Цикл. Уникальные женщины мира. Леди с лампой

Анжела Конн
 Леди с лампой.

 Флоренс Найтингейл

1. А известно ли тебе, мой читатель, имя первой медсестры? До сих пор и мне оно не было знакомо. Незаслуженно забытое и обойдённое вниманием широкой публики... Несмотря на то что в мире не найдётся человека, который, как минимум, хоть раз в жизни не пользовался услугами медсестры? Благодаря справочным источникам восполняю наш общий пробел.
Пожалуй, из всех особ, упоминаемых в моём сборнике об уникальных женщинах мира 19 века, фигура Флоренс Найтингейл - самая противоречивая. Судите сами. Внешними данными не блистала, красотой не отличалась, однако вниманием и благосклонностью молодых людей обделена не была. Умением танцевать, поддержать светскую беседу и не пренебрегать развлечениями в высшем лондонском свете, она могла рассчитывать на весьма блестящую партию. 
Но дух противоречия, вселившийся в неё со дня появления на свет, разрушал все первоначальные замыслы, которые мелькали и исчезали под натиском этого искусителя. Она сама позже призналась, что в её жизни было два сильных искушения.
     Первое - искушение светской жизнью; второе - искушение любовью. Конечно, светская жизнь нравилась, но не настолько, чтобы принести себя в жертву ради модных салонов и звона бокалов, что отождествлялось ею с пустозвонством и позёрством при демонстрации нарядов и поверхностных суждений... 
Да и любовь не возникла. Чувство жалости к слабовольному и больному брату подруги и затем позже, гораздо позже, появившееся влечение к доктору Арчибальду Сноуфилду, не привели её к алтарю. И тут дух противоречия сыграл свою роль, шепнув на ушко: "Наоборот... Делай наоборот".
Флоренс занимало другое. Как-то с Мэй Смит, родной сестрой отца, впоследствии ставшей близкой подругой всей жизни, девушка посетила приют на окраине Лондона. Это был "работный дом" для больных бедняков.
Увиденное потрясло Фло! Больные, по три-четыре человека, лежали на одном грязном тюфяке из соломы, заразные с незаразными; врачи же в них видели подопытный материал для медицинской практики. 
Спившиеся женщины, неряшливые, грязные, опустившиеся на самое дно, больше ни на что не годные,  "ухаживали" за больными... Они просто просиживали на кроватях, не зная что делать, да и не в силах чем-либо помочь; зачастую, мертвецки пьяные падали на пол... Что-то перевернулось в сознании девушки... Скорее всего, страшная реальность показала ей путь, по которому она должна идти. Придя домой, Фло решительно заявила родителям о своём намерении работать сиделкой в больнице для неимущих...

2. Родители...Родители Флоренс - состоятельные аристократы... Поженившись в 1818 году, они решили свой медовый месяц провести в Италии. В солнечной стране, - спустя год близ Неаполя родилась старшая дочь, названная Парфенопой, в честь места рождения, а в 1820 году во Флоренции родилась Флоренс, названная этим именем по той же причине, - они провели три года. 
Обе девушки получили блестящее образование. Отец обучал их языкам, истории, философии, математике, другим наукам; мать - правилам хорошего тона, всему тому, что должна уметь и знать девушка высшего света. 
Семья много путешествовала. Во время поездок, из окошка роскошной кареты, Фло видела на дорогах бедняков, истощенных, измученных и грязных, одетых в лохмотья...Это огорчало её, удручало; жалость и смятение сжимали её отзывчивое сердце. В ней зарождался протест против несправедливости в обществе.
И вот после посещения "работного дома" в Лондоне она сообщила родителям о своём решении работать сиделкой... С матерью случился приступ. Сестра закатила истерику. Отец не разговаривал с дочерью несколько дней, а в светских гостиных Лондона обсуждали "милое чудачество" двадцатичетырёхлетней аристократки. 
В викторианскую эпоху женщина из аристократической семьи не могла, да попросту не имела права работать! К тому же сиделкой!  Одни возмущались, другие смеялись...Подобная реакция ещё больше укрепила её в правильности решения. Разве может кто-либо или что-либо остановить её, презирающую условности?! Напротив! Флоренс как-то сразу увидела тропу, по которой должна пойти, выбрав её не только разумом, но и сердцем... Светские правила её не волновали, не волновало и то, что её перестали приглашать в гости, а молодые люди перестали свататься. 
И вопреки всему она проработала в больнице четыре недели!

3. Родители бушевали. Однако внезапная болезнь кузин и бабушки, за которыми Фло с воодушевлением принялась ухаживать, чуть-чуть ослабила напряжение в семье, а ей сослужила неоценимую службу. Она набиралась опыта, но в то же время понимала, что профессиональных навыков, коими обязана владеть сестра милосердия, у неё нет. Девушка занималась по ночам, изучала доклады о гигиене, и полезную информацию заносила в записную книжку. Один документ восхитил её. Это был ежегодный отчёт школы дьяконис в Германии из городка Кайзерверте.   
Дьяконис от 18 лет и старше обучали сестринскому делу в течение трёх месяцев, затем три года женщины проходили практику в больницах. 
Ах, как запылали щёчки Фло...Это то, о чём она мечтала... Но как преодолеть сопротивление матери и сестры?! Если отец смягчился, то эти две оставались непреклонными. И надо же случиться, что в это время повторил предложение её давний знакомый, прося её руки и сердца - поэт и политик Ричард Милне, к которому благоволили сестра и мать. У них тоже была мечта - видеть Фло женой подающего надежды политика...
Но мы уже знаем, мой читатель, что с этой девушкой всё происходит не благодаря, а вопреки.
  Вопреки воле родных, всё-таки уехала в Германию. Тем более, что она окончательно решила не выходить замуж, чтобы не отвлекаться от своего жизненного предназначения.
 
    Вот это характер! Женщина  19 века! В то время, как все ровесницы только и думали о замужестве... Переживала ли она? Несомненно. Ричард ей так нравился...Всего-то! А как быть с подспудной силой, толкающей в неизведанное...
 
Лекции по медицине и практическая подготовка по уходу за больными в школе дьяконис впоследствии стали основой разработанной ею системы обучения сестёр милосердия. Спустя три месяца Флоренс вернулась в Англию, где ей предложили место суперинтенданта при клинике по уходу за больными леди.
Летом 1853 года Найтингейл оставила свой дом, поселилась в клинике и...дала волю своим мечтам! Она развила бурную деятельность, вводя новшества: звонки для вызова сиделок, лифты для доставки еды больным, и многое другое, что вызвало одобрение начальства и благодарность больных. Только мать не могла понять и простить дочь... А впереди Найтингейл Флоренс ожидало большое испытание. 
Сначала в Турции, затем в Крыму, где были развёрнуты английские госпитали!

4. Англия участвовала в Восточной войне. 
Появление Флоренс вместе с помощницами-монахинями в Крыму во время Крымской кампании в 1854 году в госпитале вызвало неодобрение врачей. Вначале им запрещали входить в палаты, поручали самую грязную работу...  Деятельная Найтингейл убедила руководство в том, что больные нуждаются в грамотном уходе, иначе антисанитария, нечистоты, крысы, нехватка белья и топлива обрекут раненых на гибель.
 "Леди с лампой", так поэтически прозванная больными, Фло обходила по ночам палаты, спасая раненых не только физически, но и духовно, разговаривая с ними, приободряя и вселяя надежду на выздоровление. Её чуткость, душевное тепло действовали на больных сильнее лекарств. Они её обожали...
А днём она увеличивала число палат, организовывала кухни и прачечные; за шесть месяцев добилась того, что смертность в лазаретах фантастически снизилась.
 В 1856 году на высокой горе в Крыму Флоренс поставила крест из белого мрамора в память о бойцах, врачах и медсёстрах, погибших на Крымской войне. На свои деньги... Леди со светильником!

 Вернулась Флоренс в Англию национальной героиней. Здоровье было подорвано. Но она ведь не из тех, кто сдаётся... Ещё до болезни она успела основать школу медсестёр в госпитале Сент-Томас. Отбор был строжайший...Сёстры этой школы очень ценились в Европе и Америке. Это была победа Флоренс, победа избранного пути.
 И этот путь продолжался, несмотря на то что болезнь приковала женщину к инвалидной коляске. Именно в это время она написала книгу "Заметки о госпиталях", распроданную вмиг. Изложенные в "Заметках..." рекомендации использовал Анри Дюнан при создании Международного общества Красного Креста в 1864 году в Женеве. 
Затем последовала книга для врачей "Записки о госпитальном уходе: каким он есть и каким не должен быть". А в 1872 году стала Главным экспертом комиссии по санитарному состоянию английских лазаретов и госпиталей...
Слыханно ли! Такой пост, да при её пошатнувшемся здоровье... Но она была деятельна и неутомима, как всегда. Как в дни ушедшей молодости, когда мечты казались неосуществимыми...
Но исполнились же! Она добилась всего, чего хотела...Первая медсестра, основоположница современной системы ухода за больными. Первая женщина, получившая из рук британского короля Георга V орден "За заслуги перед Отечеством". Уникальная женщина 19 века - века, ограничивающего женщину в выборе. Но только не Флоренс Найтингейл, ставшей символом международного милосердия.
Умерла она в 1910 году, пережив всех своих родных. 
12 мая - день рождения Флоренс - стал днём всех медицинских сестёр планеты... Знают ли об этой удивительной женщине современные медицинские сёстры...