Рэкет

Виктор Абросимов
«Рэкет»
( или «Как мы закрывали филиал в Ульяновске» )

 «…Вулич  шел  один  по  темной  улице:  на  него
наскочил пьяный казак, изрубивший свинью и, может быть, прошел бы  мимо,  не
заметив его, если б Вулич, вдруг остановясь, не сказал:  "Кого  ты,  братец,
ищешь" - "Тебя!" - отвечал казак, ударив его шашкой, и разрубил его от плеча
почти до сердца...» М. Ю. Лермонтов. «Фаталист».

Мишу вызвали в коридор и спросили: -  Ты, директор?
- Я! - гордо сказал Миша, и, не успев насладиться своей новой должностью,
тут же получил «в репу»!
- За что? - взмолился он!
- Для профилактики - ответили две угрюмые личности в спортивных костюмах и кроссовках.
- Будем тебя охранять, заботиться о тебе, а ты будешь нам платить - добавили они хмуро.
- Я вижу, как вы заботитесь! - подумал Миша, но осторожно промолчал.
 «Help me!», «Help me!» - полетели из Ульяновска звонки и SMS-ки.

Генеральный директор собрал экстренное совещание.
«Чижало. Чижало.» - сказал он, расстегивая малиновый пиджак и нервно теребя свой галстук, с изображением больших розовых свинок.
Генеральный был человеком из народа – бывший строитель, небольшого роста,
с цепким взглядом и быстро бегающими глазками. Он любил ввернуть в свою речь народные выражения и периодически напоминать сотрудникам, что все вокруг принадлежит ему, включая бумагу и ручки, которыми они пользовались в офисе.
 Занятие бизнесом было его шансом вырваться в люди и он не хотел этого шанса упускать. «Надо беречь молодые кадры! Есть желающие заменить Михаила?», спросил он. Наступила неловкая тишина. Я поднял руку. Надо было спасать друга!
 К тому же мне хотелось удовлетворить свое журналистское любопытство и изучить это новое явление в нашей жизни, с непонятным романтическим названием «рэкет». 

( Современная энциклопедия дает такое определение «рэкета»:
Рэкет
— насильственное и преступное изъятие части прибыли. Это слово стало особенно популярно в России в период «перестройки». Рэкетирами называли небольшие преступные банды, которые занимались «крышеванием», т. е. оказывали так называемые «охранные услуги» различным фирмам, кооперативам, индивидуальным предпринимателям, рыночным торговцам и т. д. Эти «охранные услуги» сводились к тому, что коммерсант отдавал установленный процент от своей прибыли какой-либо преступной группе ради того, чтобы ему не мешали работать иные (конкурирующие между собой) бандитские группы.
Разделение сфер влияния между группами  - «разборки», происходили на
«стрелках» - заранее назначенных встречах. «Забить стрелку» означало назначить такую встречу. Часто эти встречи заканчивались перестрелкой.
 В общественном массовом сознании периода «перестройки» образ «рэкетира» носил ареол романтизма и бесстрашия. Банды рэкетиров формировались во многом за счёт бывших спортсменом (как любителей, так и профессионалов), уголовников, а также, уволенных работников силовых структур. После перестройки» многие банды рэкетиров легализовались — создали официальные охранные структуры. В последствии, термин «рэкет» вышел из широкого употребления.)

Сборы были не долгими, и вот, мы уже едем на родину Ильича
на старом, отремонтированном Газике, загруженным кабелем и электрооборудованием для клиентов Михаила.
Раннее мартовское утро радовало взор синими тенями и набирающим силу солнцем. Весна Света передавала эстафету Весне Воды. Асфальтовое шоссе было уже сухое, но на полях еще лежал снег. Иногда прозрачный воздух темнел, налетал снежный шквал, но через минуту опять выглядывало солнце. Тучи рассеивались, небо голубело, только на горизонте повисали темные, косматые полосы выпадающей снежной крупы. Природа обещала скорую победу светлых сил, и это обнадеживало.

Неожиданно, дорогу нам преградила белая «семерка».
Мы с водителем вышли навстречу. Водитель - Александр, богатырского склада мужчина, дальновидно прихватил «монтажку».
- Здравствуйте! Мы официальный рэкет на дорогах Ульяновска. – представились вежливые молоды люди.
- Платите за въезд в город, а то мы проколем вам шины или сольем бензин  .
Мой водитель сделал шаг вперед, вынимая «монтажку» из-за спины и сказал свою первую коронную фразу: «А мне хоть рэкет, хоть фуекет! Вот щас перешибу «монтажкой», и будут вам и бензин и шины!»
Молодые рэкетиры быстро попрыгали в свою «семерку» и ретировались.
- Ну, ты даешь! – сказал я Александру.
- А вдруг у них было оружие?
- Мелюзга! Равняются на старших – процедил он.
- Настоящие рэкетиры сначала стреляют по колесам, а потом уже начинают разговаривать – философски заметил он.

Перекусив бутербродами, мы поехали дальше. До города оставались считанные километры. Настроение было боевое. Глухая автоматная очередь вернула нас к суровой действительности. Я посмотрел в зеркало заднего обзора.
Груженый Камаз, следовавший за нами, неуклюже ткнулся в кювет.
- Дави на газ! – крикнул я водителю.
- Сам знаю! – отмахнулся он.
На наше счастье, впереди показался пост ГАИ.
- Пронесло! – выдохнул Александр.
- Видно, ребятишки не простые попались!. За подмогой съездили. – добавил он.
Мы остановились у поста и вышли из машины.
Нас встретили двое «гаишников», в бронежилетах, с короткими автоматами наперевес. Их дальнейшее поведение нас удивило.
- Оружие, наркотики есть? – равнодушно спросил один из них.
- Пора свои иметь. – саркастически заметил Александр.
- Из оружия у нас только «монтажка», а из наркотиков – два блока сигарет, в дорогу – добавил он.
- Сигареты? Это хорошо – заметил второй. - Делиться надо!.
- Что у вас тут творится? Стрельба среди бела дня на дороге? – не выдержал Александр.
- Да. У нас тут шалят. Мы уже привыкли. А вы бы отъехали на положенные семьсот метров от поста. Нам тут неприятности не нужны – сказал наш защитник и кивнул дулом своего автомата на ближайший березовый лесок.
 «Да они тут все заодно!» - мелькнула у меня догадка, которой я и поделился с Александром.
- Пора выбираться отсюда! – сказал он свою вторую коронную фразу, которую потом растиражировали во всех голливудских боевиках.

Откупившись блоком сигарет за свое чудесное спасение, мы въехали в город.  Преодолевая огромные черные лужи и глыбы слежавшегося льда, наш Газик благополучно доставил нас до квартиры, которую снимал Михаил. Он нам обрадовался. «Фонарь» под глазом уже побледнел и выглядел молодой директор бодро. Он с энтузиазмом стал демонстрировать нам свою первую иномарку – древнюю японскую «Мицубиши» неопределенного темного цвета. Двери плотно не закрывались, мотор чадил, но она была на ходу.
- Вот мы и отправим тебя за водкой на твоей «ласточке»! - предложил ему Александр. Миша согласился и уехал. Вечерело. С наступлением темноты жизнь в городе замирала. На темных улицах было не безопасно. Работали только два круглосуточных минимаркета «24часа», но они были далеко. Миши долго не было, и мы уже начали волноваться. Наконец он появился – мокрый по грудь, без машины, держа в высоко поднятых руках две сухие бутылки водки.
- Ты их спас! Молодец! – похвалил его Александр
- А что случилось то?
- Да вот, ребята, лужу переезжал. В самой середине лужи мотор заглох. Когда воды в салоне стало «по грудь», машину пришлось оставить. Завтра поможете мне ее вытащить.
 
На следующий день, вытащив Газиком машину Миши, мы приехали в офис.
Офис располагался в опустевшем конструкторском бюро. В гулких коридорах была тишина, только в приоткрытых дверях комнат виднелись поникшие головы безработных кульманов. Здесь мне предстояло держать оборону от Мишиных обидчиков.
«Спортсмены» появились через пару дней и вызвали меня в коридор.
- Ты, директор? – спросили они меня.
- Я его заместитель. Директор приедет через месяц – уклончиво ответил я.
- Будем тебя охранять, заботиться о тебе, а ты будешь нам платить - выдали они мне заученную фразу, но не слишком уверенно.
- А что вы умеете делать? За что вам платить? – воспользовавшись этой неуверенностью, нагло озадачил я их.
- Щас увидишь! Есть у тебя должники?
Я выбрал первого из списка должников, задолжавшего коробку лампочек.
- Вызывай! Мы тебе покажем, как надо работать с должниками.
Ничего не подозревающий должник быстро явился. Спортивные ребята поставили его к стенке и начали психологическую обработку.
- Ноги на ширине плеч! Не оборачиваться!
- Да ты знаешь с кем имеешь дело!
- Да мы тебя «уроем»!
- Да ты забудешь радости жизни!
- Да тебя мать родная не узнает!
. . .
Экзекуция продолжалась уже минут тридцать, а словарный запас «спортсменов» все не заканчивался. Моя рука потянулась к диктофону, чтобы записать этот монолог для истории, но перспектива оказаться на месте должника была слишком реальной, и я отказался от этой затеи.
Наконец, красного и вспотевшего должника отодвинули от стенки.
- Через двадцать минут ты получишь свои лампочки! – сказал главный экзекутор и, забрав должника,  «спортсмены» укатили. Ровно через двадцать минут они привезли мне коробку лампочек.
- Звони своему директору. Пусть готовит деньги. Завтра заедем! – сказали они на прощанье. Я позвонил.
- Не боись! – сказал Генеральный.
- На пушку берут! Скажи им, что у нас уже есть «крыша».
- Мы под Васькой Мокрым ходим. Он у них там самый крутой в городе!

 Волшебное имя «Васьки Мокрого» не произвело впечатления на моих «спортсменов». Видимо, группировки мало общались между собой.
- Через два дня чтобы были деньги! – сурово обронили они и укатили.
Я решил встретится с майором милиции, бывшим клиентом нашей фирмы, обещавшим свою помощь при возникновении проблем. Это был последний шанс избавиться от  «заботливых спортсменов». Встреча была назначена в единственном ночном клубе города, где посетителей баловали импортным пивом и живой музыкой.
До встречи было еще достаточно много времени, и я отправился прогуляться по Ульяновску. Сначала вроде ничего, город как город. Но потом я ощутил, что глаза режет какая-то знакомая, но явно несовременная деталь. Минут через десять я понял - это очереди, как во времена перестройки. Вспомнив те веселые времена, я лишь усмехнулся. А зря...
      Захожу в магазин. Новый шок - цены заоблачные! А в соседний, мясной отдел — очередь. Причем такая, как в те же времена перестройки. С криком, матом, с  “я позавчера занимал!”. Пока я стоял, разинув рот, меня окончательно добил выкрик:
      — А почему коммерческое масло завезли, а по карточкам до сих пор нету ? — и я осознал, что вся эта очередь стоит с талонами и карточками. Такой вот «оазис социализма», а точнее – паноптикум социализма.

Народу в клубе было немного. На сцене местная девчушка пела голосом Ларисы Долиной о погоде в доме. Майор появился аккуратно в срок, в штатском и с двумя бутылками коньяка «белый аист». 
- Роман Покатило! Или, просто Рома! – бодро представился он.
- Знакомая буфетчица, Люба, снабжает. – кивнул он с улыбкой на бутылки.
- Прямо из Молдавии! У нее там тетка живет. Натуральный продукт! Не то что местного розлива!
Майор был крепким мужчиной, средних лет, веселая мальчишеская улыбка смягчала его суровое загорелое лицо. Под штатским костюмом угадывалась
военная выправка.
- Доложите обстановку. – сразу перешел он к делу.
Я вкратце рассказал ему о своих «спортсменах».
- Ну, это не самая крупная рыба! Предлагаю «забить стрелку». – сказал майор.
- Я соберу своих ребят и мы решим твою проблему.
- Правда оружия у нас пока маловато, только табельные пистолеты. Для прикрытия не хватает автоматического оружия. – озабоченно  заметил он.
- А кто еще, кроме «спортсменов» у вас есть? – спросил я.
- «Авиаторы», «автозаводцы», «механики», «офицеры», «художники». -
 ответил майор.
- Что и художники подались в рэкетиры? - удивился я.
- Нет, это местная братва. – улыбнулся он.
- Это за ними такое название закрепилось из-за того, что они своих клиентов любят возить лицом по асфальту, создавая необычные «портреты».
- А что же милиция? Не справляется? – спросил я.
- Обстановка у нас сложная. Основные заводы – авиационный, автомобильный, механический стоят. Безработица. Молодежи негде применить свои силы, вот и подаются в вольные разбойники. Сейчас у нас реализуется план «скорпион».
Знаешь такое насекомое, которое в гневе само себя жалит? Так вот, по нашим данным, в ближайшее время, группировки планируют масштабные разборки.
Пусть ребятки порезвятся – постреляют, а мы понаблюдаем, глядишь и нам потом работы будет поменьше!
 - Ну, что? Будем «забивать стрелку»?– весело закончил майор.
 -  Надо подумать. Может попозже к вам приехать, когда ваш план сработает?
Да и нехватка автоматического оружия меня смущает. – ответил я.

- Ну, гляди! Надумаешь, сообщи! А давай-ка испробуем Любашины запасы! –
сказал  майор, открывая бутылку «белого аиста».
По мере убывания Любашиных запасов, разговор плавно перетекал от рыбалки к женщинам. Из клуба мы выходили друзьями. Майор задержался с музыкантами,
а я вышел на улицу. Ночной город не казался мне больше таким опасным и чужим. Я уже почти любил его. Ко мне подошли двое молодых симпатичных ребят и попросили денег, на проезд до аэропорта. Неожиданно появился майор. Он среагировал мгновенно.
- Лицом к стене! Ноги на ширине плеч! – резко приказал он просителям, выхватывая свой табельный пистолет.
 - Да вы знаете, с кем имеете дело!
 - Да я вас в порошок сотру!
  .  .  .
На мои попытки защитить незнакомцев, майор отрубил:
- Это же «авиаторы»! Видишь «крылышки» на рукавах!.
В полумраке я едва различил летные эмблемы на их рубашках.
Майор продолжил свою экзекуцию. Видимо, долго копившиеся обиды на «авиаторов» наконец нашли свой выход. Лексикон майора оказался не менее богатым на крепкие художественные выражения, чем у моих «спортсменов».
Напоследок, обыскав обоих «авиаторов», он заставил их минут пять приседать под дулом пистолета. Только после этого, майор успокоился и вызвал наряд милиции. «Авиаторов» увезли.

Владимир Ульянов-Ленин смотрел из темноты, со своего постамента, на это маленькое торжество социальной справедливости и улыбался.
«Так-то, батенька! На чужой роток не накинешь платок! Когда у него есть «Макаров», а у тебя нет!» – вероятно, думал он.
Майор довез меня на служебном Уазике до квартиры и подарил на память свою фотографию, с панорамой строящегося моста через реку Волгу.
- И мост построим, и с бандитами справимся! Только б не было войны! – сказал он мне на прощанье, то ли в шутку, то ли всерьез.

На следующее утро я занялся эвакуацией офиса. Мое журналистское любопытство было удовлетворено. Перспективы же, участвовать в  «стрелке» без автоматического оружия или стать случайной жертвой плана «скорпион» меня не вдохновляли. К вечеру приехал Александр. Мы загрузили с ним оборудование в Газик и сдали ключи от офиса. Наш филиал в Ульяновске был закрыт.

В самолете «ЯК-40», следовавшем по единственному маршруту в расписании: «Ульяновск – Нижний Новгород – Санкт-Петербург», было всего два пассажира (Я – до Нижнего Новгорода и мой попутчик – до Санкт-Петербурга).
Самолет сделал круг над темным городом, где на окраинах затухали  вспышки одиночных выстрелов, и взял курс на север. Из кабины летчиков вышел веселый штурман и сказал: «Кто тут до Нижнего Новгорода? Может с парашютом тебя сбросим над Нижним? А то мы на посадку израсходуем больше топлива, чем на весь полет!»
- Нет, уж! Я лучше с вами, до Санкт-Петербурга! – поспешно ответил я.
- Да, ладно! Шучу я! Высадим тебя в Нижнем Новгороде. Все равно придется садиться, дозаправку делать. – улыбнулся штурман.
Я расслабился и закрыл глаза.
 * * *
Промчались перестройки, перестрелки,
Шумливою и пенною водой!
И выросли большими наши детки!
И мост стоит ажурный над рекой!
 * * *
Ульяновск. (1994-2009)