Визуализация реальности пролог 4. 2

Александр Шутов 3
 

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ
 пролог   №4.2.
(сокращенная версия)

предварительное изложение материала исследования в рамках понимания читателем сути проблемы


Предисловие
     Продолжаем  изложение  материала  исследования «Визуализации Реальности» в виде описания СОВРЕМЕННЫХ научных достижений (поэтапного понимания) реальности мира, в котором находится человек. Причем любой человек.

    Не отходя от  основного положения исследования: ЧЕЛОВЕК и РЕАЛЬНОСТЬ, следует подчеркнуть, что оператором или агентом реализации присутствия всего живого на планете Земля, является феномен, связанный  исключительно с СОЗНАНИЕМ.

    В предыдущих, т.н. «Прологах», были изложены достаточно известные данные по теме Реальность и Сознание. Приведены версии определения подобных явлений и со стороны автора настоящего исследования. Выводы по представленной теме исследования показывают, что пора переходить к поиску и изложению совершенно иного подхода в теме работ.

   Целью настоящего этапа исследования остается поиск и формирование логического построения нового знания, исходя из раскрытия таких определений как «Квантовое Сознание» / КС, «Генезис Сознания» /ГС, роль и место «Принципа Множества» / ПМ, других разделов знаний в соответствующих подходах к этапам последующего исследования.
 …
Публикации в каждом следующем «Прологе» позволят обозначить основные разделы знаний, комментарии и аспекты такой потрясающей темы как Визуализация Реальности.

Основной текст исследования будет состоять из полной версии «Прологов…» и необходимых расчетов, аналитики размышлений, выводов и заключений, чтобы выделить основные главы исследования и сделать заключения по итогам исследования.

Первым шагом в этом направлении будет сокращенная версия изложения:
Тема 1: 
• «Квантовое Сознание / КС». Раскрытие  новых определений Сознания.
Тема 2:
• «Генезис Сознания / ГС». Совмещение граничных знаний.
Тема 3:
• «Принцип Множества / ПМ». Простое, сложное, элементарное, бесконечное.

Примечание: полные версии «Прологов…» не подлежат публикациям на сайте www.proza.ru
Доступ возможен на условиях взаимного сотрудничества и / или подтвержденного интереса к приобретению знаний по-средством завершения исследования и его публикации.
 

                ПРОЛОГ №4.2.

       Тема 2. Генезис  Сознания / ГС.  Совмещение граничных знаний / СГЗ.
 
Нет сомнений в том, что состав новых понятий  потребует  систематизации  наиболее содержательных  и признанных определений сознания в философии, науке, экспериментальных данных. Также будет необходимо и продолжение  в виде комментариев и аспектов автора  на некоторые проблемы  исследования.


1.Генезис сознания. Сознание и отражение
*Источник:
 
Проблема генезиса (от греч. Genesis –происхождение)- возникновение сознания получила разработку в рамках социокультурной стратегии его исследования, в частности, в диалектико-материалистической философии.

Предпосылками  возникновения / становления сознания выступают:
• эволюция свойства отражения, присущего всей материи;
• развитие зачаточного интеллекта животных;
• переход особой ветви гоменид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда;
• развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта
• начало формирование культуры как особой среды существования человека в мире.

Комментарий: ключевое слово, в рамках тезиса - совмещение граничных знаний / СГЗ, определяется понятием: ЭВОЛЮЦИЯ! Не будет большим секретом присвоить этому понятию ВРЕМЕННОЙ ФАКТОР! (введем параметр – «СЕКУНДА»)! От этого проявления понятия и будем находить СГЗ, чтобы иметь исходную точку зрения на сам процесс ЭВОЛЮЦИИ.


С точки зрения философии диалектического материализма:
•сознание развивается из всеобщего свойства материи - свойства отражения, которое в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем (отражение связано с наличием свойства материальных образований воспроизводить особенности других систем);
•например:
*след на песке,
**отпечатки в камне тел давно умерших животных,
***отталкивание тела при соударении его с другим телом и т.п.
Важно:  Отражение специфически проявляется на различных уровнях организации материи: неживой природы, органической жизни и на социальном уровне.


Комментарий:  Сочетание понятий - «Эволюция Отражения», имеет принципиальное значение, по-скольку характеризуется сложными процессами своего проявления как в неживой, так и живой природе. 
Аспект 1:
• Очень важным обстоятельством в реализации применения принципа «совмещение граничных знаний»  / СГЗ, должно являться истинное применение используемого понятия «ОТРАЖЕНИЕ». Это тем более важно, что свободное присвоение этого понятия  таким процессам как «раздражимость», «чувствительность» и т.д. по факту не являются (даже в физическом понимании этого процесса) - ОТРАЖЕНИЕМ. Это – прежде всего,  процесс регистрации импульсов т.н. нервной системы, т.е. рецепторов или агентов, которые связаны с проявлением последующих действий субъекта живой природы.

На основании такого подхода, появляется необходимость понятийного уточнения таких проявлений в сознании субъектов, чтобы «привязать» их к достоверному объяснению сути понятия процесса.

В органической природе отражение определяется характером и уровнем поведения живых систем:
• Элементарной формой отражения, присущей всем живым организмам, является раздражимость, означающая избирательное реагирование на внешние воздействия.
• Становление раздражимости - обусловлено активностью живого, не имеющей аналога в неорганической природе.
• Назначение активности - обеспечить такое взаимодействие организма и среды, которое необходимо для сохранения системы и ее устойчивого воспроизведения.

По мере усложнения форм взаимодействия организмов с внешней средой, по мере усложнения живого,  развивается и новая форма отражения - чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде субъективных ощущений.

Особое значение чувствительность приобретает на уровне высших животных, имеющих органы чувств, содержащих наборы рецепторных клеток и способных отвечать на определенный вид энергии электрическими импульсами, циркулирующими в нервной системе.

Важно: Основная функция органов чувств сводится к восприятию определенных стимулов и передачи информации о них в нервную систему:
* 5-ть органов чувств: Осязание, Обоняние, Слух, Вкус, Зрение.

Очень важно: Еще одной формой отражения является:
• Информация, определяемая как упорядоченное отражение, появляющееся при возникновении первичных биосистем.
• Раздражимость и чувствительность - элементарные формы биологической информации.


Комментарий: 
Аспект 1:
• Практически, единым понятием проявления процесса ОТРАЖЕНИЯ, является не что иное, - как ИНФОРМАЦИЯ. Этот феномен, в содержательном определении понятия - «ИНФОРМАЦИЯ», используют как данность неживой / живой природы, но в идеальном применении использования, как нечто конечное.
• По сути, это проявление  двойного процесса ОТРАЖЕНИЯ/ ДПО, т.е. то, что присуще объекту / субъекту, как внутренний процесс регистрации своего рода «кода жизни», для идентификации его другим субъектом, как узнавание его регистрации / наличия в природе, через «ЗНАНИЕ О НЕМ», или вторичным ОТРАЖЕНИЕМ. 

Аспект 2:
• Проявляемый промежуток процесса «узнавания знания» - обозначают как «ИНФОРМАЦИЯ». Но, при этом упускается сам процесс или промежуток времени, который собственно и является ФЕНОМЕНОМ для порождения такого явления как ИНФОРМАЦИЯ В СОЗНАНИИ.
• Получается,вся тайна процесса ОТРАЖЕНИЯ состоит в этом самом ПРОМЕЖУТКЕ ВРЕМЕНИ.
• Вот и обратим самое пристальное внимание на этот процесс – ПРОМЕЖУТКА. Не будет большим секретом, если отметить, что придется использовать знания о квантовых процессах.
• Есть чем заняться, на основе принципа:совмещения граничных знаний / СГЗ!


Процесс отражения:
1. Отражаемое первично, а его отражение, то есть образ – вторично:
      1.1.Отношение между объектом познания и образом представляет собой отношение между оригиналом и «виртуальной» копией.
      1.2. Наши знания являются как бы фотоснимком с действительности, но идеальным, лишенным всякой вещественности.
2. Сознание человека, отражая объективный мир, способно давать (верные) представления о нем.
3. Образ субъективен по форме, носителю, но объективен по содержанию:
       3.1.Субъективность образа обусловлена тем, что он является продуктом сложных физиологических и психических процессов, а объективность - содержанием познаваемого объекта.
      3.2.Следует, однако, иметь в виду, что в объективное содержание гносеологического образа могут проникать субъективные моменты (искания, додумывания, фантазии и т.д.), что может привести к субъективизму в познании.
4. Отражение - это не пассивное созерцание, а активный творческий процесс формирования знаний на основе практического взаимодействия субъекта познания и его объекта.
5. Активность субъекта проявляется:
       5.1. во-первых, в постепенном проникновении в сущность познаваемого объекта,
        5.2. во-вторых, в так называемом «опережающем отражении», то есть способности человека предвидеть результаты своей деятельности, «конструировать» в своем сознании образы предполагаемого результата деятельности.
* _____________________________ 
 …


Более сложный характер в органической природе имеет:
• Психическое отражение - это выражающее способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать (формировать / создавать) их в виде целостного образа.
• Развитие психического  отражения осуществлялось в процессе длительной биологической эволюции и прошло ряд ступеней:
        * Возникновение простейшей нервной системы,
        ** Органов чувств,
        *** Обусловило появление элементарной сенсорной психики.
        ****Дальнейшее усложнение коры головного мозга привело к отражению
            животными целостности вещей и возникновению перцептивной психики.

   Совершенствование форм психического отражения действительности послужило важнейшим фактором морфофизиологического прогресса (появление центральной и периферической нервной системы) на пути к становлению сознания.

Важно: Рассмотрение форм отражения на различных уровнях организации живой материи позволяет раскрыть биологические основы сознания, выявить соотнесенность физиологического и психического.


 Психическое - это свойство мозга, функция особым образом организованной материи. Следовательно, сознание функционирует только в процессе деятельности мозга.

Комментарий: Анохин* называет «психическое» - РАЗУМОМ.
«Для вас душа и психика — это одно и то же?
— На греческом или английском это одно и то же. Но в разных культурах это понятие имеет разное наполнение. Например, в российской психологии психика — это понятие, которое скорее соединяется с английским термином mind — разум. Мне кажется, что все это скорее этимологические проблемы или споры об «истинном» значение того или иного слова. Они постепенно уйдут по мере того, как мы начнем понимать суть происходящих в мозге процессов. Не важно, как человечество назвало некоторые явления, еще не понимая ясно их природы. В этом отношении я не сторонник распространенной научной практики начинать всегда с определений. Точное определение зачастую является итогом научного исследования, а не условием для его начала».
Источник: Furqat Palvanzade,4 декабря 2012г.
Справка: *Константин Анохин, возглавляет лабораторию нейробиологии памяти в Институте нормальной физиологии РАМН.

Очень интересно:  Как отмечал И.П. Павлов, творческая деятельность принадлежит не одному отделу мозга, а многим, при этом активный участок мозга постоянно перемещается по всему пространству больших полушарий.


Следует отметить, что понятие психики шире, чем понятие сознания: 
• Под психикой человека понимается совокупность явлений его внутреннего субъективного мира, отличного от внешнего мира вещей, включая тело человека.
• Понятие психики объединяет феномены сознательного и бессознательного.


Основными составляющими психики выступают:
* ощущения,
** восприятия,
*** представления,
**** а так же эмоции, воля, разум.

Важно: Качественное отличие психики человека от психики животных:
• человек обладает способностью предвидения отдельных последствий своей деятельности,
• направленности развития природных и социальных процессов,
• ценностным отношением к действительности…


Формированию мыслительных процессов человека предшествовал длительный период психологического развития животных, имеющих зачатки интеллектуального как особой формы рассудочной деятельности, остающейся неосознанной. Она появилась на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внешней среде.
 


2.Гносеологическое понимание сознания
**Источник:

Гносеология (от греч. gnosis - знание, и logos - учение) занимается теория познания, которая является одним из разделов философии и занимается изучением проблем сознания, его возможностей и закономерностей.
Познание - это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания посредством сознания.

Важно:  Выяснение характера соотношения сознания со своей противоположностью - материей и есть гносеологический аспект сущности сознания.

В этом аспекте сознание - это субъективный идеальный образ объективной действительности: присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме. Это означает, что в гносеологическом смысле материя и сознание взаимоисключаются, противостоят друг другу.
** _________________________________ 


Онтологическое понимание сознания
***Источник: https://infopedia.su/18x889.html

Под онтологией сознания следует понимать нечто работающее, участное в бытии,... существенное для жизни, а не нечто эпифеноменальное, существующее вне и над жизнью...

Выделение в сознании бытийного слоя влечет за собой необходимость расширения языка описания сознательных явлений. Он должен включать в свой состав и язык описания человеческой деятельности и действий...

Вопрос об отношении сознания к бытию, как известно, был и остается основным вопросом философии.


В центре философского размышления стоит проблема места человека в мире, отношения человека к миру и мира к человеку, проблема предельных оснований человеческого познания и действия:
• Сознание - одна из тех особенностей человека, которые как раз и определяют его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус.
• Философия - подходит к изучению сознания под специфическим углом зрения: прежде всего с точки зрения его онтологического статуса, его места в структуре бытия - как природного, так и социального.
• Проблема бытия не менее значима в структуре сознания. Такая постановка вопроса обостряет проблему онтологического статуса сознания.
 *** ______________________________________________________________



Состав процессов сознания:
**Источник:
Духовный мир человека (сознание в широком смысле) включает в себя:
• Надсознание (творческая интуиция) - это некая составляющая духовного творчества, которая не контролируется сознанием и приводит к выдвижению новаций и гипотез.
• Подсознание - включает в себя психические процессы, которые когда-то осознавались, но доведенные до автоматизма, перестали нуждаться в контроле, продолжая функционировать, при этом, помогая человеку жить и трудиться без лишних психических перегрузок, конфликтов с другими людьми и самим собой.
• Бессознательное - это область, в которой человек не даёт себе отчета о содержании и при-роде происходящих там психических процессов, не контролирует психические процессы и явления.
• Бессознательное - включает в себя надсознание, подсознание и психическую составляющую инстинктивной деятельности человека.
Важно: первым обосновал анализ сновидений, как способ проникновения в бессознательное, З.Фрейд.

Условия появления сознания:
• 1. Сознание есть продукт общественного развития, ибо только в контакте с другими людьми, носителями культуры данного общества человек становится обладателем сознания.
• 2. Наличие у человека членораздельной речи является важнейшим условием возникновения сознания.
• 3. Формирование сознания было бы невозможным без перехода человека от приспособления к трудовой деятельности, т.к. только в ней человек переходит на высший уровень отражения и общается при помощи речи.


Сознание с точки зрения «устройства» внутреннего духовного мира человека обладает целым рядом основополагающих отличительных качеств:
• Сознание (в узком смысле) есть особая, свойственная только общественному человеку и контролируемая им область субъективной действительности, существующая в виде идеальных образов, содержание которых составляет:
        *знания,
        **воля,
        ***эмоции,
        ****нормы ценности и проекты.
• Эмоции и чувства составляют обширную сферу сознания, связанную с непосредственным отношением человека к событиям в форме переживаний.


Свойства сознания: 
• активность и
• избирательность.

Знание является носителем, формой существования сознания:
• Знание - это совокупность сведений, результат процесса познания. Оно является главной формой существования сознания.
• Знание - в единстве с верой приводит к убежденности.
• Знание - основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей является обыденным, а основанное на систематическом, целенаправленном, абстрактно-логическом поиске истины – теоретическим.
• Знание теоретическое - бывает философским, научным, паранаучным.
• Вера - это способность человеческого сознания признавать истинность чего-либо, не смотря на отсутствие знаний и доказательств.
 

Функции сознания:
1. Познавательная, дающая возможность человеку получать истинные знания о явлениях и процессах действительности;
2. Оценочная, позволяющая человеку на основе воспринятого и познанного выработать оценочное отношение к нему, а позже - ценности;
3. Нормативная, способствующая созданию определённых правил, норм поведения человека или группы людей;
4. Целеполагания, дающая возможность формировать цели теоретической и практической деятельности, а также способы их достижения;
5. Прогностическая, решающая задачу предвидения будущего объектов познания, а также результатов собственных поступков и деятельности вообще;
6. Коммуникативная, позволяющая людям общаться.

Самосознание:
• Сознание обладает способностью быть направленным на самого себя.
• Следовательно, самосознание есть осознание человеком самого себя - своих мыслей, чувств, мотивов, действий и т.д.
• Развитое самосознание является основой успешного самовоспитания, самосовершенствования личности, достижения намеченных человеком целей.
• Интроспекция - это осуществление человеком анализа собственной деятельности и явлений сознания.




3.Структура и функции сознания
*Источник:

 Анализ структуры сознания
Первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований которой были выделены следующие составляющие структуры сознания: интеллект /мышление, память, эмоции, внимание, воля.

 
Согласно исследованиям, в рамках психологии, базовым понятием для построения сознательной деятельности и, соответственно базисом для составляющих сознания, является:
• Потребность - представляющая нужду или недостаток в чем-либо необходимом для под-держания жизнедеятельности:
        * организма,
        ** человеческой личности,
        *** социальной группы, общества в целом или,
        **** иначе,- внутренний побудитель активности.

Биологические потребности обусловлены обменом веществ - необходимой предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов (личности, социальных групп) и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности.


Потребность - в психологии рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворённость», «дискомфорт» - отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.
Потребности - у  личности образуют как бы иерархию, в основании которой:
- витальные потребности, а далее
- социальные (высшее проявление которых - потребность в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности).


Раскрытие структур  сознания:
Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредото-ченности и в направленности сознания на определенный объект:
• Под направленностью сознания понимается избирательный характер психи-ческой деятельности, осуществление выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.
• Различают три вида внимания:   
        * Непроизвольное - пассивное имеет место, когда выбор объекта деятель-ности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно.
        ** Произвольное - активное, действует тогда, когда выбор производится сознательно,преднамеренно. Внимание этого вида является актом воли, оно присуще только человеку.
        *** Послепроизвольное - деятельность может так захватить человека, что ее выполнение не требует от него специальных волевых усилий.

Эмоции (от фр. Emotion, от лат. Emoveo - потрясаю, волную) субъективные реакции чело-века и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха.
        *Эмоции - отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации).
**Положительные эмоции - вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению.
***Отрицательные эмоции - стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.

Важно: В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты - бурные кратковременные эмоции.
        * Аффект - обладая свойствами доминанты, тормозит другие психические процессы и «навязывает» определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» решения ситуации (напр. бегство, агрессию), который оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях.


Память - способность к воспроизведению прошлого опыта:
 *Одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.
 * Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту чело-века, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.


Различают также:
* Произвольную память и
** Непроизвольную память.


По форме, в которой протекают процессы памяти, выделяют: 
* Моторную (или память-привычку),
** Эмоциональную (или аффективную, по выражению Т. Рибо - «память чувств»),
*** Образную и
**** Словесно-логическую.


Воля - сознательное регулирование человеком своей деятельности, требующей преодоления внутренних и внешних трудностей:
• В целенаправленных действиях человека проявляется его воля - сторона психической деятельности, получающая свое выражение в осознанных поступках.
• Волевые действия характеризуются наличием цели, а так же препятствий, трудностей, своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.


Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая:
• В целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений,
• В творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.
• Возникает и реализуется в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем.

Биологическим субстратом мышления является высокий уровень развития головного мозга, исторически сформировавшегося в процессе становления человека и общества:
• Мышление человека - протекает в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества.
• Мышление - отправляясь от чувств, опыта, преобразует их, дает возможность получать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны непосредственному эмпирическому познанию.
• Мышление - неизмеримо расширяет познавательные возможности человека, позволяет проникнуть в закономерности природы, общества и самого мышления.


Мышление - будучи сложным социально-историческим феноменом, изучается многими науками и отраслями научного знания:
• Теорией познания (в плане анализа соотношения субъективного и объектив-ного в мышлении, чувственного и рационального, эмпирического и теоретического и др.);
• Логикой (наукой о формах, правилах и операциях мышления);
• Кибернетикой (в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций в форме «искусственного интеллекта»);
• Психологией (изучающей мышление как актуальную деятельность субъекта, мотивированную потребностями и направленную на цели, которые имеют личностную значимость);
• Языкознанием (в плане соотношения мышления и языка);
• Эстетикой (анализирующей мышление в процессе созидания и восприятия художеств, ценностей);
• Науковедением -изучающим историю, теорию и практику научного познания);
• Нейрофизиологией (имеющей дело с мозговым субстратом и физиологическими механизмами мышления);
• Психопатологией (вскрывающей различные виды нарушений нормальных функций мышления);
• Этиологией (рассматривающей предпосылки и особенности развития мышления в животном мире).
 

Функции сознания:
Сознание человека не сводится к интеллектуальному (мысленному) отражению мира и эмоциональному переживанию отраженного:
• Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности человека, направленной на активное преобразование действительности.
• Составляющие сознания находятся в тесной взаимосвязи, функционируя, создают характерную направленность сознательной деятельности.


Комментарий:
Аспект 1:
•Главное  - достижения в научных исследованиях, философии, новых концепциях позволяют отметить последовательный подход к прояснению феномена ГЕНЕЗИСА СОЗНАНИЯ во всех аспектах сложности такой проблемы;
•Структура сознания выглядит так, как это возможно на сегодняшний день: довольно комплексно и даже в какой-то мере противоречиво.
•Это касается, прежде всего, в структуре сознания таких функций мозга как:
        * пяти органов чувств: Осязание, Обоняние, Слух, Вкус, Зрение.

 Важно: У человека девять чувств!,- а не пять:
• Пять — те, что всем нам известны, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание — были впервые перечислены еще Аристотелем.

Справка: 
По общепринятому мнению, у человека есть еще четыре чувства:
* Термоцепция — чувство тепла (или его отсутствия) на нашей коже.
** Эквибриоцепция — чувство равновесия, которое определяется содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе.
*** Ноцицепция — восприятие боли кожей, суставами и органами тела. Странно, но сюда не относится мозг, в котором вообще нет чувствительных к боли рецепторов. Головные боли — независимо от того, что нам кажется, — исходят не изнутри мозга.
**** Проприоцепция — или «осознание тела». Это понимание того, где находятся части нашего тела, даже мы не чувствуем и не видим их. Попробуйте закрыть глаза и покачать ногой в воздухе. Вы все равно будете знать, где находится ваша ступня по отношению к остальным частям тела.

ВАЖНО: Каждый орган чувств напрямую связан нервными окончаниями с головным мозгом и непрерывно подает сигналы. Мозг, в свою очередь, анализирует сигналы и выдает готовую информацию. Стоит обратить внимание, что мозгу крайне редко передается сигнал лишь одного органа чувств, а чаще всего комплексно.


Комментарий:
Аспект 1:
• Нет упоминания о самом важном посреднике сознания фрактальном проявлении параметра ВРЕМЕНИ  во всех процессах структурных особенностях формирования сознания.
• Феномен  «двойного отражения» / ДО достоин рассмотрения в следующем  Прологе, исходя из проявления «принципа  Множества».



4.Сознание и самосознание
*Источник:

 На основании определения сознания как формы отражения объективной действительности можно утверждать, что оно нацелено на внешние предметы:   
• Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входит непосредственно в круг предметов индивидуального сознательного опыта.
• Самосознание - выражается “неявным способом”, отражает самого себя и является своего рода личностной интроспекцией.
• Самосознание  -   это процесс, предполагающий выделение своего сознания в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру.

По мнению известного философа Нового времени Р. Декарта, самосознание - это единственное, в чем нельзя усомниться: 
• «Если я вижу какой-нибудь предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией, но то, что именно я воспринимаю окружающий мир и, соответственно, я существую, сомнений не вызывает».
• Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку.
• Следовательно, самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе общения, межкультурных взаимоотношений.

Самосознание можно рассматривать на различных уровнях:
1. первый называют самочувствием - элементарное осознание своего тела и его вписанность в мир окружающих вещей (это уровень восприятия);
2. следующий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве приобщенного к человеческому сообществу, культуре, социальной группе;
3. самый высокий уровень самосознания - сознание «я», как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, несущего ответственность за каждый свой поступок.

Феномен самосознания существует не только в различных формах и на различных уровнях, в философии рассматриваются так же механизмы самосознания.


К ним относятся:
• - идентификация - от лат. Identificare – отождествлять, как отождест-вление себя с некоторым существом по внешним и внутренним признакам, сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки;
• - атрибуция - от лат. Attributum – присовокупление,  неотъемлемое свойство, существенный признак самосознания, раскрывающийся в феномене проекции мира на себя, усмотрении внутреннего самостоятельного развивающегося процесса сознания;
• - рефлексия - от лат. Reflexio – отражение,размышление, самонаблюдение, анализ собственных мыслей и переживаний. Важно отметить, что рефлексия представляет собой не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно переделка самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут.


Комментарий:  Представим еще один взгляд на так называемый подход с позиции тезиса  совмещение граничных знаний / СГЗ.   


Этология и генетика поведения: некоторые гипотезы
****Источник: http://e-learning.onu.edu.ua/upload/Ethology.pdf

Важно:  Следует отметить различия между этологией и сравнительной психологией. Этологию можно противопоставить сравнительной психологии, которая также изучает поведение животных, но объясняет его с точки зрения психологии:
• Этология - возникла на базе полевой зоологии и эволюционной теории как наука о сравнительном описании поведения особи;

Этология рассматривает поведение животных в контексте того, что мы знаем об  анатомии и физиологии животного. в т.ч.- человека.
• Сравнительная психология рассматривает изучение поведения в сравнении с психологией человека;   

 Два этих подхода скорее дополняют друг друга, чем соперничают. К тому же на протяжении всего двадцатого века сравнительная психология в основном развивалась в Северной Америке, в то время как этология развивалась в основном в Европе, и это привело к различным акцентам в изучении.

Не представляет собой исключения и такая междисциплинарная наука как генетика поведения или – психогенетика.
Психогенетика — наука, раздел психологии, использующий данные генетики и генеало-гический метод.
Предмет психогенетики - взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств представителей животного мира и человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента).

Есть смысл проанализировать некоторые любопытные гипотезы, выдвигавшиеся в последние годы касательно детерминации поведения животных, в том числе – детерми-нации генетической. Известно, что в жизни животных огромную роль играют сложные врожденные формы поведения – инстинкты.


О гипотезах
1. Руперт Шелдрейк
Гипотеза - теория морфогенетических полей [56]. В середине 80-х годов XX века,  английский биолог  Руперт  Шелдрейк, выдвинул революционную идею.

Согласно его гипотезе:
• Все природные системы — от растений и животных до человека и весь человеческий социум, — обладают коллективной памятью, определяющей их поведение, строение и внешние формы.
• Причем связь определяется именно генетическим материалом – нуклеиновыми кислотами, являющимися материальными носителями наследственной информации. Разумеется, данное положение, в лучшем случае может вызвать улыбку.
Однако, дело обстоит не так просто.


2.Василий Янчилин
Гипотеза о возникновении Жизни [59]. Российский исследователь Василий Янчилин на основе квантовой механики сформулировал принципиально новую  идею.

Согласно его гипотезе: 
• Между всеми живыми организмами существует нелокальная связь на квантовом уровне, которая тянется из глубины времен с момента зарождения Жизни в мировом океане.
Таким образом, самосознание как составляющая сознания, представляет собой:
      * процесс проекции на собственную индивидуальность внешнего и внутреннего опыта,
      ** соизмерение этих компонентов с имеющимся социокультурным знанием и последующим запросом на самосовершенствование.

Комментарий: Исходя из представленных «Гипотезах о генетической детерминации», следует совершенно иной взгляд на т.н. РЕАЛЬНОСТЬ существования живой органики на планете Земля. Тем более, это в первую очередь касается самого яркого представителя - ЧЕЛОВЕКА!
****__________________________________________________



5.Проблема социокультурной природы сознания. Сознание и язык
*Источник:

Сознание и коммуникация
Природу и функционирование сознания невозможно понять вне исследования социокуль-турной его детерминированности.


Классическая философия изначально исходила из возможности индивидуального сознания, на которое совершенно не влияет общество, культура.

Сознание человека интерпретировалось  либо как данное свыше, либо как tabula rasa (чистая доска), которая заполняется в процессе индивидуального развития человека. Подобная модель понимания сущности и природы сознания может быть названа субстанциальной (разум - единственная предпосылка сознания и культуры).

Современная философия, исследуя сознание как социокультурный феномен, предлагает несколько подходов к решению проблемы:
1.Первый:
  * Генетический подход представлен трудовой теорией происхождения сознания, разработанной марксистской философией (К. Маркс, Ф. Энгельс):
    * Согласно этой концепции становление трудовой деятельности в коллективе вызвало необходимость в новом уровне психического отражения реальности, в установлении нового качества общения между индивидами с помощью речи.
    ** В первую очередь благодаря трудовой деятельности у человека сформировались высшие психические функции, способность к выработке понятий, к рациональному постижению мира с помощью абстрактно-логического мышления.
    *** Эволюция семейно-брачных отношений и появление первых форм нравственного регулирования (табу) создали предпосылки дальнейшего развития труда, формирования социальных программ поведения, общения и деятельности, культуры человеческого общества, РЕЛИГИИ.
2.Второй:
  • Функциональный подход - восходящий своими корнями так же к философии марксизма, трактует сознание как осознанное бытие, под которым понимаются реальные условия жизни людей в обществе, способ их жизнедеятельности. Согласно этому подходу, содержание сознания в итоге определяется социально-экономическими факторами, а структура и характер духовного производства задаются структурой общественно-исторической практики.
3.Третий:
  • Творчески-программирующий подход - представляет сознание в форме социокодов или семиотических конструкций, выступающих программами разнообразных актов деятельности по познанию и преобразованию человеком природной и социокультурной реальности, созданию мира человеческой культуры.

«Человек символический» («homo symboliens») по Э. Кассиреру прежде всего отлича-ется способностями к символической деятельности, за счет чего создается особая среда формирования личности -- знаково-символическая реальность, основная сфера творчества человека.
4.Четвертый:
  • Коммуникативный подход - обращен к исследованию сознания, проявляющегося в языке, который является универсальным средством коммуникации. Исходя из особен-ностей человеческого бытия, выраженного в мыслительной акции и коммуникативном существовании, философы, придерживающиеся данного подхода в решении проблемы природы сознания, считают, что сознание имеет социокультурные истоки и тесно связано с языком.

Важно: Язык трактуется как:
• система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе;
• система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию.


Очень важно:
• Классическая философия, связывая феномены сознания и языка, и рассмат-ривая последний как объективную реальность, внеположенную человеческому сознанию, акцентировала внимание на проблеме соотношения мышления и языка.
• Постклассическая философия в ходе так называемого «лингвистического поворота» в первой половине XX века (неопозитивизм, феноменология) по-новому осмыслила статус языка, трактуя его как творческий процесс, определяющий духовное бытие индивида и фактически тождественный ему.
• Впрочем, осознание преувеличения роли языка в проблеме сознания приводит постмодернистскую философию к увлечению идеями текста (именно текст, согласно постмодернистской философии, демонстрирует сложность и комплексность проблемы сознания; текст существует как «многослойная» конструкция», связан с его интерпретациями).

Безусловно, значение языка для понимания сущности и содержания нашего сознания невозможно переоценить. Язык служит средством для образования и выражения мысли, выступает как универсальный культурный механизм сохранения и трансляции информации.


Язык и речь
Оформлены в соответствии с принятыми в социуме правилами:
• словесная деятельность,
• в которой конкретизируется язык. 

Язык реализует себя посредством речи. Однако, по отношению к последней, он является более фундаментальной структурой, обеспечивая коммуникацию (от лат. Communicare - делать общим, сообщать) в системе «человек-среда», «человек-человек». Язык предполагает общение, взаимодействие. Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс во всем многообразии его форм.  Источник:  см. философия по ред. Зеленкова А.И. - Мн., 2003, с.150.


Широко распространено разделение коммуникации на:
• лингвистический (вербальный),
• просодический (мелодический, ритмический, тембральный, временной,
        звуковысотный) и
• кинезический (мимический, жестовый) компоненты.

Исследования показывают, что для достижения взаимопонимания необходим целостный анализ информации, поступающей по всем трем каналам. Посредством языка жестов, например, можно не просто передавать определенные сведения, но и дезавуировать, отрицать параллельное вербальное сообщение.

 Например, так называемый “язык тела” или кинезика предшествовал вербальной коммуникации: 
• Минимальной единицей жестового языка является херема (греч. Hejr - рука), число которых сравнимо с числом фонем звукового языка.
• Кинезические единицы могут быть врожденными и социально обусловленными.
• Кинемы первого типа употребляются индивидом непроизвольно и сходны с аналогичными у высших приматов.

 Знаковый характер социальной коммуникации отнюдь не означает возможности ее сведения к об-мену речью. Знаки, в том числе словесные, не только “замещают” реальные объекты, но и задают программу деятельности и поведения своим истолкователям. Иными словами, знаки не просто ментальны - они коммуникативны по своей природе и функциям. Через разное сочетание знаков задаются алгоритмы “коммуникативных игр”.

Играя коммуникативными знаками, вводя их в те или иные связи (смысловая информация кроется именно в этих связях) и, преобразуя согласно замыслу общения накопленное знание, люди формируют знание более высокого порядка тексты.
Коммуникация - изначальный феномен человеческого бытия.

Коммуникация играет важную роль в становлении сознания.  Вне её невозможно человеческое бытие.

“Мы суть то, что мы суть, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид”. Человеческое бытие - всегда “бытие с другим”. Источник: Гайденко П.П. Человек и история в свете “философии коммуникации” К.Ясперса. - с.110


Немецкий ученый К.Ясперс, анализируя процессы коммуникации, предлагает свою систему (уровни) коммуникации, каждому из которых соответствует определенный уровень человеческого “я”:
• Эмпирическое “я”: это “я”, отождествляющее себя (и “я” других людей) с природным телом.
• Эмпирическое “я” подчинено инстинкту самосохранения, стремится к удовольствиям и избегает страданий, преследуя утилитарные цели.
• Эмпирический индивид относится к другим людям как к средству для удовлетворения своих потребностей.
• Потому и общение индивидов на этом уровне является не целью, а только средством для:
* самосохранения,
** безопасности,
*** наслаждения;


Сознание вообще:
• На этом уровне “я” осознает себя носителем знаний.
• Рассудочное “я” мыслит категориями, научными понятиями, стремится к правильности мышления и поведения, подчиняется общезначимым нормам.
• Индивиды на уровне “сознание вообще” различаются между собой:
* количеством усвоенных знаний, а
** “качественно” все считаются равными;
*** общение между ними основано на формально-правовом принципе “равенства всех пе-ред законом” и представляет собой “обмен мыслями”;


 Наиболее глубокий уровень “я” - четвертый, это - экзистенция. Этому уровню соответствует экзистенциальная коммуникация:
• Экзистенция определяется как свобода, но свобода, отличная от природной или рассудочной детерминации, от неограниченного произвола.
• Подлинно свободный выбор поступка определяется “зовом экзистенции”.

Встает вопрос: каким образом можно отличить последний от “голоса” плоти или рассудка? Свободу Ясперс истолковывает как глубоко личную (не природную, не рассудочно-всеобщую) необходимость, сопряженную с разумом, который выступает противоядием по отношению к крайностям рационализма и иррационализма.

Итак, общение с другими - единственный способ обнаружения своей экзистенции не только для других, но и для себя самого. Проще говоря: когда я “открываю душу” другому человеку, я и сам себя начинаю лучше понимать.

Очень интересно:
В коммуникации одной экзистенции с другой мы каким-то особым чутьем взаимно проникаем друг в друга, сопереживаем и воспринимаем другого как ценность ; не только за его телесные достоинства или за его знания и ум, или за ту роль, которую он играет в обществе, но за нечто неуловимое, существующее сверх того (порой мы ценим и любим человека “вопреки всему”. Именно в такой коммуникации наши незримые, необъективируемые экзистенции проявляют себя друг для друга как реальность.

Мир отношений возможен, по мысли Бубера, в трех сферах:
• первая сфера - жизнь с природой,
• вторая - жизнь с людьми,
• третья - жизнь с духовными сущностями.
Важно: В первой сфере отношение еще не доходит до уровня языка, во второй оно принимает речевую форму, а в третьей оно по форме безмолвно, однако “порождает язык”.

В процессе коммуникации человек устанавливает осмысленные и интуитивные связи, тем самым выстраивая модель взаимосвязи и взаимопроникновения:  сознания – поведения - деятельности:
• Деятельность - специфически человеческая форма активности, акт взаимодействия целеполагающей свободной воли человека и объективных условий существования.

Важно: Важнейшая особенность деятельности определяется освоением и преобразова-нием окружающего мира в интересах людей. В данном контексте в структуре деятель-ности выделяют объектную (предмет, продукт, орудие деятельности) и субъектную (целеполагающее действие) составляющие.

• Поведение - тесно сопряжено с мыслительной деятельностью человека, являясь взаимодействием с окружающей средой, посредством внешней (двигательной) и внутренней (психической) активности.

Целью философского исследования поведения становится:
* выявление общих и специфических закономерностей, 
* механизмов взаимодействия материальных систем с окружающей средой, определением роли биологических форм отражения (раздражимости, чувствительности, психики, зачаточного интеллекта),   
* сознания человека в регуляции поведения. С помощью поведенческих навыков человек приспосабливается к природным и социальным условиям существования.
Тема сознания остается одной из самых сложных и противоречивых в философии.


Вопрос «что такое сознание?» во многом и сегодня является открытым для философского и общенаучного поиска, стимулируя новые идеи и интерпретации социокультурной обоснованности сознания, его структуры, связи с поведением и деятельностью.

 Примечание: полная версия сокращенного текста «Пролог №4.2.»  (22 стр.) предоставляется на условиях запроса для сотрудничества.




 
Автор:
Александр Шутов
15  октября  2019г.

Примечание:  все ссылки и цитаты  на источники информации,  которые  приведены в статье,  полностью соответствуют авторским определениям. Отдельные тексты имеют ссылки в полной версии текста документа исследования.