красную тряпку, позоря тем самым Красное Знамя обагрённое кровью наших отцов и дедов. Буквально вчера, он, со своими малолетними бандитами, практически, можно сказать избил меня кнутами и прогнал с конного двора. Меня парторга, он называет господином. Что это за махновщина? И до каких пор мы будем терпеть выходки этих негодяев?
– Как вы Сергей Александрович можете прокомментировать реплику парторга совхоза, – спросил представитель горкома.
– Я не знаю, с чего это, парторг целого совхоза вдруг такой повышенный интерес к моей скромной персоне проявляет? Откуда столько ненависти и злости? Мне бы не хотелось обсуждать эти вопросы в присутствии высоких гостей. Если можно, я расскажу о проделанной работе с подростками и о результатах этой работы, – не поднимаясь, ответил я.
– Что ты изворачиваешься, как уж на сковородке? Встань и отвечай, как положено, когда тебя спрашивают, – повысив тон, завопил парторг.

 
– Ну что ж. Вы сами напросились. Не хотелось вас позорить при всех, да видно без этого не обойтись. Видимо от скуки, Чурсин по дав три раза в неделю вызывает меня в свой кабинет. Мне приходится бросать детей и ехать из села Перекоп сюда. В конце концов, мне это надоело, я купил парторгу водки конфет и колбасы, что из этого получилось, вот посмотрите и послушайте – я расстегнул папку, достал товарный чек, фотографии и, включив диктофон, поставил его на стол. Все узнали голос парторга:
– я полагаю, что стоит подумать о рекомендации вас в коммунистическую партию. Только в следующий раз учтите, что я предпочитаю армянский коньяк и побольше фруктов. Но ничего, для начала и водочка сгодится. Вам придётся написать заявление на моё имя, найти двух поручителей и милости просим в КПСС.
– А это товарный чек и счёт на то, что вы выпили и съели за мой счёт, так и не вернув мне деньги. А это фотографии, как вы в пьяном виде пытаетесь сорвать красный флаг с Трудовой конноспортивной школы, при этом называя его красной тряпкой.
Я открыл дверь и пригласил звеньевого
– Расскажи, как всё было, – сказал я.
Мальчишка, переминаясь с ноги на ногу, теребил свой картуз, рассматривая присутствующих.
– Не бойся мальчик и расскажи нам, как вы вчера кнутами избили человека – предложил представитель горкома.
– А я ни чего и не боюсь. Стою я вчера на дежурстве. Вдруг вижу, какой-то пьяный мужик схватил лестницу и полез наш флаг срывать, вот я его и прижучил кнутом в мягкое место. Но не бил, а просто снизу к мягкому месту приставил. Вот думаю, повезло – империалистического шпиона, поймал, который против Советской власти. Вначале даже обрадовался, думал, премию дадут, в газете портрет напечатают. А потом подъехал Сергей Александрович и велел отпустить мужика. Да вот он тот мужик только он вчера пьяный был и на Уазике гонял. Вы что его всё-таки поймали? – звеньевой указал пальцем на парторга.
– Всё ступай мальчик, ты поступил правильно и мужественно, не испугавшись пьяного мужика - железным голосом произнёс райкомовец.
Звеньевой облегчённо вздохнув пулей, вылетел в коридор.
– Ну что ж товарищи картина предельно ясна, – звенел, как приговор железный голос, – парторг совхоза, погрязнув в пьянках, совершенно оторвался от действительности и решил опорочить хорошего человека. Если все эти факты подтвердятся, то райком партии будет принимать меры, и ставить вопрос об исключении Чурсина из рядов КПСС. С сегодняшнего дня вы не являетесь парторгом. Ищите себе другую работу.

 
Позже я узнал, что Чурсин пригласил на утреннее совещание своих друзей из Горкома партии, а начальник милиции своих друзей из Райкома, которые по иерархии были выше, потому и победили. Хотя всё могло бы повернуться с точностью до наоборот.

продолжение следует: