Глава 2. Образ и подобие Божии

Владимир Константинович Белодед
Священное Писание так написано, что в нём нет лишних или второстепенных слов, которые были бы употреблены для яркости или красочности выражений. Его аллегории, притчи, метафоры по изложению своему строго выверены с мерой того содержания, которое в них вложено.

Бог есть Слово, и каждое слово Его Писаний, как драгоценная чаша, куда налит дорогой напиток – напиток знания, причащаясь к которому, мы причащаемся к телу и крови Христовым.

На этот раз мы рассмотрим два слова, взятые из Писаний, – «образ» и «подобие», содержание которых имеет непосредственное отношение к тайне Творца и его главного творения – человека.

В Бытии написано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). Но вначале мы узнаём, что Бог прежде сказал: сотворим человека по образу и подобию Нашему, а здесь сказано, что сотворил Бог человека только по образу Своему. А где же подобие Его, и кто будет творить по подобию?

Когда Бог сотворил человека из праха земного, Он, как написано, вдунул в лицо его дыхание жизни, после чего человек стал душою живою.

Дальше мы узнаём, что Бог первых людей поселил в Едеме, где насадил для них рай и предупредил их, чтобы они не ели плодов от дерева познания добра и зла, ибо, вкусив от него, они смертию умрут. Переведём смысл написанного: Слово (Бог) говорит разуму (человеку), что плоды этого знания принесут ему смерть. Оно, добро, дало человеку дыхание жизни, а зло, которое содержится в этом знании, несёт смерть.

Но когда Адам с Евой нарушили запрет и съели плод от этого дерева, у них открылись глаза, и они узнали, что они наги, и Бог сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» (Быт. 3:22). Бог-Слово говорит: «один из Нас», значит, их двое: добро и зло. Добро – это образ Божий, а зло – Его подобие. Бог предупредил человека, что он смертию умрёт. Что же это за смерть постигла Адама? Ответ находится в Писании, ибо Писание так написано, что само открывает ищущему свои тайны.

«Помышления плотские суть смерть», – говорит Апостол Павел (Рим. 8:6). «Жало же смерти – грех, а сила греха – закон» (1Кор. 15:56). Нарушая постановление Божие, Адам совершает грех, а грех рождает смерть.

Читаем у Павла дальше: «Помышления духовные – жизнь и мир» (Рим. 8:6).

Слово, которое есть Божий образ, вдохнуло в Адама дыхание жизни, или помышления духовные, которые есть добро и жизнь. Вдохнуло в разум, чтобы он жил и рос, и был свободен творить добро. Но разум, нарушая завет Божий, оставляет свободу творить добро и погружается в помышления плотские, в грех, и служит подобию Его. «Живущие по плоти Богу угодить не могут, – говорит Павел, – ибо, если живёте по плоти, то умрёте… Плотские помышления суть вражда против Бога…» (Рим. 8:7,8,13).

Итак, жизнь и смерть, казалось бы взаимоисключающие друг друга противоположности, живут в Слове, которое есть Бог. Слово сотворило разум, чтобы в нём жить, и разум должен Ему повиноваться. Но говорит Павел: «… как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства… И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку…» (Рим. 1:23,28).

Библия открывает нам, что Бог есть Слово, и Он имеет в Себе образ и подобие Самого Себя. Образ Божий и подобие Божие противоположны друг другу, и каждый обладает своими качествами, имеет своё царство и своих жителей. И место их обитания в разуме человека. Дальше мы с вами убедимся в этом.

Когда Иисус Христос благовествовал Царство Небесное, Он говорил притчами:

«… Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём…»
«… Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём…»
«… Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяв положила в три меры муки, доколе не вскисло всё…»
«… Ещё подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому в поле…», «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин», «неводу, закинутому в море…» (Мф. 13:24, 31, 33, 44, 45, 47).

Христос – Царь Царства Небесного, и Он как образ Бога Живого хорошо знает Свои владения. Но как донести это знание до плотских людей? Нужна доступная форма, и Он использует притчу как покрывало и, выстраивая целый ряд подобий невидимого через видимое, раскрывает внутреннюю сущность Своего учения. Он одевается во внешние одежды. Образ самого учения – во Христе, а притчи как внешнее покрывало – это Его подобие.

Так и все Священные Писания на внешнем уровне – притча, иносказание, лишь подобие тех глубоких знаний, которые положены в них Духом Божиим через подготовленных для этого святых человеков.

Так и Бог, живущий в глубине Писаний как образ невидимый, даёт человеку познать Себя через Своё подобие. Образ Его – это единая жизнь, которая наполняет собой всё, что есть, но человеку она являет себя через множество внешних форм, в многообразии внешних знаний, учений, мыслей, слов.

И человеческий разум сначала поселяется во внешнем, не ведая, что это всего лишь покрывало внутреннего, и принимает его за самоё жизнь.

Мышление духовное и мышление плотское как образ и подобие Божии входят в человека вместе и начинают его творить. Но Адам перстный, сотворённый из праха земного, ближе к помышлениям плотским. Он ещё не созрел для жизни по духу. Поэтому он должен в поте лица своего возделывать свой плотской разум, чтобы подготовиться к принятию духа.

Змей древний, который есть выразитель подобия Божия, приступает к Адаму, чтобы вырастить его в прахе земном (помышлениях плотских) до полноты подобия. И вот когда эта полнота совершится, приходит Сын Божий, чтобы открыть в Адаме образ Бога Всевышнего.

Дерево познания добра и зла – это закон противоположностей, через которые Адам перстный, созданный из праха земного, проходит путь совершенствования до Адама Небесного – Христа, Который есть образ Бога невидимого.

Многими скорбями приходится идти человеку, чтобы войти в Царство Небесное. Внешнее улавливает его в свои сети и держит до тех пор, пока у него не откроются глаза, и он не увидит, что он наг, что то, чем человек до сих пор жил, – тлен, иллюзия, жалкое подобие истинной жизни. И вот когда он это осознаёт, только тогда сможет, прилагая много усилий и трудов, встать на путь познания образа Бога. Но вы знаете: то, что трудно достигается, то и ценится дорого.

Мы не можем сразу получить царство знания, наш ум должен окрепнуть сначала на периферии его. Высокие знания мы получаем по малой крупице и становимся подобными купцу, который ищет хороших жемчужин и, найдя их, дорожит ими.

Царство Божие – это мир истины, а подобие – лишь тень его, отражение образа. Внешний плотской разум живёт в этом отражённом мире и здесь проходит длительную подготовку, прежде чем войти в духовный мир.

«… Моисей, которого Господь знал лицом к лицу», близко стоял к образу Божию. На горе Синай Господь сошёл к нему в облаке и остановился там близ него. И когда Моисей сходил с горы, и его руке были две скрижали откровения, «лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним». И боялись к нему подойти и Аарон, и все начальники, и Моисей вынужден был полагать покрывало на лицо своё.

Моисей хотел бы ещё ближе увидеть лицо Господа и просил Его: «Покажи мне славу Твою. И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою… и потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:18-20).

«Бога никто никогда не видел, – говорит Иоанн. – Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает… Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1Ин. 4:12,15).

Человек не может видеть лица Божия, потому что увидеть его можно только тем лицом Божиим, которое уже есть в человеке, но тогда человек уже становится Богом. Моисей близко стоял к образу Божию, и сияние лица Божия в нём было нестерпимо для сынов Израилевых, потому что для ума народа те глубокие знания, которыми обладал Моисей, были как ослепительный свет, и Моисей был вынужден одевать эти знания во внешнее покрывало.

Таким образом, человек постигает образ Божий постепенно – вначале через отражение Его; и достигает полноты Его сначала в подобии Его.

Но человек не оставался в подобии навечно, Бог всё предусмотрел и установил такой порядок, который неуклонно ведёт к совершенству. И когда свершится полнота зрелости на внешнем уровне, Бог пошлёт человеку искупителя, Сына Своего Единородного.

Когда Иисус Христос пришёл в мир, подобие к тому времени заполнило собой все умы израильского народа, так что Сыну Божию негде было преклонить головы Своей. Народ Божий развратился, ум его увяз в букве закона и был мёртв перед Богом. Образ Бога в их уме заслонило подобие и насадило в нём всё смертное.

Христос пришёл, чтобы спасти погибшее, оживить его и показать путь к истине. Но как это сделать, как вывести народ из подобия к образу, как показать ему, что то, в чём он так крепко обосновался, – тьма по сравнению с истинным светом, грех и зло в очах Божиих?

Чтобы явить Себя миру, Сын Божий облекает Себя в подобие, берёт на Себя его греховную плоть, создаёт в нём полноту образа и низвергает сатану с небес, тем самым лишая подобие власти над человеком. Войдя в подобие, Он устраняет его образом Своим, как свет устраняет тьму.

Апостол Павел говорит: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек…» (Флп. 2:6,7).

Все человеки пребывают в подобии, и ни в ком нет образа. Став подобным человекам, Христос мог сказать людям, что подобие – это смерть, что это зло и невежество, что они слишком засиделись в нём, обросли нечистотами. Пора помыться в бане водной посредством Слова и выходить на свет. Та жизнь, в которой вы пребываете, – это рабство тлению, но есть и другая жизнь – жизнь вечная, нетленная.

Взяв на Себя подобие, Христос несёт его на крест и распинает. И как говорит Апостол Павел: «… Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нём» (Еф. 2:14-16).

Другими словами, Христос примирил в Себе образ и подобие, внутреннее и внешнее, определив внешнему своё место по отношению ко внутреннему.

Сотворённый из праха земного, Адам стал старыми мехами, в которых могло помещаться лишь буквальное знание, как старое вино. Образ Божий, как новое вино, вливается в новые мехи. А новые мехи для дыхания Божия создаются через рождение от духа. Рождённое от плоти есть плоть, рождённое от духа есть дух.

Иисус Христос известил, что для того, чтобы войти в Царство Небесное, надобно родиться свыше.

Никодиму Он говорит: «… Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Итак, чтобы выйти из подобия и отряхнуть прах с ног своих, надо родиться от Духа. Как можно родиться от Духа? Слово Божие есть Дух Животворящий, и когда мы вкушаем от него и питаемся им, в нашем разуме рождается духовный ум, который надо заботливо выращивать и пасти его в Писаниях, но не на внешнем уровне, а глубже, где открываются духовные знания – сначала как молоко и манна, а затем как хлеб небесный.

Священное Писание представляет нам два образца жизни: один по подобию Божию, а другой – по образу Его. Жизнь в подобии Бога выражает Адам перстный и вся его родословная до Христа. Образ Бога невидимого выражает Адам Небесный, Господь с неба.

Богу угодно было явить миру подобие Своё через Своё творение, а образ Свой – через Единородного Своего Сына.

И каждый из нас находится на той ступени подобия, до которой дорос. Приходя к Священному Писанию, мы, как и Адам, получаем дыхание жизни, но подобие улавливает нас и начинает творить нас по подобию Божию. Господь же приглашает: приходите ко Мне все утруждённые, Я воскрешу вас из мёртвых.

Пока нам не откроется, что внешнее – это лишь покрывало внутреннего, лишь подобие небесного мира, мы не сможем открыть для себя и в себе, что мы, почитавшие себя духовными и мудрыми, пребываем в смерти, и что мы, проклинающие дьявола, – его дети, сыны погибели. И нам надлежит принять Сына Божия как воскресение и как путь к жизни по Богу духом. Апостол Павел прямо об этом говорит: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2Фес. 2:3).

У Апостола Павла в Послании к Римлянам есть такие слова: «… тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению…» (Рим. 8:19-21).

Вы помните, что Бог привёл к Адаму всю тварь, имеющую душу живую, и повелел ему, чтобы он обладал ею и господствовал над ней. «И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Быт. 2:20).

Но когда Адам принял всё внешнее, то есть поселился в подобии Божием, он смертию умер и отдался в рабство тлению, а вместе с ним отдалась тлению и вся тварь, которая была уже в нём. Непослушание, или грех, вошёл в Адама и заполнил всю тварь, и она, по словам Павла, страдает и мучается аж доныне. Так что не только мы, но и всякая мысль, живущая в вас, как живая душа, ожидает освобождения из плена подобия.

И это спасение приносит только Христос. В нас вся тварь порабощена подобием, а во Христе Иисусе вся тварь освобождается. И мы с вами должны прийти ко Христу, пройти через Его смерть и Его воскресение и получить жизнь себе и всякой твари.

«Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь», – говорит Христос (Ин. 6:63). Только посредством Его Слова будет разрушено царство тени смертной. Здравое учение Господа нашего Иисуса Христа, свет истинный, сшедший с небес, обнаружит все наши заблуждения, фантазии и невежество.

У пророка Иеремии есть такие слова:
«… так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечёшь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним» (Иер. 15:19).

Уста Божии изрекают истину, но когда истина изречена, она заключается в мысли и сразу же приобретает покрывало, в котором отражено её подобие. И оно начинает работать и творить свой иллюзорный, ложный мир.

Все пророчества, пока они не произнесены, они истинны. Но когда они произнесены и записаны, они облечены во внешнее, которое стремится пленить ум своим буквальным смыслом. Внешнее, каким бы красивым оно ни было, оно ничтожно в сравнении с истиной. Духовный человек извлечёт из ничтожного драгоценное, а плотской и в духовном увидит только плотское.

Слово внутреннее, неизреченное, как святилище, принадлежит Богу Всевышнему и хранит Его вечный, нетленный образ. Слово внешнее, как пар, являющийся на малое время, принадлежит богу века сего и хранит в себе лишь отражение вечности. Но надобно знать, что Слово вечное всегда одевается во внешнее, потому что духовный мир не может по-другому явить себя человеку.

«Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9).

Священное Писание предлагает нам вкусить Слово Господа – вечное, неветшающее, полное благодати и истины. Вкусить – значит исполнить, войти в тот мир жизни, который несёт Господь.

Есть два способа вкушения Слова Божия: первый – это извлечение знаний через исследование, второй – выращивание жизни от Слова через сеяние.

«… Отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души», – говорит Апостол Иаков (Иак. 1:21).

К познанию Слова Божия люди приходят разными путями. Истинный путь предусматривает, чтобы человек в кротости и смирении взял в себя насаждаемое слово, которое возрастёт в нём жизнью новой и откроет всякое познание о себе.

Но есть другие пути познания, идя которыми, человек растворяет слово ради познания знания, лежащего в нём, но жизни от этого процесса не обретает. Через исследование без проживания обретается смерть, через рождение – жизнь.

«… Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти», – говорит Апостол Павел (Рим. 8:2).

Итак, Слово Господне содержит в себе закон духа жизни, и этот закон есть спаситель наших душ от закона греха и смерти. Душа человеческая от начала наполнена жаждой жизни и ищет того, кто наполнит её этой жизнью. Но, не имея истинных знаний, она долгое время блуждает во всём внешнем, как блудница, вверяя себя ложным учениям, в которых царит смертоносная буква, привязывающая душу к плоти.

Не зная и не находя Господа своего, она связывает своё тело с подобием и живёт в браке с ним, рождая ему сыновей погибели. Но наступает время, когда измученная бременем сего тела смерти (своих плотских знаний), душа возопиёт к Господу, чтобы Он освободил её от закона греха и смерти.

И Господь посылает ей Слово Своё, как семя, которое она должна принять и вырастить в себе новую жизнь – чадо Божие; и только через это чадо спасётся душа, потому что чадо это – Сын Божий – имеет в себе образ Бога Всевышнего.

Мы живём с вами в мире внешнем и ещё долго будем пользоваться земными понятиями и словами, привязанными к материальным вещам. Но мы должны знать, что Слово Божие, поселившись в плотском человеческом разуме, рождает духовный ум, который будет наследником вечной жизни, исходящей из совершенного, неразрушимого, непреходящего мира, где обитают сущности совершенные, без всякого недостатка.

Вводя в мир Сына Своего, Бог взвесил и измерил Его так, что был удовлетворён Им, и предложил Его человечеству ко спасению, показав в Нём совершенство Своё для человеков и путь к Себе. А путь этот в том, чтобы человек посеял в своём разуме семя Божие и вырастил в себе совершенный образ жизни, положенный во Христе Иисусе.

Слово нетленное есть Дух жизни. Дух вмещает в себя всякое совершенство. Он – вечен, а мы – временны. Дух Божий – Творец и Создатель, и Он пребывает во всех Своих творениях. И мы, Его творения, носим Его в себе, но не познали Его, а Дух Божий хочет, чтобы мы познали Его и стали совершенными, как Он.

Рождённое от Духа есть дух и стремится к образу Божию. Слово же тленное есть дух смерти. У Матфея читаем: «… Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16:22‚23).

Сатана есть слово тленное и несёт в себе жизнь человеческую и заботится о плотском. Он есть подобие или тень Божия. Он – владыка царства тени смертной, и всё, рождённое от него, – смертно и нарекается в Писании чадом погибели, или чадом греха, духом нечистым.

В Псалмах о тех, кто живёт временными ценностями, написано так: «Как овец, заключат их в преисподнюю: смерть будет пасти их» (Пс. 48:15).

Ум, пасущийся в Библии на лугах плотского знания, пасётся смертью, он мёртв и пребывает в преисподней. Но он может встать и воскреснуть из мёртвых. Для этого надо перевести его на луга жизни, и тогда тленное облечётся в нетление, а смертное – в бессмертие. И как сказано у Павла: «Поглощена смерть победою» (1Кор. 15:54).

Итак, из всего сказанного необходимо понять следующее. Бог есть Слово. Слово постоянно творит человеческий разум, чтобы в нём жить. И чтобы свой невидимый образ явить человеку, оно облекается в образы видимые и уподобляет себя тем вещам, через которые человек мог бы приблизиться к нему.

Богу было угодно создать человека по образу и подобию Своему, чтобы через познание подобия Божия человек мог прийти и к самому образу.

Но человек, уйдя в подобие, потерял из виду сам образ и начал обосновываться в подобии, как единственно реальном месте своего бытия.

Когда подобие приобрело человека, и человек стал жить в нём, то он произвёл на свет великое множество заблуждений и всякой нечистоты. Стараясь создать в подобии всякие удобства для жизни, человек породил много зла и тем самым осквернил подобие Божие. Предоставленный самому себе, без Бога в сердце, он погряз в собственных нечистотах и не выберется из них, пока не забрезжит в его сознании положенный в него от начала образ Божий, и не придёт он к Святым Божиим Писаниям, чтобы напиться из источника чистого и животворящего. И сначала будет он долго ходить умом своим плотским по Писанию, как по пустыне, ибо и здесь его встретит лишь подобие истины. Но великая жажда жизни выведет его на земли, текущие молоком и мёдом, а затем к Тому, Который есть источник воды, текущей в жизнь вечную.

И вы должны также понять, что образ и подобие Божии прекрасны, когда они в Боге. Бог не творил ни зла, ни смерти. Зло и смерть сотворил сам человек по слепоте своей и неведению. Но Бог всемилостив и любит творение Своё, поэтому Он послал в мир Сына Своего Единородного и в Нём показал человеку истинный образ жизни.

Христос, освобождая душу от всего того, что произвело человеческое нечестие, ничем не оскверняет образа Божия. Чтобы дать людям Царство Небесное, Он облекает его в прекрасные формы, и Сам, облекшись в тело подобия, являет в Себе единый образ Отца Своего Небесного.

Через человека Бог проявляет Себя как Творец, и как Творец Он становится очевидным в образе Своём и подобии. Но наступает время, когда Бог открывается человеку как любящий Отец, и нетленный образ Его открывается в сердце человека, рождённого свыше.

И каждому человеку по мере достижения им зрелости в подобии предлагается родиться от Духа Божия и стать новым творением во славу Сынов Божиих. Познавши это, пусть каждая душа будет сознательным сотворцом у Бога и подготовится для принятия внутрь себя Божественной жизни. Аминь!