Роль руководителя ОВД в разрешении конфликтов

Юлия Бодырская
Каждый человек в своей жизни сталкивается с конфликтными ситуациями. Они настигают нас по всюду -дома, на работе или в кругу друзей, знакомых . Конфликты обладают большой силой , способной полностью контролировать жизнь человека , они переворачивают основу бытия , и человек чувствует себя абсолютно  беспомощным.  Эмоциональные конфликты очень изматывают , так как создается впечатление , что эффективного способа разрешения их нет. Если мы будем доказывать собственную точку зрения , другая сторона в ответ начинает отстаивать свою , и столкновение только может обостряться.  Если даже уступить своему оппоненту и смириться с его видением , то затаим обиду.  Также если мы будем избегать обсуждения разногласий -конфликт просто станет подспудным. Особенно остро конфликты даются на работе , они могут повлечь непоправимые последствия.  Одной из функций руководителя заключается в том , чтобы регулировать такие сложные жизненные ситуации , которые могут повлиять на работу способность сотрудников.  Расмотрим один из  тяжёлых случаев столкновения интересов . Такие конфликты  называются  эффектом клана . Он подначивает  и человек не задумываясь обесценивает точку зрения другой стороны-просто потому что она чужая . Такому конфликту присуще три составляющие – враждебность ,чувство собственной непогрешимости и ограниченность мышления.
1.Враждембность. Эффект клана побуждает  рассматривать отношения с уклоном на враждебность , преувеличивая различия и приуменьшая сходства. Человек забывает всё хорошее и помнит только плохое .
2.Чувство собственной непогрешимости. Человек начинает думать , что его видение не только правильное , но и  превосходит все моральные принципы своего оппонента .
3.Ограниченность мышления . У человека не хватает смелости пересмотреть сложившиеся убеждение и начинает критиковать точку зрения другой стороны  показывая своё презрение и неуважение .
Эффект клана очень опасен , если это касается сотрудников овд , так как он влиять на всю атмосферу подразделения. Коллектив может разделиться на две части, что значительно ухудшит работоспособность и доверие  людей друг другу .
Психологической силой эффекта клана подразумевается в искажении  сознания , при котором вся эмоциональная энергия расходуется на выяснение отношений. Вертиго , как  одна из составляющих эффекта клана блокирует возможность анализировать собственное поведение , способность оценивать свои поступки с моральной точки зрения . Искажается восприятие места и времени , всё внимание приковывается к непосредственной ситуации. Всё внимание приковывается только к негативным воспоминаниям: перебирая все события в своей памяти событий пока не находиться доказательства своей правоты.
Одной из основных задач руководителя  в данной ситуации  -помочь преодолеть одержимость негативной стороны взаимоотношений и прежде всего вывести стороны на нейтральную волну. Для начала , стоит уделить вниманию распознавания симптомов вертиго. Если  для сторон , конфликт  становится настолько масштабным , что  человек думает о нём больше , чем о чем-либо в своей жизни.  Если же конфликт провоцирует стороны раз за разом , воспроизводя в памяти болезненные события . Эти факторы уже дают повод насторожиться и скорее предпринять  определённые действия.
Для того , чтобы помочь людям преодолеть разногласия , руководитель , должен поспособствовать и посадить  враждующие стороны за стол переговоров. Один из хороших способов , это напомнить о общих целях и достижения поставленных задач . Также значительное влияние может оказать авторитет самого руководителя , показав себя как мудрого наставника , опытного юриста и  неплохого психолога . 
Вертиго свойственно порождать ощущение замкнутого пространства , насыщенного негативными эмоциями и агрессией. Изменение обстановки , где проходят переговоры ,ощутимо влияет на успех преодоления разногласий. Вести дискуссию в сером , душном помещении -совсем не тоже самое , что вести разговор в уютном кафе.
Представление о составляющим  эффект клана-вертиго , помогает понять почему конфликт между двумя сотрудниками  может вылиться в разделение всего коллектива на две конфликтующие стороны. Однако , при качественной работе руководителя овд , в проведение профилактических бесед и уделение  вниманию сплочённости коллектива значительно повысит качество работы сотрудников .
Также согласно Федеральному закону  от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статье 71 п. 5    «Руководитель ,которому стало известно о возникновении или о возможности возникновения конфликта, обязан принять какие то либо меры по его разрешению » и п. 6 «Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов могут включать в себя изменение служебного положения сотрудника или отстранения от выполнения служебных обязанностей в установленном порядке .»
Осуществляя правоохранительную деятельность сотрудник  подразумевает , что вступает в негативные отношения с гражданами совершившие правонарушения. Это огромное давление , на эмоциональную составляющую человека. Поэтому давление со стороны коллектива будет ещё большим ударом  на  внутреннее равновесие сотрудника. Формирование психической  устойчивости к  давлению скрытых агрессоров  должно быть индивидуально у каждого человека , но именно опытный руководитель  должен способствовать этому развитию.