Теплая пора

Алексей Горбунов 2
(Сказки от Ольги)

В этот день вечер начинался необычно. Ольга была дома одна, на удивление и мы немного поговорили о сказках. Ее мнение было в целом положительное, наверно мои сказки были не совсем для детей, хотя сказки - это детские истории. Мне было очень интересно, как она стала хозяйкой этого удивительного перекрестка миров, но на мой вопрос прозвучал уклончивый ответ, сопровождаемый удивительно доброй улыбкой. Видимо не пришло еще ремя узнать эту историю. Я уже подумал, что вечер так и пройдет в спокойной уютной кухне, за окном которой моросил прохладный осенний дождь, как неожиданно из коридора донесся веселый голос Русланы, и на пороге показалась новая удивительная гостья!
Женщина была очень красива, с румяным лицом, и горящими голубыми, как небо глазами, волосы цвета спелой ржи небрежно, но красиво лежали на ее плечах. Одета женщина была в легкий сарафан, несмотря на прохладный вечер, и казалось, что от нее стало намного теплее в уютной Ольгиной квартире.
- Здравствуй, хозяюшка! Примешь ли гостью в неурочный час?
Ольга поднялась и обняла подругу, приглашая ее к столу, на котором, словно по волшебству появились чашка и сладости:
- Здравствуй, Женя! Конечно я всегда рада тебе! Но ты обычно приходишь прощаться чуток позднее. У тебя все в порядке?
Женщина, устроившись за столом, бросала на меня любознательные, но довольно холодные взгляды, улыбнулась в ответ:
- Все хорошо, Оленька, да вот только Евсей торопится. Чем-то сестрица взволнована, просила его прийти пораньше. Шибко мало снега на Эльбрусе нынче было…
Ольга, заметив любопытство подруги, просто предложила нам познакомиться:
- Женя, это мой гость – сказочник! Как раз про Лёлю сказку написал. Потом дам посмотреть.
Не скрывая интереса, женщина посмотрела мне прямо в глаза. От этого взгляда мне стало жарко.
- Непременно посмотрю, правда ли в сказке сказана, али опять брехня.
И похвалила чай, настоянный на горных травах.
Мне было немного неловко, но тут в дверь кухни, как к себе домой, вошел молодой мужчина одетый в желто-золотые одежды, и обняв Женю, стал горячо здороваться с хозяйкой и со мной. И хотя приветствие его было очень бурным и горячим, но от него веяло осенним дождиком. Женя подождала, когда Евсей устроится за столом, спросила:
- Зачем звал, дружок? Твое время, Евсей, еще не пришло…
Мужчина нахмурил свои рыжие брови, а борода и волосы будто полыхнули пожаром:
- Ну сколько просить можно? Не Евсей я… Авсень мое имя! А что прежде времени, то твоя правда, Жива. Еже месяц тебе готовить землю ко сну, да торопит сестра суровая, давеча сон ей приснился, что оттаяли горы Кавказа, и зашевелились груды камней под спящим Эльбрусом… Торопит она холода… Сама понимаешь…
Я смутно начал понимать, кто это были… Жива и Авсень! Здесь и сейчас встретились Лето с Осенью! Значит скоро холодам быть!
Жива согласно кивала головой, слушая братца Авсеня, и когда тот умолк, не поперечила аму:
- Ну, что ж, братец, коли сестра старшая просила, не можно ей отказывать. Заводи колыбельную для деревьев и трав. Пусть пораньше уснут…. А ты, Сказочник, смотри, не набреши про нас в сказках… Я все прознаю!
Поблагодарив Ольгу за гостеприимство, Жива и Авсень вышли из кухни и пропали из дому, будто никогда не входили в дверь. Я был очень расстроен. Сказку написать можно, но про что????  Не успел я обратиться к молчащей весь вечер Руслане, как вернулась Ольга, проводившая гостей, да еще не одна! Вместе с хозяйкой пришел странный леший не леший, домовой не домовой, а непонятный старичок с ребенка росточком. Глаза его недоверчиво смотрели из-под лохматых кустистых бровей, а все остальное лицо закрывали усищи и всклокоченная борода. Он на ходу благодарил хозяйку за привет, при  этом его борода и усы двигались с такой скоростью, будто он жевал тульский пряник целиком! Услышав мое приветствие, он умолк на мгновение, не переставая «жевать», но сразу из него потекла речь, как бурная река:
- Здрав будь, человек добрый! Пошто в неурочный час хозяйку тревожишь? Али воспитан непотребно? Чем промышляешь, человече? Хлеб сеешь, али охотишься в бору нехоженном? А можа ты бортник, али купец знатный?
- Сказочник он, дедушка. Сказки слушать приходит….
Приняв во внимание слова Ольги, он продолжил свою речь. При этом он ловко забрался на стул и налив чаю в большую чашку, принялся жевать печенье, запивая горячи ароматом, при этом печенье не мешало ему говорить.
«Видимо пряник уже дожевал…» мелькнула у меня смешная мысль, а дед продолжал говорить:
- Значит брехун! Читывал вашего брата, все брехня! Для красного словца и Йегиню ведьмой сделали… Эх, вы… человечки….
- Дедушка Бабай, ты не ворчи. Вот он про Лёлю написал и про Кощея… И Ядвига у него не ведьма, а красавица на крылатом коне!
Пыталась урезонить ворчливого старика Ольга, а я внезапно прозрел:
- Погодь, дедушка, не тот ли ты Бабай, которым детей пугают?
Дед набычил голову и глухо проворчал:
- Тот самый. Да только отродясь деток не пужал. Все это ваша брехня! Спокон веку мамки да бабки звали меня добрые сказки навевать ребетяткам, да Сонника-негодника не пущать в избы-терема с его страшными сказками. Вот и матушке Оленьке послужить пришел, внучкам сны сладкие принес. А вы все по одежке судите, да по роскозням лихим .. Брехуны!
Ольга, дабы унять бушующего деда, принялась напевать:

Добрый дедушка Бабай,
Моих деток укачай,
Не пугай их злыми снами
Под ночными небесами,
Спой им сказочки свои,
О героях и любви!
Взгляд Бабая потеплел, и он стал больше походить на доброго лохматого кота:
-Да буде, матушка, неловко даже… Нынче такой призыв мамки да няньки не спивают… Все больше мной деток пужают. Я конечно не иду в таки терема да избы, за то Соннику там раздолье! А эти глупые мамки все думают: с чего это дитяти по ночам плачут…
Я понял, что меня подстерегла невероятная удача, и попросил деда:
- Прав ты, дедушка, много брехни в сказках наговорили за годы. А вот правду сказать некому… Можа ты мне правдивые истории поведаешь? А я все честь по чести перескажу людям добрым!
Дед немного замешкался, но судя по глазам я понял, что слова мои пришлись деду по душе и улыбнулся. Бабай улыбнулся в ответ и ответил так ласково, что я аж покраснел:
-Ох, и ловок же ты, сказочник! Правду говорят наши мудрецы: - «Сладким языком и змею из норы вытащить можно!»
Но в словах деда не было обиды:
- Так про что же тебе сказку сказывать? Присоветуй, сказочник!
Ольга опередила меня:
- На медни писал он сказку про Лёлю, а вот Жива и Авсень ничего не сказали ему. Может про них и скажешь?
- Да, да! И еще про третью сестрицу, Морену!
Поддержал я хозяйку. Но едва имя Морены сорвалось с моего языка, взгляд Бабая стал пугающе холодным:
-Морана… Да, она на перекрестки не хаживает, и о себе не сказывает. И знаешь, что… Расскажу тебе я сегодня про Живу и Авсеня, дабы в сердце твоем тепло роазлилось…. А про Морану-красавицу, уже завтра придешь слушать. Коли сам захочешь…. А пока….

В далекое время это было. Закончила Лёля гулять по цветущим полям и лесам. Под громкие раскаты трескучего грома и под теплыми весенними дождями гуляла красавица под чудесной Радугой по всей земле славенской, дабы пробудить землю от сна колдовского, долгого, зимнего. Украсила поля и дерева цветами дивными, расписала синее небо перьями чистых белых облаков, и звоном своей песни пробудила Лёля могучего Купалу! Стряхнул крепкий сон светлый Бог, и прямиком к чистой речке! Умылся в холодной водице, окропил каплями родниковыми власы и бороду, улыбнулся Ярилу, блистающему в небесах, и повелел речь, как положено:
- Спасибо, дочка! Хороша твоя работа! Пора тебе, милая, отдыхать. А мне надобно врата в терем Ярила распахнуть, и пустить в Мир земной его Огонь, тепло дарящий!
Лёля смеясь попрощалась с Купалой, и весело подпевая соловьиным трелям, умчалась на далекий север, в глухие таежные дебри спать-почивать до весны. А Купала, не теряя времени ступал по земле опираясь на волшебный посох Коло, досматривая: вся ли Земля пробудилась? К вечеру вышел светлый Бог на зеленый брег Днепра и повелел человекам начать Свадьбу Огня и Воды! Горели костры жаркие, веселились парубки да девчата, а к ночи темной, колдовской сняли девушки венки со своих голов и поставив на них свечу, пустили по волне днепровской! Едва замерцала волна речная от света свечей, как хлопнул в ладоши Купала и воскликнул:
«Вот и пришла пора земле рОдить! Пусть этот союз жаркого Огня и прохладной Воды даст добрый урожай полям и садам!»
Вместе с ночным ветром, на вороных конях, умчался Купала к терему самого Ярило, и едва светлый Бог пробудился румяной зорей, он распахнул врата, из которых тепло полилось на землю, согревая ее для жизни! Вместе с теплым и озорным южным ветром из широких врат ступила на поля счастливая Жива! Красавица ступала по земле, напевая волшебные песни, от которых плоды на деревах наливались зрелостью, тяжелели зерном колосья ржи и пшеницы, а вокруг весело напевали птицы, радуясь теплу и доброте наступившего лета!  Хорошая это пора - Лето, хотя и трудное. Надо успеть и посадить и убрать урожай. Недаром сказывала Жива про то,  как один летний день кормит зимнюю неделю! Так в трудах и гуляла по земле добрая Богиня Жива, помогая людям своим теплом. Но и Ветра не оставались без дела! Дабы тепло не иссушило землю, собирали они тучи и поливали поля щедрым дождем, даря земле прохладу и силы давать щедрые плоды! Что ни день, то Жива в работе! То она репу копает, то хлеб жнет, то на току цепом машет… И всегда весела, всегда неутомима! А как иначе? Коли Лето проспать, тогда Зиму голодать… Так то! Потому то Жива не болтлива, хоть и весела, да приветлива. Всегда в делах, в заботах. Бывало смахнет капли со вспотевшего лба, засмеется и пуще прежнего за труды возьмется! Все в ее руках спорится, все то у нее ладится! Так за делами, матушки Живы Лето и пробегает незримо…
Так бы и трудилась без устали пора Летняя, но у Купалы твердый порядок! Повернул посох, и на смену Живе, в назначенный день, на могучем рыжем коне приезжает добрый молодец – Авсень! И хотя он с виду грозен аки воитель могучий, да душа у него добрая, теплая. Он помогает людскому племени собирать урожай, наполняет закрома до следующего года, что Жива не поспела и щедро расплачивается с матушкой Землей золотом, за ее богатые дары роду людскому! И мало кому ведомо про то, что под именем Авсей, тайно от знания людского приходит в мир людей Святовит с чудесного острова Руян. Он досматривает дела людские, правые и неправые и без устали укрывает землю покрывалом из золотой листвы, которую для Авсеня срывает с деревьев холодный северный ветер. Авсень и сам, будто буйный Ветер летит на своем волшебном коне через леса и рощи, сбивая желтую листву на всем скаку! И вся земля, засыпая укрывается золотом листвы, аки чудесным ало-золотым плащом Бога! Правда каждый раз Жива не спешит уступать землю другу своему, и хоть на десяток дней, хоть не надолго, но возвращает Лето людям, согревая землю теплом своего щедрого сердца! Ворчит на Богиню старый Купала, дескать «Никак не уймется со своим теплом Богиня! Все норовит добрая баба Лето вернуть людям перед холодами!» ворчать то он ворчит, да особо не противится… А едва Авсень укроет землю покрывалом золотым, как на белых конях примчатся Вьюги и Метели! Это подручные Бога. Как притомится Авсень объезжать необъятные земли словенов, так и зовет помощниц. Сам ужо отдыхает, и сидя на вершине столетнего кедра напевает:
Вьюги, вьюги, поспешайте,
Время даром не теряйте,
Серебром леса укройте,
В Лето ворота закройте,
Друг Купала, вышло время,
Вьюги вставят ноги в стремя,
Пронесутся над землей,
Над любимой стороной!
Все осмотрят, оглядят,
Все снегами запылят,
Льдом затянут берега,
Едет в тройке Коляда!
Время отдыхать Земле,
Наступать пора Зиме!
Пропел задумчиво дед Бабай… Тряхнув головой он продолжил рассказ:
          Так и Авсень отправляется на покой следом за Живой и Купала отдает посох вращения Коло* времени  руки Коляды, Бога сурового, но щедрого! Это коляда открывает врата Мира Новь и отдает землю под управление Морены… 
         -А про старшую из сестер Перуна, я тебе ,сказочник, поведаю. В другой раз… Да смотри, не оболги Морену, не то не знать тебе покою ночами…
         Пригрозил мне дед Бабай, свирепо вращая глазами. Я пообещал не лгать, и памятуя слова деда Бабая, испросил разрешения послушать историю могучей Мораны на следующий день. Видимо Бабаю понравилось рассказывать сказки про сестер, и он согласно кивнул голой, после чего исчез, будто и не было его….
         Вечер давно закончился, и Луна укоризненно глядела на меня сквозь небольшой просвет между тучами. Холодный дождь моросил, напоминая о том, что Лето закончилось, но я не обращал внимания ни на нудный дождь, ни на печаль Луны… Я не мог оторваться от мысли про то, что узнаю завтра….

*Коло Мира (или времени)  -  Так древние славяне называли смену времен года и течение лет.

16,10,2019 год