Цена показухи

Аркадий Костерин
В юности я был наивен и легковерен. Поэтому мне нравились коммунистические субботники. Мне нравилась чеканная формула Маяковского: «Коммунизм – это свободный труд свободно собравшихся людей». Кстати, эта формула была им придумана для стихотворения о коммунистическом субботнике. Так Маяковский выразил свою наивную мечту о коммунизме. И эта мечта тогда многих увлекла.

   Со временем, большинству людей стала ясна иллюзорность «светлого будущего». Поэтому подлинный энтузиазм первых лет революции сменился «туфтой», то есть показухой в государственном масштабе. В лозунги верили только такие же наивные молодые дуралеи, как я. Но, постепенно и мы прозрели. Однако долгое время я считал показуху довольно безобидной стороной нашей действительности.

   А потом СССР рухнул и стало ясно, что одной из главных причин этого была показуха. Прелюдией к крушению нашей страны стала катастрофа планетарного масштаба на Чернобыльской АЭС. И, что характерно, причиной этой катастрофы, вероятно, был показушный Ленинский коммунистический субботник. Вот какую версию Чернобыльской аварии я услышал недавно от бывшего шахтера, товарищи которого работали на ликвидации её последствий:

   По их версии авария произошла из-за Ленинского субботника. Во время субботника случайные люди расчищали мусор, оставшийся от недавнего ремонта на верхнем ярусе реактора. Мусор, по небрежности, частично, сбрасывали на нижний ярус реактора, где находилась контрольно-измерительная аппаратура. В результате этого аппаратура пострадала, и после, в ходе профилактических испытаний реактор вышел из под контроля.

   По-моему, это – очень вероятная альтернативная версия аварии, вполне в духе заката СССР, когда видимость ещё сохранялась, а контроля уже не было. Но и видимость скоро растаяла. Ложь, возведённая в принцип жизни доканала великую страну. Надоела всем туфта! Вспоминаю один из плакатов на первомайской демонстрации 1991 года: «Пусть живёт КПСС на Чернобыльской АЭС!»

Октябрь 2019