Нудистский пляж

Полковник Чечель
     «На свете нет лучшей одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи».
               
                (Володя Маяковский)

     Глава №3   « МОЯ ГОРНОЛЫЖНО-ПЕНСИОННАЯ ЖИЗНЬ»

                ПРОЛОГ

          У меня в детстве было две мечты, к которым в юности присоединилась третья: 1) Стать лётчиком. 2) Выполнить норматив Мастера Спорта СССР, неважно по какому виду спорта, но носить Мастерский значок на лацкане пиджака я считал обязательным атрибутом своей взрослой одежды. 3) Научиться играть на гитаре.

      Первая мечта осуществилась полностью. Более того, удалось стать не просто ЛЁТЧИКОМ, а удалось пробиться в УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛЁТЧИКИ, т.е. это те, кто может пилотировать и самолёты, и вертолёты. Чтобы гражданский народ оценил, шо цэ такэ? Приведу лишь факт, о котором сам с удивлением узнал в этом году на банкете под Москвой при отмечании юбилея – 50 лет выпуска из Оренбургского ВВАКУЛ им. И.С.Полбина. Оказывается, даже Миша Поздняков, добившийся звания «Заслуженный лётчик-испытатель РФ» не летал на вертолётах. Про остальную нашу братию «нормальных лёДчиков» вообще можно сказать, что в винтокрылых машинах они «серые, как штаны пожарника». Я этим ни в коей мере не хочу умалить тех вершин, которых они достигли как пилоты - самолётчики, но факт остаётся фактом – Васе Чечелю, благодаря авантюрному складу характера и бардаку, который творился в авиации при развале СССР, удалось одновременно параллельно полетать на сверхзвуковом ТУ-22м3 и корабельном вертолёте КА-27, а все мои кашники, за исключением 1-2-х ещё человек,  в вертолётном пилотировании «не копенгаген». А разница в пилотировании двух таких разнокалиберных машин, между прочим, принципиальная и огромная.

       «УФ…», - теперь можно перевести дух. А то, если сам себе не найдёшь повода сделать «комплимант», целый день ходишь как обосра…ный. По поводу второй мечты можно теперь сказать, что она осуществилась лишь частично. Удалось дойти до Кандидата в Мастера по боксу, но корочки так и не оформили, а всё из-за того, что когда я учился на третьем курсе училища, бокс как вид спорта лётному составу запретили. Но отмечу факт, спустя ровно 10 лет после запрета удалось вырубить первое место и стать чемпионом авиации Балтийского Флота по боксу в 1978 году.

       А с третьей мечтой вообще получилось фиаско. Я несколько раз пытался научиться играть на гитаре, но если тебе медведь на ухо наступил, освоить гитару всё равно можно, мой старший сын был этому примером, но на это нужно время. А где его взять при шести тренировках в неделю? Правильно – негде, но размышляя об этом, у меня мелькнула мысль: «Ничего, вот как-нибудь сломаю ногу, и пока буду лечиться на койке, вот и освою гитару – руки-то свободны». А мысли – они же материальны. Не успел подумать, как «мечта идиота» исполнилась сразу.

                МЕЧТА ИДИОТА

        Как-то на предварительной подготовке к полётам, играя зимой в футбол на снегу, меня буквально снёс  лётчик моей эскадрильи «Ваня Зубов». А поскольку я был в лёгких ботиночках, чтобы шустрее бегать, а он в зимних лётных сапогах-гомнодавах, для меня дело кончилось переломом большой берцовой кости под коленом. В санчасти дохтор-эскулап «Федя Пупкин» показал мне толстый красный толмуд с картинками, где были описаны все переломы человеческого организьма, включая пенис у мужчин, и  несмотря на все мои стенания и просьбы, поставить мне штифты Елизарова, замотал все три моих сустава в гипс: тазобедренный, коленный и голеностоп, со словами: «Василий Васильевич, мне ещё надо  майора получить, а Вам же всё равно лечиться, поэтому, не будем рисковать, видите, тут написано: «Три месяца лежать в гипсе, а там будем посмотреть по состоянию ноги», - я прочитал его мысли, - «если она у Вас к тому времени будет ещё шевелиться, блин…»

     Кстати, пока я лежал на операционном столе, рядом стоял командир полка Виктор Петрович Ломаев и матом, и прочими «нехорошими словами» высказывал, что он думает обо мне и моей родне, до пятого колена, включительно. Дойти до седьмого колена, я думаю, ему врождённая интилегентность не  позволила. Если высказать все его слова, но в литературном переводе, то выглядеть будут они примерно так: «Комэска, как пацан с лейтенантами в футбол играет… Специально вывел себя из строя, чтобы завтра ночью на проверку ПВО не лететь. (я был запланирован  вести девятку самолётов своей эскадрильи на проверку ПВО всех стран Варшавского Договора, и заменить меня было некем. Весь руководящий состав полка был расписан по другим вылетам). Я понимаю, ночью страшно. Эти рьяные ребята из ПВО могут и по своему самолёту и ракету пульнуть, как это было при перехвате самолёта-разведчика  «U-2»  Пауэрса. Там, прежде чем его заставить катапультироваться, сбили наш МИГ-21, предварительно поднятый на перехват. Вам стало страшно, тов. майор – вот и устроил себе  «самострел»…

    В общем, дальше не продолжаю – вы поняли, в каком направлении развивались мысли командира полка. Наивный, он не знал, что на следующий день в соседнюю палату привезут с переломом руки командира эскадрильи сверхзвуковых самолётов ТУ-22м2 Ивана Федина, будущего Командующего Морской авиации России. А каждый знает эту сермяжную правду жизни – как утешить человека, у которого умерла любимая жена? Сказать, что у его лучшего друга умерла тоже. И ему сразу, враз, станет легче. Вы скажете: «Это жестоко…» Что поделать, такова «се ля ви», потому что мозги сразу переключаются на чужое горе, что кому-то также плохо, как и тебе, если не хуже… Кстати, травма у Ивана случилась тоже на физподготовке, только в спортзале при игре в баскетбол с элементами рэгби. Когда Командующему ВВС БФ Анатолии Ивановичу Павловскому доложили, что  в Быхове два командира АЭ лежат с переломами, он задал риторический вопрос: «У них что, в гарнизоне на комэсэк мор нашёл?»

                НОВЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ПЕРЕЛОМОВ

         В общем, лежу я на койке в палате, перевариваю речь командира полка и прихожу к решению: «Да это же мне  Бог даёт шанс, научиться играть на гитаре», - сразу настроение поднялось, я даже какой-то бравурный мотивчик засвистел, как вдруг в палату влетает сестра: «Василий Васильевич, Вас из Калининграда срочно на телефон вызывают. Какой-то лётчик Попов». Я сразу въехал, что это может быть только Виктор Попов, у которого я был командиром звена, затем зам. комэской, и наше общение переросло в дружбу. После разгона нашей 35 ОАЭ Витя попал в Чкаловск на ТУ-22р, а я в Быхов на ТУ-16. Говорю сестре: «Скажите, что у меня перелом ноги, не могу подойти к телефону».

     Сестра в ответ: «Я говорила. Он всё равно требует и твердит: «Дело государственной важности». В общем, кликнули двух дюжих санитаров. Они донесли меня до телефона, и я приложил трубку к уху: «Командир, - услышал  я голос  Попова, который сразу узнал, - я Вам достал путёвку в Терскол».

     «Виктор, продавай, нога в гипсе, и носить мне его ещё три месяца».

«Командир, как продавать? Я за неё 10 литров шлемы отдал, плюс коньяк».
   
   «Витя, она с какого числа?»

«С 3-го марта, ещё почти полтора месяца, может, успеете ещё восстановиться?»
   
 Я оценил его подвиг. Потому что, с 74-го года, когда я случайно попал в Терскол – лучшую военную турбазу на Кавказе, в 75-ом году, я путёвку не достал и поехал в Карпаты, потому что в горные лыжи влюбился сразу и навсегда, и свою дальнейшую жизнь уже без них не мыслил. В 76-ом снова не достал, но всё равно полетел в Терскол, и за коньяк, конфеты и шампанское договорился жить с инструкторами в «Зелёной гостинице». В 77-ом специально прилетел в Москву, и там, в Главном офисе на Набережной Москва-реки, за взятку, сумел эту путёвку выцыганить. 78-ой опять с пролётом, и снова «Зелёная гостиница». И вот 79-ый год – такая удача, путёвка есть, да ещё в «бархатном сезоне», а я тут позорно со своей ногой ногой сачкую.

      «Короче, - говорю, - Витя высылай». Сам же попросил ещё раз мои снимки показать. Убедился, что кость аккуратно перебита, но смещения нет, и после долгого размышления, «чё де»? – разработал по интуиции для себя систему. Гитара подождёт, надо просто много ходить здоровой ногой. Кровь в работающую ногу будет интенсивно поступать, но она также будет идти и через поломанную ногу. Авось, это сработает. Т.е честно скажу, я не был уверен в этом методе, но по принципу: «Командир, есть «конкретное» предложение – надо что-то делать», я избрал именно этот путь. Когда мне выдали костыли, начал ходить по коридору и лестнице со второго этажа на первый, и так по 6-8 часов в день, включая «мёртвый час».

     Больные стали жаловаться: «Заберите от нас этого калеку, спать не даёт». И когда хирург мне предъявил претензии, я попросился домой, мол, всё равно лечения никакого, а лежать в койке я и дома смогу. Соображение было резонным – он отпустил. Наивный, он не знал, что он выпускает джина из бутылки. Сначала я ходил по улице вокруг своего дома, но зима, скользко, несколько раз упал, и тогда осенило – надо на лыжах, точнее, на одной лыже. Вместо палок костыли под мышками, одна, левая нога на лыже, а правую - в гипсе я пихал в унт до половины, дальше нога в гипсе не лезла ввиду его толщины. Унт я подвязывал тренчиком к демесизонным штанам-ползунам, и передвигался, волоча ногу за собой.

    Сначала так двигался внутри гарнизона, пугая здравомыслящее население своим непривычным видом. Меня сразу заложили, тут же на «скорой» приехал хирург и хотел меня увезти обратно в санчасть. Но мне удалось его уломать, клятвенно пообещав, что буду себе позволять только небольшой моцион пешком вокруг дома, и никаких лыж. А сам разработал систему: сын выносит одну лыжу через КПП за гаражи, (Быхов закрытый гарнизон, вход по пропускам). Потом я, якобы гуляя, передвигался в назначенное место, одевал одну лыжу и чесал, куда глаза глядят. Сын, приходя со школы, сразу бежал за гаражи, забирал лыжу, и я снова телёпал через КПП «нормальным», цивильным человеком.

     После  обеда и отдыха операция повторялась. В общем, в сумме это выливалось в нагрузку по 7-8 часов в день. Не обходилось и без падений, рельеф-то неровный. Гипс при этом, как правило, ломался. Поначалу, было страшно, а вдруг кость срастётся не так, и потом надо будет снова её ломать? Мелькнула даже мысль: «А может пора прекратить измываться над организЬмом? Но я её тут же отбросил – «Авиация обратного хода не имеет. Только вперёд !!!» И я продолжал свои тренировки. Раз в неделю домой приезжал с проверкой хирург. Видя поломанный гипс, матерился, увозил меня в санчасть. Там на это место накладывали ещё один-два слоя гипса, и привозили домой обратно. В течение месяца я гипс ломал пять раз. Один случай до сих пор не идёт из головы.   

     Я уехал за гарнизон в лес километров за 6, спускаясь с какой-то пологой горки, упал. Гипс опять сломался, чуть сполз вниз и врезался в кожу так, что я не мог сделать и шага. Как я не пытался этот гипс подправить, ничего не получалось. Я лежал на снегу, пускал «сопли», материл себя и не знал, что делать. В душе надеялся, что ещё какой-нибудь лыжник меня подберёт или окажет помощь. Минут через 15 понял, что это рабочий день, и вряд ли найдётся такой же «раззява», которому нечего делать, и он поедет гулять по лесу. К тому же потное тело начало замерзать. Мороз был всего минус 7 градусов, но одно дело, когда двигаешься, и совсем другое – просто лежишь. Картина, как суток через трое найдут твой занесённый снегом труп, придала мне силы.

    Я буквально ногтями, зубами смог разодрать кончик гипса, и боль стала терпимой. Короче, доковылял  кое-как до гарнизона, вечером кататься, естественно, не поехал, а после того, как гипс в очередной раз починили, стал предельно внимателен и осторожен.

    Через месяц я потребовал от хирурга, чтобы сделали снимок ноги, и каково же было его удивление, когда в месте перелома он обнаружил мощнейшую костную мозоль. Даже ежу стало понятно, что гипс пора снимать. Вызвали медсестру, сломали одни ножницы во время экзекуции по разрезанию толстого слоя гипса,  и когда вторыми ножницами закончили операцию, я ощутил нирвану: «Боже, наконец, ты избавил меня от этих лишних 10 кг, которые я 30 дней таскал на правой ноге».

     Меня на «скорой» отвезли домой. Я тут же на радостях проковылял 10 км вдоль железной дороги, (5 км в одну сторону, 5 км обратно). Голеностоп у меня оказался, благодаря лыжам, наполовину разработанным, а коленный сустав стоял глухо – месяц без движения – это вам «не хухры-мухры». Но тем не менее, я оформил отпуск и через неделю уже гонял на горных лыжах на Кавказе в моём любимом Терсколе.

     Наверняка вдумчивый читатель счас задаст вопрос: «Полковник, какая связь между нуддистким пляжем, как указано в названии рассказа и Вашим лечением перелома? Чё, Вы нам «лапшу на ухи вешаете?» И я отвечу: «Не спеши коза в лес, все волки твои будут». Дело в том, что с тех пор я стал испытывать какую-то просто ПАТАЛОГИЧЕСКУЮ (смеюсь) потребность оказывать помощь всем увечным, болезным, да и просто людям, в ней нуждающимся. В общем, с этого всё и началось. Вот для примера: 

                http://www.proza.ru/2012/02/10/2141

                МУЖИК С ДВУМЯ РЮКЗАКАМИ

    Одна из моих профессий после ухода из армии была «Инструктор по горному туризму» в Николаевском клубе Путешественников «Хан-Тенгри». Обычно мы 7 дней стояли лагерем в Крыму на Ангарском перевале, лазили по горам, а потом спускались к морю, и давали нашей группе отмокнуть в морской воде и насладиться винами местных подвалов. Морской палаточный лагерь обычно располагался на Голубовских камнях правее Алушты. Но в тот год директор клуба Виталий Михайлович Филин решил попробовать освоить новое место – ПГТ Солнечногорск. Туристы жили в комфортабельном одном большом домике, одна зала на 30 человек, инструктора в лице старшего инструктора Валерия Ивановича, просто инструктора ВВ. Чечеля, молодой учителки Оксаны, никогда до этого не ходившей ни в какие походы, и повара Глаши – жили рядом в маленькой пристройке. Работа была «не пыльная» - пасти народ целый день на пляже, вечером выгуливать на дискотеку, и за 14 дней хотя бы пару раз сводить в горы, дабы оправдать название в путёвке – «Горно-морской лагерь».

    Работа и отдых в этом новом месте мне настолько понравились, что, отбухав два заезда по 14 дней и получив за месяц «пахоты» аж 80 гривен (такие были мизерные расценки в «лихие» 90-е, зато халявный отдых у моря, «хавчик» и бесплатная дорога в Крым и обратно), я решил привезти туда жену, (если мне память не изменяет, тогда по счёту – вторую) и трёхлетнего сына Васю. Причём, удалось договориться, что билеты на поезд и доставка автобусом от ж.д. вокзала в Симферополе до Светлогорска за счёт клуба.

    В общем, погрузились мы в поезд Одесса-Симферополь заранее. Он проходящий, но у  нас в Николаеве  к нему прицепляют три вагона, и самым «умным» и опытным проводники за бутылку разрешают садиться хоть за час до отправления. Далее, спокойно раскидали рюкзаки под сиденья, сидим, смотрим в окно на привокзальную суету с видом аксакалов, которые познали жизнь, и уже никуда не спешат. У меня во втором купе от проводников три места в плацкартном вагоне – два нижних, одно верхнее. Вдруг в поле моего зрения попадает мужик с двумя огромными рюкзаками, спереди и сзади, и с большими спортивными сумками, по одной в каждой руке.

   Жилы вздулись, шея набычилась, идёт на полусогнутых ногах – сразу видно, что груз тащит неподъёмный. Идёт он так среди толпы народа, и, что удивило меня больше всего - на него внимания никто не обращает. Меня буквально какая-то сила вытолкнула из вагона. Подбегаю к мужчине и со словами: «Давайте я Вам помогу», - хватаю правую сумку. «Ого, блин, килограмм 30, не меньше !!!»
Вагон  у мужика оказался наш, залезаю первый, помогаю втащить вторую сумку и дотаскиваю до своего купе: «Вы идите, занимайте своё место, а я Вам счас сумку притащу». Но тот плюхается рядом с женой, и поняв, что одно место в купе свободно, изрекает, вытирая пот со лба: «Уф, я отсюда больше никуда не пойду». И полноватой женщине, у которой оказалось верхнее 8-е место в нашем купе, предложил поменяться на своё нижнее 21-е. Та, естественно, согласилась.

                ИСТОРИЯ ОЛЕГА

    Поезд тронулся, стаканчики «дзынь-дзынь» - знакомимся. Олег, строитель. Им четырём друзьям – любителям дикого отдыха фирма предоставила месячный отпуск. А они все ребята не «худенькие» и любители, хорошо поесть. Билетов из Одессы на Крым не достали, дали только с Николаева, поэтому договорились сегодня встретиться на автовокзале, на маршрутке доехать на наш вокзал, а дальше, как всегда, обычным порядком. Но когда встретились утром, оказалось, что трое ехать передумали. К одному тёща из Измаила приехала, второго друг попросил помочь сауну построить на даче, а третий просто захандрил, «сплин» у него, видите ли, не проходит. Но поскольку все люди ответственные, они еду, приготовленную из расчёта на месяц, притащили на автовокзал, дали денег на такси, и вот он здесь.

     По плану они должны были стоять палаткой между Новым Светом и селом Весёлым. Есть там такое местечко «Парадиз» (Рай называется), сразу за Царским пляжем. Но ясно, что Олег с таким грузом туда не дойдёт, поэтому он спросил: «Вася, а можно я с вами?»  Отказывать причин не было, и я согласился.

     Доехали до Солнечногорска, и оказалось, что народу везде кишит столько, что палатки возле моря поставить негде. Мы приуныли и начали обследовать место методом «тыка». И представьте себе, обнаружили, что слева от основного пляжа есть бухта, метров 800 длиной, где загорало всего 20 человек на весь пляж, но люди эти были голыми, а пляж нудистким. Сколько мы потом не исходили окрестностей, убедились, что это единственное место возле моря, где можно стоять с комфортом. Делать нечего, прошли в дальний конец бухты, но только поставили с Олегом наши палатки, как откуда-то сверху спустились два местных абрека.

                ВАМ СЮДЫ НИЗЗЯ

   Один из них, старший и с небольшим шрамом на лице молвил: «Значит так, мужики, я собираюсь приватезировать этот пляж, и все, кто ставит здесь палатки, мне платят. Такса такая-то. Если устраивает, располагайтесь. Если для вас это дорого, ищите себе другое место». Я посмотрел на лица этих ребят, и понял – альтернативы у нас нет, надо платить. Но как? У меня «лишних» денег нет, разве что только «бабе на цветы, а дитю на мороженое», поэтому я решение принял и за себя и за Олега: «Мужики, мы согласны, только счас друга проведаем, здесь вверху живёт, и вечером часиков в 19.00 вернёмся к этому вопросу. Друг живёт на Виноградной». (я назвал улицу, которая была рядом с нашим пансионатом, где мы до этого  отработали месяц с детьми, и я её хорошо запомнил).

    Моё враньё прозвучало убедительно, и абреки, не говоря ни слова, ушли, а мы стали думать, что нам теперь «ДЕ»? Ни к какому решению не пришли, и тогда я Олегу сказал: «Оставайся здесь, для охраны, а я схожу в посёлок, попробую что-либо выяснить».  Я не сказал ему, что краем глаза я наблюдал за абреками, и увидел, что они вошли в дом, стоящий на горе над этой бухтой. А рядом стояло несколько палаток, уличный душ и туалет.

    В общем, опять прошёл мимо нудистов, вышел на нормальный пляж и дошёл до одного из магазинов Светлогорска. Бесцельно потолкался среди народа возле него, потом зашёл и у продавщицы безразличным, но приветливым тоном праздного зеваки спросил: «Вы не знаете, кто в доме над нудистким пляжем живёт? Я видел там несколько палаток. Может и свою мне разрешат поставить рядом, разумеется, с оплатой по установленной у вас таксе?»

                НАШЁЛ ВЫХОД

    Продавщица, женщина  средних лет, по виду татарка, улыбаясь, выдала: «А это Рашид, капитан-афганец. У него три девочки, пенсия приходит нерегулярно, постоянно задерживают, вот он и разрешил поставить у себя во дворе несколько палаток за деньги, чтобы свести концы с концами». Чисто на интуиции, делаю заказ: «Тогда мне две бутылки водки, палку колбасы, грамм 300 солёных огурчиков и буханку хлеба». Продавщица мне всё сложила в пакет, и ноги меня понесли  к Рашиду. Я не знал, что буду ему говорить, но понимал, что от этой встречи зависит весь наш  дальнейший отдых.

   Подошёл к дому, хозяин сидел на улице за  столом и что-то строгал ножом, типа детской свистульки. Я из-за калитки спросил: «Мир Вашему дому, войти можно?» «Ну, заходи, раз пришёл, что, денежку принёс?»

    «Принёс, - ответил я, - но сначала хотелось бы высказать уважение хозяину дома. Рашид, ты не возражаешь?» -  я тут же поставил на стол бутылку водки, колбасу, солёные огурчики и буханку чёрного хлеба. По испытывающему   взгляду, который бросил на меня хозяин дома, я понял, что он оценил мой прямой и бескомпромиссный подход – всё было «по - взрослому». Рашид поставил стаканы, приготовил закусь, я налил: «Василий, полковник Морской авиации в прошлом, счас такой же пенсионер, как и ты. Ну, за этот благословенный край, куда хочется приезжать снова и снова». Выпили, закусили, я произнёс второй тост:

                АВИАЦИОННЫЙ ТОСТ

    «Собирается пилотяга взлетать, самолёт перегружен до предела, центровка предельно-задняя, ни одного лишнего кг нельзя  взять на борт. Вдруг прямо на лётное поле выезжает крутая иномарка, из неё вылазят два грузина, на обоих кепки с аэродром: «Кацо, дорогой, генацвале, возьми на борт, каждый по 10 тысяч долларов даём». Лётчик: «Ребята, да я бы вас и бесплатно взял, но вы понимаете, перегруз у меня. Не взлетим, разобьёмся». Те ему: «Послушай, дурень, ты мозгами-то пораскинь. 40 минут полёта, 20 тысяч баксов. Ты когда ещё такие деньги заработаешь?»

   Пилотяга посмотрел на них, почесал лоб, чувство жадности пересилило чувство осторожности: «Мужики, ну разве, что одного могу взять». Грузины обрадовались: «Давай, нам хотя бы одного забросить». Отсчитали ему 10 000 долларов, один сел, начинают взлетать. А точно ведь на самом деле нельзя было больше никого сажать. Пилот сделал три попытки подорвать самолёт, тот на метров 5-10 подскочит и опять падает. Дальше полоса кончается. Скорость под 300 км/час, взлёт прекращать поздно, дома, строения надвигаются. В общем, впереди верная гибель.

    Лётчик зажмурил глаза и чисто рефлекторно дёрнул штурвал на себя, готовясь к неминуемому столкновению и взрыву. Но дуракам везёт, самолёт неожиданно отрывается от полосы и буквально по миллиметрам переползает через препятствия. А дальше идёт с набором скорости и  высоты. Пилотяга открывает глаза, видит, что всё обошлось и, вытирая пот со лба, восклицает: «Ух, чёрт, надо было и второго взять !!!»

    «Рашид, давай выпьем за Удачу, и чтобы мы никогда не становились рабами денег!!!». 

    «Это ты хорошо сказал, Вася», -  произнёс Рашид, стукаясь со мной стаканами. Несмотря на разницу в возрасте, мы с ним как-то сразу перешли на «ты», а когда молча  и стоя, выпили третий тост,  вообще почувствовали друг к другу взаимное расположение. Когда закончили первую бутылку водки, я со словами:  « Возражать не будешь?» - достал вторую. Рашид дал команду жене. На столе сразу появилась зелень, голубцы, что-то типа хачапури, брынза и ещё какая-то закуска.

                ТАМОЖНЯ ДАЁТ «ДОБРО»

    Когда подняли тост за друзей, налитый из второй бутылки, я решился сказать то, ради чего пришёл: «Рашид, мы с тобой оба военные. Тебе пенсия в Крым доходит нерегулярно, но ведь мне  её тоже задерживают. У тебя маленькие дети, у меня тоже сыну всего 2.5 года. Может ты мне, как кунак кунаку, освободишь от платы за постой?» «Ну, что ж, Вася, вижу, ты нормальный мужик, не плати, но тогда будешь работать у меня комендантом пляжа, следить за чистотой и порядком», - согласился мой новый друг. Рашид проводил меня до тропы, по которой можно было спуститься вниз, и на этом мы расстались.

     Дотелёпал я до своей палатки, другого слова я не подберу, учитывая количество «аликсандеров», принятых на грудь вместе с Рашидом. Но сознание того, что задача выполнена – я обеспечил нам безопасное проживание на нудистком пляже, придавало сил, и я шёл как моряк всего после одной рюмки кубинского рома. У палаток Олег доложил, что у нас в лагере всё спокойно, но рядом невдалеке появились гости. Компания из 4-х молодых людей и семейной пары поставила две палатки, и похоже хотят жить здесь недели две. «Ну, и пусть живут», - молвил я, - «Мне удалось договориться с Рашидом, нам деньги платить не надо».

    «Вася, всё не так просто. Дело в том, что к этой компании уже подходило двое ребят от Рашида, и те послали их на х…  Как бы чего не вышло», - с озабоченным видом сказал Олег. Я не успел ему ответить, т.к. увидел, как тем двум палаткам подскочили 4 парня атлетической наружности. Не церемонясь, выбили колья, а когда палатки упали, и спавший в них народ выскочил на свежий воздух с ошалелыми глазами, стали их просто избивать, точнее, бить. Девушку они не тронули, а парней вырубали с одного-двух ударов. Т.ею было видно, что это «профи», для которых драка такое же естественное состояние, как, скажем, для Вас дышать или ходить.

    Пока парни ползали  со стонами на песке, приходя в себя, подручные Рашида собрали рюкзаки и спальники незадачливых туристов, выбросили всё за границу бухты, а девушке сказали: «Передай своим, чтобы вас тут через пол часа не было, иначе придём и не так бока наломаем». «Да, - подумал я, - как правильно я сделал, что сразу воспринял угрозу Рашида всерьёз и принял меры, чтобы её предотвратить. Ох и верно говорят на Востоке : «Старый зольдат – мудрый зольдат !!!»  Когда бойцы Рашида ушли, мы подошли к пострадавшим, оказали им первую помощь, помогли собрать разбросанные вещи и проводили за пределы бухты.

    Они неприкаянно уходили в ночь искать новое место стоянки, но мне  было их не жаль – их предупредили. Теперь, когда я знал, как Рашид выживает со своими тремя детьми, я его даже где-то оправдывал. Если у нас в Центре военным уже на два  месяца задерживали зарплату, а работающим гражданским вообще не платили полгода, то, что говорить про Крым, который всегда был пасынком для Украины, и куча брошенных недостроенных санаториев, пансионатов и домов отдыха были тому прямым подтверждением.

                ЖИТЬЁ НА НУДИСТКОМ ПЛЯЖЕ

    В общем, так мы стали жить на нудистком пляже. Первые три дня не могли заставить себя раздеться. Преодолеть этот барьер ложной стыдливости, как ни странно, помогло моё исполнение обязанностей коменданта пляжа. Учитывая, что Рашид сделал нам поблажку в оплате, чтобы как-то его отблагодарить, мы с Олегом с утра обходили территорию, подбирали все бумажки и фантики от конфет, брошенные детьми или их сердобольными мамашами, а когда после 10 утра подтягивался основной народ, требовали соблюдения чистоты от окружающих. Большинство отдыхающих на наши замечания реагировали адекватно. Или ребёнка заставляли подобрать брошенный пластиковый стаканчик и прочий мусор, или сами убирали за своим чадом. Но были и такие, которые говорили: «Ты сначала разденься, как все, а потом я твою просьбу выполню».

     Когда я стучал себя кулаком в грудь: «Это не просьба – это приказ, я комендант пляжа…», - меня просто посылали на три буквы или говорили: «Сначала бумажку покажи, что ты комендант, а потом мы посмотрим, исполнять ли твои указы или нет».  В общем, на четвёртый день мы разделись, и сразу ощутили себя полноправными членами этого нудисткого коллектива, более того, обрели чувство какой-то внутренней свободы от устоев технократической цивилизации. Я пишу об этом с улыбкой, но на самом деле это сущая правда. Когда я познакомился с Виталием Сундаковым, он рассказал эпизод, как он в племени индейцев Южной Америки яномаме, которые до него никогда не видели белого человека, первые три дня ходил в штанах, хотя индейцы бегали все голые, лишь какими-то листиками прикрывая интимное место.

    А когда Виталий всё же снял штаны, всё племя, особенно женщины, сбежалось смотреть, что у него не так? И почему он всё своё «хозяйство» поначалу скрывал? При рассказе Виталия об этом эпизоде своей экспедиционной жизни, я вспомнил свой случай преодоления стыдливости на нудистком пляже и с уверенностью человека, который через это прошёл, говорю: «В человеческом теле нет укромных или каких-то «неприличных» мест. Господ Бог создал нас голыми. Это уж потом цивилизация придумала моду, как одеваться и что носить, понятия «приличия» и прочую мишуру в этом вопросе. Другое дело, что ходить полностью голым не геенично, но если все так ходят, почему бы «нет»?

     В общем, забегая вперёд, скажу, что за месяц жизни голышом, я настолько привык к этому состоянию, что несколько раз ловил себя на факте, когда подходил к границе нудисткого пляжа и дальше, за мысом начиналась территория, где полно народа, что я отправился ребёнку покупать мороженое, не надев даже плавки. Кстати, именно этой школой я обязан поступку, который даже меня, «верного ленинца», поразил. Когда увидел изумительно красивую пару, которая голышом целовалась, я  без колебаний подошёл, при своих детях разделся и начал знакомиться.

                http://www.proza.ru/2011/12/27/42

    И последующие события показали, что это было единственно правильное действие в той ситуации, иначе бы эти люди меня никогда бы не взяли в свой круг общения.  И ещё один момент я должен обязательно указать, повествуя о том периоде жизни – как вы помните, Олег собирался ехать отдыхать с тремя друзьями, но они в последний момент отказались,  а чтобы совесть потом, некстати, не мучила, каждый собрал и вручил другу свою долю продуктов. В результате, жратвы у нас оказалось просто навалом. Олег вырыл глубокую яму в песке под скалой, и потом каждый день работал нашим поваром, что значит по-морскому – коком.

                ХАВЧИК  ОТ  ПУЗА

    Мы просыпались около пол 7-го утра. Сначала делали пробежку в дальний конец пляжа. Обратно шли пешком, подбирая фантики и стаканчики, оставленные отдыхающими, и складывая его в большой специальный пакет. Сразу скажу – мусора было немного. Народ быстро усвоил после наших постоянных напоминаний, что «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Тем более, я в начале нашей бухты поставил фанерную дощечку с надписью: «ГРАЖДАНЕ, НЕ СВИНЯЧЬТЕ – БУДЬТЕ ЛЮДЬМИ !!!»  Потом Олег, забрав мусорный пакет, уходил на местный базар, а я начинал свою ежедневную тренировку – зарядку, которая длилась часа полтора. Как раз выползал из палатки трёхлетний сын Вася, и в меру своих способностей пытался копировать папины упражнения. Жена, как правило, сначала ныряла в море, и лишь потом присоединялась к зарядке. В общем, это была идиллия дружной, спортивной семьи.

   Дальше мы с Васей купались,  около 10 утра подтягивался первый нудисткий народ, и возвращался с рынка Олег. Он покупал только лаваш, фрукты и зелень. Мы сначала пили чай, как правило, травяной, заваренный нашим новым другом. Потом, пока ели фрукты, Олег лез в продуктовую яму, доставал несколько свёртков или банок и начинал священнодействовать, приготавливая очередное, какое-то немыслимо вкусное блюдо. Сразу скажу, я сам турист со стажем, но никогда не видел до этого таких разносолов в походе, и как тщательно были подобраны и упакованы все продукты. Особенно меня поразили законсервированные банки с курятиной, индюшатиной, свининой, бараниной, дикими утками и гусями, подстреленными на охоте. Ещё было много сублимированных продуктов, а также куча банок: икра красная, икра чёрная, икра заморская – баклажанная, а также огурчики солёные, маринованные, грибы всех видов, начиная от белых сушёных и кончая белыми хрустящими, солёными груздями. Плюс, множество всевозможных специй: корица, кореандр, кардамон, гвоздика, семена укропа, хрен и т.д.

    Но это было ещё не всё. Олег в течение дня обязательно нырял в море в ластах и маске и приносил крабов, рапанов, мидий. Соответственно, вечером на ужин, часто второй, нам подавались морепродукты с изысканным домашним вином, которое наш повар приносил через день-два, из своего, только ему известного источника.

    В общем, сказать, что мы стали жить при полном «коммунизЬме» - это ничего не сказать. Мало того, что мы просто обжирались, не прикладая к этому никаких усилий. Олега почему-то непрестанно «мучила совесть», и он пытался отработать всеми правдами и неправдами ту неоценимую, как он считал, услугу, что я ему помог втащить вещи в вагон и потом взял с собой в Солнечногорск. Поэтому он буквально старался угадать любое моё желание и освободить от всяких работ. Но всему хорошему приходит конец. И через 12 дней я сообщил Олегу, что в туристский лагерь послезавтра придёт «Икарус», чтобы очередную смену отдыхающих, и мы уедем этим автобусом.

                ПРОДЛЯЕМ  СРОК

    Олег взмолился: «Вася, мы даже половину хавчика не съели. Что я буду с ним делать? Выбрасывать жалко, а один я столько не осилю. Давай останемся ещё на заезд?» Не сразу, но я дал согласие. И зажили мы и дальше сытой, беззаботной жизнью в палатке, установленной на уступе всего в 10-и метрах от моря. Причём, не забывайте, это был август месяц, а происходило всё, в так называемые «лихие» 90-ые, когда бедность народа после развала СССР просто зашкаливала. Пару раз к нам спускался сверху Рашид. Оба раза приходил со своим вином, а второй раз привёл с собой две семьи с детьми, объяснив, что это его постоянные клиенты. Но наверху во дворе места уже не осталось, т.к. приехали новые постояльцы, поэтому они поживут здесь, на пляже, и попросил взять над ними шефство.

    Когда Рашид ушёл, мы ребятам помогли подобрать место для палаток, объяснили правила жизни в этом нудистском монастыре и посоветовали не стесняться и быть, как все. Кстати, завидев издалека Рашида, мы успевали набросить на себя хоть какое-то подобие одежды, но после его ухода снова раздевались до полного неглиже, т.к. чувство свободы, которое возникает, когда ты на природе первозданно гол, ничем не заменишь. Как мы и ожидали, эти новые две семьи смогли сбросить одежду лишь на третий день, как и мы. Но в дальнейшем мы ходили друг к другу в гости голышом, и не испытывали при этом никакого дискомфорта, потому что обнажённые были все, и взрослые, и дети. Представляю, с каким негодованием на меня «катят бочку» сейчас пуритански настроенные граждане, коих у нас в России и странах СНГ 90%. Для примера – есть у меня опус «Любите ли вы половые извращения?» Этот рассказ с сексом не имеет ничего общего. 

    Он о маразме, который придумывают иногда медики для проверки народа, желающего поступить в лётчики. Так одна дама – врач, хирург со стажем, мне прислала гневное письмо, что даже само название рассказа оскорбляет читателей и принижает моё творчество как авиационного писателя. А когда я ей посоветовал вспомнить, что ей такое слово «ЮМОР», коего у неё ни на грош, на меня обиделась и забанила нашу переписку. Но я вам, как на духу говорю: «Ребята, не торопитесь меня осуждать. Сначала пройдите через мою ситуацию, поживите месяц на нудистском пляже среди голых людей, и я вас уверяю, что вы поступили бы или аналогично как мы, только разделись бы может не на третий день, а на пятый, или бы вас просто выбросили на общий пляж, где, напоминаю, не только палатку негде было бы установить, но и место для подстилки, на которой вы собрались загорать, вы найдёте не сразу. Не знаю, как вы, а я в толпе народа купаться на море не могу, а если и купаюсь, то с чувством лёгкой брезгливости.

                ТРОЕ  ИЗ  ОДЕССЫ

    В этот месяц, что мы жили среди нудистов, произошло ещё одно событие, которое повлияло на мою психологию поведения в походе. Когда мы помогали устанавливать палатки новым жильцам, я обратил внимание, что у одной из этих семейных пар была гитара. Но когда я спросил у женщины, кто на ней играет, она или муж? Мадам с сожалением ответила: «Старший сын, но его с работы не отпустили в отпуск». Я информацию принял: «Значит, не судьба насладиться гитарной музыкой, к которой я с детства не равнодушен». Но, видно, Бог услышал мои молитвы. Примерно через неделю, под вечер, мы увидели трёх ребят, бредущих по кромке моря со стороны Судака, Феодосии. По их осуновшимуся виду и тощим рюкзакам я сразу понял, что парни так идут не одну неделю, и они очень голодны.

    А мы как раз сели ужинать у костра, и Олег приготовил спагетти по итальянски с пастой из морепродуктов: «Парни, не проходите мимо, помогите доесть!!!» Когда ребята поняли, что это не шутка и, присев к огню, начали с завидной скоростью уплетать всё, чем мы их угощали, сразу стало видно, как же они проголодались. Я даже рассказ Джек Лондона вспомнил «Воля к жизни», как один мужик-золотоискатель заблудился на Аляске, и когда его подобрали моряки с китобойного судна, он уже не был похож на человека, и больше походил на умирающее от голода животное, но он, уже фактически без сознания, как червяк,  ещё двигался – полз к морю, на интуиции чувствуя, что только оттуда может прийти помощь.

     И спасение пришло. Его подобрали, выходили, но он ещё долго ел «от пуза» и с тревожной жадностью смотрел на каждый кусок мяса, отправляемый другими  в рот – «а вдруг ему не хватит, и еда кончится». Когда ребята насытились, мы спросили: «Парни, что с вами произошло, почему вы идёте в таком виде и откуда?» И ребята рассказали, что они из Одессы. У трёх друзей совпал отпуск, хотя работают в разных местах. Поскольку у всех зарплата маленькая, решили поехать в Крым, отдохнуть дикарями, хотя сами палаточный отдых ни разу не пробовали. Доехали сначала до Коктебеля, пару дней потусовались там среди любителей бардовской песни, потом переехали на Биостанцию за Карадагом. Разбили палатку внизу какого-то распадка, а ночью пошёл сильный дождь, и сошёл сель. Они еле успели выскочить из палатки, похватав рюкзаки и часть одежды, какая попалась под руку. Все съестные припасы унесло в море, денег у них было мало, только на обратную дорогу. Вот они и решили, чтобы бездарно не прерывать отпуск, отправиться вдоль берега моря до Алушты, оттуда троллейбусом до Симферополя, и далее поездом до Одессы.

                ПОГОДНЫЕ  СЮРПРИЗЫ

      Честно скажу, я сначала с некоторым сознанием превосходства отнёсся к их рассказу: «Чечако (новички), выражаясь языком Джек Лондона – что с них возьмёшь?» Мы, мол, старые туристы-аксакалы в такую ситуацию не попадём. Но жизнь быстро развеяла эту мою иллюзию. Через два года мы с женой, правда уже с другой, впервые попали в Крым на гору Клементьева. А накануне два дня шёл дождь. И когда заползли наверх, увидели, что между двумя барами и в стороне, где обычно устанавливают палатки, сухого места практически не осталось. На бугорках штук 15 палаток стоит, а остальная вся территория в воде и лужах. И нам ничего не оставалось, как свою палатку из парашютного шёлка установить на полочку на горе с видом на Карадаг. А с вечера разразился такой шторм, что когда мы выползли утром из своей палатки, которую в мокрых спальниках удерживали руками всю ночь, то увидели, что наверху ни одной палатки уже не стоит. Все круглые сдуло с горы вниз, а квадратные разорвало на узкие ленты.

     «Раз пошла такая пьянка» ещё пример. В тот год я работал уже в Николаевском Союзе скаутов, который организовали вдвоём вместе с Сименковым Анатолием Владимировичем, опытным туристом-крымчанином, поменявшем свою квартиру в ПГТ Малый Маяк на частную хатынку в городе Николаеве. Палаточный лагерь разбили под горой Кастель, за огромным, тогда недостроенным отелем в пойме ручья, который стекал с гор. Причём, сначала мы поговорили с местными жителями, и они уверили нас, что если палатки установить на возвышении по обеим сторонам ручья, то никакие катаклизЬмы погоды нам не страшны. Мы так и сделали, за исключением, очаг, дрова и палатку коменданта лагеря, мичмана ВМФ Петровича разместили в непосредственной близости от ручья, просто места друг не было.

    Первый год лагерь в этом месте простоял нормально. А во второй год сначала однажды разразился дождь такой силы, что прорвало дамбу небольшого, но глубокого озера, которое располагалось 1,5 км выше и находилось недалеко от русла ручья. Водяной вал буквально снёс палатку коменданта, сам он еле успел выскочить с женой и сыном, но самое удивительное, что в море были унесены чугунные решётки весом под 200 кг, из которых были сложены плита и очаг. Та ночь не обошлась и без смешных приколов. Петрович до утра матерился и проклинал Бога, что тот его лишил всех, честно заработанных, непосильным трудом коменданта лагеря денег. А чтобы не хихикали насчёт «непосильного труда» приведу лишь факт – готовить пищу три раза в день для 200 вечно голодных туристов на костре – это вам не «хухры-мухры». Тут не только талант нужен, но и ещё кое-какие качества, которые можно приобрести только в армии. Так вот, насчёт прикола. Мичман всю суммарную зарплату, которую нам выдавали в конце каждого заезда, прятал в кожаный пояс, к которому он по старой  флотской привычке приделал поплавки.

    И утром кто-то из купающихся детей узрел его жёлтый пояс, плывущий в 200-х метрах от берега. Тут же сбегали за мичманом. Он, узрев пояс, нырнул за ним, не раздеваясь, прямо в одежде. А выплыв обратно, прямо при народе достал пачку денег из непромокаемого пакета, в которой кроме украинских карбовенцев было 500 долларов, и со словами: «Старый зольдат – мудрый зольдат», - пересчитал. И убедившись, что вся сумма в наличии, добавил: «А всё-таки Бог есть!!! Хоть я его и материл, он поступил справедливо». Вот только после этого случая я вспомнил ребят-одесситов и понял, что в отношении их был неправ. Природа бывает настолько непредсказуема, что самый опытный аксакал, бывает, всего не предусмотрит. Чему примеров можно привезти массу, начиная от гибели актёра Бодрова – младшего до схода лавин на Эвересте.

                НОЧЬ  ПОД  ГИТАРУ

    Но вернёмся к нашим пацанам на одном из нудистских пляжей Чёрного моря, бо, дальше пошла вообще мистика. Когда попили чай, и все пребывали в состоянии расслабленной лени, вдруг один парень мечтательно произнёс: «Эх, гитару бы сюда. Мы бы вам сыграли». Я сказал: «Счас, будет, Ваш Бродь». Тут же сбегал в соседнюю палатку и через пару минут вернулся уже с гитарой. Юноша, нисколько не удивившись, как будто был уверен, что так всё и будет, взял её и, не проверяя, сразу запел песню Юрия Визбора: «Вот это для мужчин: рюкзак и ледоруб, и нет таких причин, что б не вступать в игру…». Он спел ещё три песни, а потом передал гитару следующему парню. Тот исполнил три казачьих песни, начав: «Ой, то ни вечер, то ни вечер…» и передал третьему.

       Тот растрогал меня до слёз, затянув: «По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах. Бродягу судьбу проклиная, тащился с сумой на плечах…». А потом ещё целый ряд русских народных песен, причём, в основном, тех, что пели наши родители, когда у себя дома принимали гостей. Дело в том, что в каждые посиделки у нас за столом пели, причём, песни исполнялись акапельно, без всякого музыкального сопровождения. Я очень жалею, что не смог этот обычай передать своим детям…

       В общем, ребята нам пели  всё ночь, сменяя друг друга, до утра. Потом спали, кушали и опять спали… А затем, снабжённые нашими продуктами и словами благодарности, ушли дальше в ночь, унеся с собой ощущение бесшабашной молодости и здорового авантюризма, который достаточно редко удаётся встретить сейчас среди теперешней молодёжи, в узких брючках и мотнёю, как будто штаны не успел снять, посещая туалет. Сколько лет прошло. Я уже забыл, как звали этих троих ребят. Но помню их лица, как светили звёзды над головой, и ощущение праздника, который они подарили нам своими песнями. Вот именно с того вечера я принял решение - даже если у меня  нет в группе туриста, который владеет гитарой, всё равно её брать, как раз на такой непредвиденный случай. И вы знаете, редкий поход у меня обходился, чтобы это моё желание не оправдалось, и я проносил гитару зря. Скажу больше  - со временем у меня в доме, не играющего-«гитариста-любителя» скопилось четыре гитары, и когда я улетал на Байконур провожать своего правого лётчика Юру Лончакова в третий полёт в космос, я купил пятую гитару – дорогую «Кремону».

                НА  БАЙКОНУР

     Дело в том, что заручившись поддержкой другого своего лётчика и друга Игоря Ларькова, который за наши билеты на самолёт выложил 2000 долларов, я прихватил с собой третьего друга – барда Константина Фролова. Но поскольку Костя сразу сказал, что гитара у него концертная и дорогая, а посему он её в какую-то тьму-таракань брать не намерен. Тем более, для космонавтов ему всё равно не дадут сыграть, а друзьям каЦманавта и радио достаточно. Вот для него-то я эту свою «Кремону» и купил. И вы знаете, оказалось – не зря. И хотя на самом Байконуре Косте играть не пришлось, но вот в гостинице «Полёт» на аэродроме «Чкаловский», где нам пришлось целых три дня ждать самолёт, эта гитара пришлась в самый раз. Дело в том, что воспитанники 12 омрап, которым я имел честь командовать, лётчики-испытатели Константин Калугин и Анатолий Полонский, дабы облегчить своему доктору контроль за здоровьем вверенному ему личного состава, и заработать на этом деле «вистов», взяли моду с утра приходить в наш номер, якобы, соскучились по однополчанам, а сами блюли, как мы соблюдаем предполётный режим. Но стоило Косте  взять гитару, как они, «наивные», забывали цель своего посещения.

   А дальше всё шло по отлаженному сценарию: праздничный стол, «рашен водка», первый обязательный тост: «Чтобы Юра полетел…» Ну, а дальше лёДчики начинали «летать» (Фролов не успевал записывать их авиационные «подвиги» и приключения), потом дело доходило до гитары, все млели…  Ну, а самый младший, по фамилии Ларьков, стоял на «разливе» и, когда шнапс кончался, бегал в магазин. В общем, три дня пролетело как один. Причём, этот феномен отмечали все пять участников этого импровизированного  «банкета». На Байконуре, как я уже поведал, руки у Константина до музыкального инструмента не дошли, а вот в самолёте ТУ-134, пока летели туда, и в поезде Москва-Симферополь, где стаканчики сами с собой «дзынь-дзынь-дзынь», гитара пригодилась.

     В общем, я БлагоДарен этому нашему Крымскому походу с проживанием на нудистском пляже за снятие с себя некоторых комплексов нашей зашоренной цивилизации, и за то, что я теперь не понаслышке знаю, что такое жить в раю или при «коммунизме» - это когда все твои желания исполняются,  ты ленив, пресыщен и, блин, уже ничего не хочешь на этом свете… Кстати, вот о чём ещё подумал. В моей жизни было всего три "ленивых" отпуска, когда я по настоянию первой жены отдыхал в санатории. Это были: "Майори" на Рижском взморье, "Солнечногорск" под Москвой и санаторий "Крым" в Партениде, где в путёвке так прямо и указано: "Для генералов, адмиралов, старших офицеров". Всё было здорово, но для меня скучно. Я сказал после жене: "Вот тебе деньги, езжай, куда хочешь, но это не моё. Я опять буду ездить по турбазам". И вот спустя 20 лет, Бог мне снова предоставил "халявный" отдых, и всё только для того, чтобы утвердить меня в моём тогдашнем решении - "Если в этом месте нет экстрима, то такое времяпровождение не для меня". Кстати, Мария, дочь Тимура Апакидзе этот экстрим находит в любом месте, катаясь на океанских и морских волнах на доске, которую она везде возит с собой. Так что я нисколько не осуждаю тех людей, кто отдыхает в какой-нибудь Анталии, (смеюсь), но то, что я им не завидую - это точно...

   На фото - мой сын Василий - "Джигита надо воспитывать с детства".