Любовь как лекарство

Валерий Олейник
                Художник  Анастас Голованов жил на первом этаже пятиэтажного дома в Зеленом переулке одного из городов Золотого кольца.
            Окна его квартиры выходили во двор, где находилась детская площадка с песочницей, палисадник со старыми кленами, под ветками  стоял стол, две скамейки , рядом клумба с цветами и кусты сирени.

              Голованову исполнилось сорок лет, он проживал один в трехкомнатной квартире, превратив зал в мастерскую , стены от пола до потолка завесив  картинами, в помещении пахло растворителем и льняным маслом.
             Холсты и подрамники выставлены на полу, вдоль стен. Два мольберта, на одном стоял чистый холст, а на втором находилась  картина, закрытая тканью.

              Анастас, высокий худощавый мужчина с правильными чертами лица, открытым лбом, длинными волосами, нос с горбинкой, выступающими скулами и слегка впалыми щеками.

             Губы художника напоминали изгиб, свойственный аристократическим натурам, имел капризно- пренебрежительное выражение,  нижнюю губу Голованов постоянно выпячивал, зато глаза смотрели внимательно и колюче.

            Со временем  привычка выпячивать нижнюю губу настолько в нем укоренилась, что превратилась в постоянно носимую маску, снимал которую Голованов в исключительных случаях, находясь в ванной перед зеркалом.

              У художника  имелся  пунктик - Анастас заикался, из-за этого он замыкался, уходил глубоко в себя, ограничивая контакты с внешним миром. Когда мальчику было пять лет он сильно испугался, оказавшись в больнице, в стационаре, ночью в туалете мальчику показался призрак, от полученного испуга развился логоневроз. Грамотного лечения не было, мама водила малыша по бабкам и экстрасенсам, отдавая последние деньги.

                Отношения с женщинами у него не складывались.  Голованов один раз был женат, совместная жизнь не сложилась, брак длился не долго, через год  молодые расстались, но послевкусие от неудачного брака долгие годы преследовало художника.

             Как настоящий художник Голованов оставался романтиком и мечтателем. Эта часть его натуры отразилась на  творчестве, Анастас писал порывисто и резко, от длительных раздумий образы возникали в голове выстраиваясь в сложную  композицию картины.

После того  как сюжет сложился в голове, представляясь основной идеей, Голованов его детерминировал, раскладывая на детали до состояния конструктора, похожий на набор «Лего» , оставалось сложить вместе все пазлы, тогда они приобретали форму и цвет.
            Работы автора, выполненные на высоком художественном уровне,  узнаваемы на выставках, творческий почерк художника нравился ценителям живописи, которые в один голос утверждали, что Голованова ждут медные трубы.

            Мать мальчика называла сына Стасиком, в паспорте художника фигурировало имя Станислав, а вот отец всегда называл сына Анастасом, со временем все привыкли, даже в сорок лет художник представлялся Анастасом, навсегда забыв о Станиславе.

            В соседнем подъезде хрущёвки жила молодая симпатичная женщина, Ирина Мелова.
            Ирина жила с родителями, работала преподавателем в институте прикладной физики.

           Уже несколько лет Голованов думал о соседке, тайно в неё влюбившись.
           Это случилось после их первого разговора, когда Анастас помог донести тяжелый чемодан до квартиры Меловой.

           Тогда Ирина вернулась из отпуска, таксист не смог подъехать к подъезду из-за ремонта дороги, выгрузив чемодан возле кучи песка.
Проходивший мимо Голованов помог Ирине, девушка мило улыбнулась.

            - Спасибо, вы меня выручили, не удержалась купила красивый сервиз, но он оказался такой тяжелый, - произнесла соседка.
            Тяжесть чемодана почувствовал и художник, но ответив на улыбку,  кивнул головой и вцепился двумя руками в ручку. Груз Анастас  понёс, напрягая руки и спину, краем глаза наблюдая за женщиной.

            Ирина, уставшая с дороги, шла молча, красиво ставя ножки, обутые в туфли на высоких каблуках. В руках она несла небольшую сумку и пакет. Выражение лица показалось Голованову нежным и милым.
            После этого случая  Анастас и Ирина при встрече  приветливо улыбались друг другу. Голованов всегда говорил односложно, подбирая слова, которые меньше всего влияли на его заикание.

           Ирина говорила непринужденно, рассуждая на разные темы.
Однажды она внимательно посмотрела на фигуру художника, на его одежду. Анастас перехватил взгляд и стушевался, поскольку понял, что соседка обратила внимание на его небрежность и неряшливость.
С тех пор Голованов не позволял себе выходить из дома в неряшливом виде.

            Женщина встречалась с бизнесменом, молодой мужчина, крепкого телосложения подвозил Ирину к дому на дорогой машине, мерседес подъезжал прямо к подъезду, Мелова целовала водителя,  выходила из машины, изящно ставя ножку на асфальт.
           Художник наблюдал эту картину  чувствуя ревность.
Он начинал хмурится и злиться на всех, а особенно на себя.

       Ему хотелось сблизиться с девушкой, узнать ее ближе, проводить время  именно с ней, милым существом, о котором художнику нравилось думать. Голованову хотелось выплеснуть свои чувства, поделиться своими мыслями с девушкой. Тяжело принимая тот факт, что Ирина принадлежит другому, - но любит ли она своего бизнесмена ?
         Полгода назад Анастас начал писать портрет девушки.

         Тонкая фигура, изящные руки, легкая и почти воздушная Ирина смотрела из картины своими большими глазами, внимательно и по доброму наблюдая за зрителем, полные губы приоткрыты в полуулыбке, бледная кожа, слегка розовая на щеках, волосы каштановыми волнами ложились на плечи.

        Руки ладошками сложены друг на друге, длинные, красивые пальцы с ногтями окрашенными в красный и желтый цвет, прикрывали бутон розы на зеленой, колючей ножке.
          Анастас тонко выписал детали портрета, девушка смотрела как живая, завораживая своим взглядом, в какой точке мастерской ты бы не находился.

          Голованов создал портрет и никому его не показывал, только сам подолгу любовался своим творением, его чувства к натуре зрели, он понимал, что это безответная любовь, а он сам превратился в тайного воздыхателя - вуйариста, постоянно бегающего к окну, наблюдая как она уходит и приходит с работы, как за ней приезжает бизнесмен, а в конце вечера привозит уставшую и счастливую, как они целуются на прощание.

           Анастас ненавидел этого бизнесмена, его Мерс, он начинал злится и на Ирину, но затем брал себя в руки и заставлял думать о другом, мысли путались и вновь возвращались к девушке.
          Художник снимал ткань с портрета, садился напротив и подолгу всматривался в образ.

          Иногда ему казалось, что таким образом он материализует портрет, его Галатея выйдет, в порыве нежности обнимет Голованова, их губы сольются в  поцелуе. Портрет становился источником силы умножающей возможности.
         Художник говорил с портретом вслух. Удивительное дело - в это время он не заикался, в  душе царило спокойствие и любовь.

           Творческий потенциал набирал обороты,  Анастас становился к мольберту, брал новый холст и начинал писать, у него открывалось второе дыхание, работалось легко, кисть опережала мысль, художник начинал месить краски, как заправский шеф-повар тесто для пиццы.

           Голованов сознательно вводил себя в замкнутый круг, он как белка впрыгивал в колесо,  с бешеной скоростью начинал его раскручивать, бег продолжался до тех пор пока силы не оставляли художника и он падал от усталости.
           Так продолжалось несколько месяцев,  однажды подойдя к окну Голованов увидел Иру, сидящую на лавочке в палисаднике.

           Девушка сидела спиной к художнику, ее спина ссутулилась, плечи дрожали, лицо она закрыла обеими руками и рыдала.
           На дворе стояла осень, было прохладно, двор перед окнами хрущёвки весь усыпан желтыми кленовыми листьями. Ветер проносил по асфальту снежную поземку, большая лужа от протекающей канализации покрыта коркой льда, на котором вышагивала ворона с расползающимися ногами, пытаясь проклюнуть лёд и напиться.

           Соседка сидела в легком пальто и тонких колготках.
           Увидев плачущую девушку Голованов выскочил из квартиры, в рубашке, испачканной краской, в домашних тапочках и коротких шортах.

            - Ирина, что случилось ? П-п-почему ты плачешь ? - сочувственно спросил художник, присев рядом на лавочку.
            Девушка отвернулась, продолжая рыдать, она не хотела идти домой, чтобы родители не видели ее заплаканной.

            - Хорошо, м-м-можешь не говорить, но уже холодно, ты замёрзнешь и заболеешь, я отсюда н-н-никуда не уйду, значит вместе с тобой заболею и я, мы будем болеть вместе, ты у себя дома, а я у себя, только за тобой будут заботится мама с папой, а за мной никто, только мой п-п-попугай Кеша, но он не сможет мне даже воды принести.

            - Скажи Ира, тебе м-м-меня не жалко ?
Ирина убрала руки, повернула заплаканное лицо к художнику:
            - Все кончено, он меня бросил.

            «Наконец-то, - подумал Голованов, - хоть одна приятная новость за последнее время» - художник разволновался и начал сильнее заикаться.
            - И-ира , п-п-пойдём ко мне, я напою тебя горячим чаем или кофе, и ты все р-р-раскажешь, п-п-поверь, сразу станет легче.

            Мелова поднялась, взглянула на художника и наклонив голову прошла к подъезду.
            - П-п-проходи  Ира, ты ещё не была в мастерской, у меня  т-т-творческий беспорядок, не обращай внимание, работа т-т-такая.

            - Не страшно, знаешь, что Эйнштейн сказал о беспорядке.
            - Н-н-нет, а что ?
            - Если беспорядок на столе, это значит он у тебя в голове, тогда что будет означать пустой стол ?

            Голованов улыбнулся: «-П-п-похоже Эйнштейн был наш человек»
            - Относись к беспорядку как к члену твоей семьи, - произнесла Ирина проходя в зал.
            - Значит м-м-моя семья - это я, п-п-попугай и б-б-беспорядок, - улыбнулся художник.

            Мелова прошла в мастерскую и огляделась, увидев свой портрет, стоящий на мольберте, женщина удивленно перевела взгляд с картины на художника.
            Голованов забыл, что портрет стоял открытый, сначала дернулся, но затем остановил себя: «В конце концов это портрет Ирины, пусть оценит»
            Девушка остановилась и долго всматривалась в себя, написанную художником.

            - Такой я себя ещё не видела, - заявила Ирина, - я не разбираюсь в живописи, но портрет мне очень нравится.
            - Если нравится забирай, ведь это твой портрет.
            Девушка молча продолжала смотреть.

            - Знаешь Анастас, я поняла, ты ведь не просто так его написал,
 правда ?
            - П-п-ра - ввда,  Ира, - заикаясь произнёс художник, он разволновался и когда говорил бил левой рукой себя по бедру, - я до-ллго писал, но ты в-в-видишь, что п-п-пол-лучилось.

             - Да вижу, - Ирина задумчиво смотрела на художника, - с твоей стороны это щедрый подарок, но я принимаю его, не могу отказаться и не хочу, ты меня удивил, если не сказать больше.
             Ира смотрела на Голованова, остатки туши для ресниц, размазанные под глазами выглядели синяками, делая вид девушки смешным и даже страшным.

            Анастас вышел на кухню,  вернувшись с салфетками.
            - В-в-вытри глаза, у тебя т-т-тушь  потекла.
            - Я знаю, - красные, опухшие глаза девушки смотрели с тоской и одновременно обнадеживающе.

            - Спасибо, что отвлёк меня, было действительно больно и обидно.
           - Хочешь п-п-пого-вворить об этом ? - спросил художник, - у меня есть коньяк, д-д-давай выпьем, уверен станет легче.

           - Я не против, - ответила девушка, - коньяк универсален как лекарство, он всем помогает, - Ира помолчав добавила, - в умеренных дозах.
             - Согласен, т-т-только дозы каждый определяет для себя сам, - произнёс художник, а сам подумал: « -Как же я ее обожаю»
           Коньяк расслабил и одновременно приблизил их друг к другу.

Анастас перестал заикаться, такое с ним происходило когда он говорил с близкими людьми.
          Ирина тактично молчала, женщина думала, что вызывая заикающегося собеседника на разговор, тем самым ставит его в неловкое положение, тогда она решила говорить сама:

         - Ты уже заметил, что я давно встречаюсь с Вадимом. Да это так, встречалась, но сегодня поставлена толстая, жирная точка, окончательная и бесповоротная, как говорил профессор Преображенский: « фактическая, броня, а не точка» Вадим женат, у него своя семья, а я как подвешенная кукла, которую дергают за веревочки, когда удобно хозяину.

          Ирина поджала губы, чтобы снова не расплакаться, глаза увлажнились, девушка с трудом удерживала слезы, художник оказался
первым человеком,  которому Мелова решила поведать свою историю.

         Анастас терпеливо слушал, вовремя подливая коньяк, ему было жаль девушку, одна его часть радовалась и ликовала, а вторая внимательно наблюдая, со скорбным лицом внимала рассказу и кивала головой.

         - Мы познакомились на строительной выставке, Вадим на своём стенде представлял продукцию фирмы, я с подружками проходила мимо, он меня остановил, начал рассказывать о технике забивания свай в мерзлую землю.

         -Мне было совершенно неинтересно, но я поймала себя на мысли, что мне нравится этот человек, есть в нем обаяние  Бреда Питта или Тома Круза, он артистично говорил, с апломбом расставляя ударение и смотрел мне в глаза как удав. Наверно в прошлой жизни я была кроликом, магнетизм его глаз меня заворожил, до сих пор нахожусь под впечатлением.

          - Наши отношения не имели перспективы, я это поздно поняла,  время ушло, птичка оказалась в клетке. Клетка оказалась золотой, но это была клетка, с закрытой дверью, ключ находился в руках одного человека ..., Вадима, он легко мной манипулировал, впрочем похоже я ему нравилась, возможно он даже любил, только это была любовь человека к своей игрушке, игрушка казалась удобная и безотказная.

           Ира замолчала, обида снова комом подкатила к горлу, губы задрожали и слезы выступили на глаза.
           Голованов протянул руку и погладил девушку по голове.
           - Д-д-давай сменим т-т-тему, Ира, выпей коньяк, полегчает.

           Мелова пригубила рюмку, взяла себя в руки, виновато улыбнулась, глядя на художника.
          В этот момент из угла мастерской донёсся голос попугая.
          - Кеша хорр-оший ! Хорроший Кеша !
         - Ты меня ещё не знакомил с попугаем, Анастас.
         Голованов подошёл к клетке,  открыл дверцу.

Попугай выпорхнул,  пролетел через комнату и важно опустился на стол.
          - Кеша это Ира, Ира, это Кеша, - с улыбкой проговорил Анастас.
          - Кеша любит Иру, - крикнул попугай голосом своего хозяина.
Попугай вспорхнул и присел на плечо Голованова.

         - Какой он смешной, и говорит хорошо, - удивилась девушка.
         - Это жако, п-а-попугай краснохвостый  или серый жако, они могут запоминать до полутора тысяч слов.
         - Да Кеша ? Кеша хороший ? - сказал художник.

         - Кеша любит Иру, - снова проговорил попугай, - хорошая погода.
         Кеша сидел на плече крутил головой и одним глазом наблюдал за девушкой.
         - Кеша, давай поцелуемся, - сказал Анастас, повернул голову и вытянул губы для поцелуя.

         Попугая перебирая лапками смешно перешёл ближе к голове хозяина, вытянул голову и щёлкая вложил чёрный клюв в губы Голованова.
         Со стороны сцена казалась смешной,  Ира снова улыбнулась.
          « Похоже целоваться со своим попугаем - это прикольно», - подумала гостья, но вслух сказала.

         - Забавная птица, она мне нравится, - выразила восторг соседка.
         - Мне тоже, правда Кеша.
         - Правда не имеет значения, ха-ха-ха, давай поцелуемся, - сказал попугай, вытягивая голову к губам хозяина.

         - Кеша любит целоваться, - обратился Анастас к своей гостье.
         - По нему видно, - улыбаясь произнесла Ирина, выпитый коньяк начал действовать, улучшив обоим настроение.

        Разница в возрасте  между художником и соседкой составляла десять лет, но они ее не чувствовали, оказалось что обоим интересно в обществе друг друга.

          « Какой он милый, как ему в голову пришла мысль нарисовать меня, - думала Ирина, неужели я ему нравлюсь ? Анастас наверняка
ко мне неравнодушен и почему он один живет ?»
          Ответ был очевиден, волна нежности накрыла Ирину, на минуту она забыла Вадима и с удивлением наблюдала за соседом.

          « Как же я раньше не догадалась, как приятно когда тебя любят, этот попугай все время говорит о любви, ай да Кеша ! Но ведь это художник его научил, - думала Мелова, ей было хорошо и уютно в мастерской, среди картин, в обществе Анастаса и этого попугая Кеши и среди беспорядка, третьего члена семьи художника.

            Анастас тоже почувствовал, как потеплел взгляд девушки, он вздохнул с облегчением и понял - ответное чувство, это всего лишь вопрос времени.


Валерий Олейник
Октябрь 2019