Книжные истории

Юрий Юсупов 4
       16.10.2019.               Юрий Юсупов- 4.
                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                ============


            Третья книга,которая запала мне в душу и оставила тоже,неизгладимый след,это ЗАПИСКИ ПРИЧЁТНИКА,- русско-украинской писательницы Марко Вовчок.
Главный герой этого произведения,- 9-летний мальчик Тимош,сын дьякона,из селения
Тёрны.Тимош - из религиозной семьи,очень верующий мальчик. Родители его- дьякон и
дьяконница- Катерина Ивановна,соседи: священник - отец Еремей,его жена- попадья-
- Варвара Иосифовна Македонская,их две дочери: старшая - Ненила и младшая,17-летняя Настя,пономарь Василич,потом приехал молодой дьячок Софроний.
             Однажды,в лесу,Тимош встретился с Настей,а потом они увидели собираю-
щего грибы,дьячка Софрония и втроём очень весело провели время.Потом ,заболела
мама Тимоша и умерла,оставив маленького Тимоша- сиротой.Тимош очень тяжело перенёс
смерть своей матери. Потом приехал молодой священик- отец Михаил Михайлович Вертоградов и взял в жёны - Ненилу Еремеевну,старшую дочь отца Еремея. Он увёз свою молодую жену в село Берёзовку.Потом,Ненила родила девочку и умерла.Зять отца Еремея,вместе с ребёнком,приехал к своим -тестю и тёще. От переживания,что умерла его любимая жена Ненила Еремеевна,он аж,заболел Отец Михаил Вертоградов,аж похудел. Он получил комнату в доме тестя и тёщи и потихоньку стал приходить в себя,и очухиваться после такого,навалившегося на него горя.
Однажды,осенью,Тимош проходил мимо сада и дома- священика,отца Еремея и услышал
свист.На подоконнике сидел отец Михаил на розовом одеяле. Тимош прошёл мимо незаметно для отца Михаила и пошуршал ветками,а потом просунул руку и вдруг,услышал громкий вопль. Отец Михаил накрылся с головой,розовым одеялом и
молчал,не двигаясь,словно статуя. Было видно ,что он очень испугался.
               Тимош подошёл к нему,поздоровался: - Здравствуйте,Михаил Михайлович! Вы что,испугались?
- Я ...думал,она...- пролепетал Вертоградов
- Кто она?
- Она...тень...она...её тень...
- Чья тень? Ненилина?
Он с жалобным видом кивнул головой и прошептал:
-Да,да...Да!.. И днём,и светло, и то она приходит... Так и дышит около меня...так и...
Он не окончил,содрогнулся и пугливо стал прислушиваться.
Отец Еремей разрешил ночевать у Михаила Вертоградова,Тимошу. Тимош взял свою постель и постелил себе на полу. Он тоже очень хотел увидеть призрак Ненилы.
               И так прошло очень много ночей.Вертоградов уже объявил тестю о своём возвращении домой,в свою Берёзовку и сказал Тимошу:
- Тв со-мной поедешь!
- Не знаю!- ответил Тимош.
- Я знаю! - сказал надменно,Тимошу,отец Михаил Вертоградов.
И я процитирую,что в эту ночь...желанная Тимошу,тень Ненилы...явилась.

Да представит себе благосклонный читатель мой,если могу так выразиться,радостный
ужас: привидение явственно,как живая плоть и кровь, явилось жадным очам моим!
               Да,привидение,столь чаемое мною,явилось! Хотя лампада угасла и звёзды слабо мерцали из-за туч,я видел каждую складку его во мраке белеющего саваноподобного,развевающего покрывала и угрожающе поднятую десницу!
               Невзирая на обуревавшие меня волнения и смятенное состояние духа,
меня поразили тяжёлая поступь и медленные,осмотрительные движения бесплотного духа. Казалось,Ненила не только освободилась от бренной своей оболочки,но изумительно распространилась вширь и ввысь.Она не парила,подобно неуловимому,неосязаемому призраку,а передвигалась,как богато нагруженная ладья.
               Вдруг тень,как бы угадав мои критические недоумения,быстро ко мне
подступила... Всё помутилось в очах моих,я испустил крик ужаса,метнулся в сторону,ниспроверг попавший мне столик,купно с коим задребезжали стакан и графин,
покатилась пробка,я,поколебленный этим препятствием,не удержал равновесия,упал ниц,за мной следом споткнулось и бухнулось оземь что-то громадное,какое-то пухлое
тело придавило меня - я лишился чувств.
                - Что такое случилось? - вопросил входящий к нам поутру отец Еремей,поперенно обращая изумлённые взоры то на подбираемые мною осколки стекла,то на моё ещё искажённое недавним ужасом лицо,то на Вертоградова,стонающего в глубине пуховика и подушек. - Что такое?
- Являлась! Опять являлась! - жалобно простонал Вертоградов. - Нет,я лучше не поеду...Опять являлась!..
                Отец Еремей возвёл очи горе.
- Я отслужу опять сегодня панихиду,- проговорил он печально.- Да упокоит её душу моя грешная молитва!

                ( Продолжение следует).