Коварная шева

Ольга Волгина Волга
Шева – так коми-пермяки называют то, что мы с вами именуем запросто икоткой. Начать с того, что шевой у коми-пермяков страдают практически всегда женщины. Во-вторых, вместе с этим новообразованием в грудине, которое, у автора этих строк почему-то устойчиво ассоциируется с жабой, женщина обретает способность пророчествовать.


Насаждение икоты

- Анна Александровна живет в обычном деревянном доме в селе Большая Серва. Скромная обстановка, обычная старушка в цветном платочке. Как оказалось, икота досталась ей от одной старушки, которой она с мужем лет в сорок помогла довезти дрова из леса. В благодарность хозяйка напоила их пивом. Мужу-то ничего, а вот Анна Александровна начала икать, но икала не постоянно, а как бы приступами. А затем шева и вовсе заговорила. Лежит как-то Анна Александровна на печке, думает: где ж муж-то мой. А икотка возьми да и ответь: муж, твой, старая на дворе дрова колет. Вышла, посмотрела и правда колет. С тех пор Анна Александровна вынуждена была присвоить шеве имя, назвала ее Елизавета Ивановна.

Прозорливая скромница

Дальше - больше. Просыпается Анна Александровна как-то утром, а шева Елизавета Ивановна ей и заявляет: сестра твоя деньги потеряла. Сестра Анны Александровны к тому времени переселилась в дом престарелых в Кудымкар: стара стала, забываться начала. Собирайся, - говорит икотка, - в город поедем. Анна Александровна возражать не стала. В городе походила по делам, а икота ей дальше командует: иди к сестре, она деньги нашла, стол накрыла, ждет тебя.

И правда, пришла: а та довольная: деньги, говорит, теряла, но теперь все в порядке. Садись - угощать буду.

В целом шева Елизавета Ивановна спокойная. Ругается правда, иногда, но не зло, и очень скромная. Разговаривает с хозяйкой только дома – на людях стесняется.


полузаброшенные деревни коми-пермяков вокруг Кудымкара хранят много тайн

Пусть говорят…

Люди всегда хотели знать свое будущее, чтобы была возможность влиять на него, или хотя бы попытаться избежать возможных грядущих неприятностей. Поэтому, едва стали известные способности Анны Александровны, как к ней потянулись посетители. А после одного случая так и вовсе началось «поломничество».

Пришел как-то к ней мужчина с фотографией: брат пропал. Не успел показать фото, шева как завопит: убили твоего брата, да схоронили, одна нога только из земли и торчит! И даже место описала, где дело было. Поехали туда с милицией – все точно (фото публиковали в местных газетах).

Вскоре после этого, Анну Александровну пригласили в Москву, на передачу к Малахову. Зря согласилась. Едва покинув родную обстановку шева Елизавета Ивановна перестала разговаривать. Не помогло ни галантное обхождение, ни московский комфорт. От волнения шева не то, что предсказывать – звуки подавать перестала. А Анна Александровна, в свою очередь, даже процесс съемок запомнила плохо – все единым пятном прошло перед глазами. Одно утешение: Малахов сказал, что бабушке поверил, ну а люди… пусть говорят.


Между предсказаниями, - икотница Серафима Самсоновна

Странный голос

После возвращения из Москвы, икота или шева Елизавета Ивановна, как и положено звезде, стала капризничать. Однажды Анна Александровна хватилась - пропали деньги, врученные за участие в передаче. Все перерыла – нигде нет. А Елизавета Ивановна помалкивает, хотя не может не знать, что ой как бы они пригодились Анне Александровне, ведь за свои предсказания, она денег не берет: кто еду принесет, кто еще чего подарит... Ну Анна Александровна и махнула рукой: наверное не надо вообще было брать эти деньги в Москве.

Кстати. Недавно уже других кудымкарских икотниц показывали по телевизору. Одна сразу отказалась говорить, другая изрекла своим странным голосом, что все у нас будет хорошо. Недавно автор этих строк побывала на землях некогда принадлежавших так же коми-пермякам – в Чердынском районе. Там тоже живет несколько икотниц. И вот что удивительно: люди, которые к ним обращались, а затем видели кудымкарских икотниц по телевизору, божились, что голос у всех у них был одинаковый. Не похожий, ни на мужской, ни на женский, ни на чей.


Говорит наука

По мнению председателя общества Православных педагогов, кандидата исторических наук, Германа Ивановича Мальцева, который более 12 лет своей жизни посвятил исследованиям болезней, традиций и образа жизни коми-пермяков, написал об этом пять книг и множество научных трудов, феномен икоты (шевы), можно рассматривать как нервно-психическое заболевание.

Болезнь начинается с болей в груди, затем идут приступы в области груди, а далее могут случаться припадки с потерей памяти у больной или больного (иногда все же шева встречается и у мужчин). Затем, пораженный шевой человек начинает чувствовать, что у него в горле образуется комок, опять-таки с сопровождением очень сильной боли. У больного в это время меняется голос и происходит как бы помутнение рассудка. Коми-пермяки считают, что это «говорит» шева у больной или больного.


Герман Мальцев
Она все же пророчествует!

- Интересно, что период приступов, так называемый злой дух «икота» может часто и удачно пророчествовать по поводу какого-нибудь события, здоровья человека или даже дальнейшей судьбы людей (что недавно было продемонстрировано по телевидению). Существует поверье, что этих злых духов выращивают особые коми-пермяцкие колдуньи-икотницы из пауков, мух, лягушек и высушенных ящериц, - продолжает Герман Мальцев, - они держат все это в подполье в особенной глиняной корчаге, кормят пресным квасом и брагой. Икота раздается двумя способами: через питье (квас, пиво) или посылается по ветру для определенного человека. Успех обеспечивался в том случае, если человек, которому предназначалась икота, любил вслух ругаться или жил не с добрыми намерениями. А если человек добрый, у него есть вера, определенная защита: духовная или биоэнергетическая, вселить в него шеву невозможно.

Любительница выпить

Для того, чтобы избавиться от икоты, существовали разные способы. Больного пытались отравить сулемой, поили щелочной водой, овечьим пометом, отпаивали из медного колокольчика. Порой коми-пермяцкие знахарки добивались успеха. Порой их действия были тщетными. Во время полевых исследований Герман Иванович решил поговорить с одной из икотниц. Он спросил ее, как она заполучила икоту. Та ответила, что, якобы, видела, как икота сидит на заборе. Женщина вместо того, чтобы сказать: «Господи, благослови!», возьми да и скажи нехорошее. Икота тут же быстренько и залезла к ней. Другая собеседница, тетя Таня, посетовала, что ее икота любит выпить, поэтому она, чтобы болезнь не одолевала, старалась не пить.

— Бывало, пригублю, — говорит она, - после этого ничего не помню и не вижу.

Был Герман Иванович и свидетелем того, как эта тихая и незаметная женщина, приняв стопочку, могла одним махом оконную раму вынести, а однажды выбросила в реку несколько человек.

Икота была и у бабушки Германа Ивановича по материнской линии. Она пророчествовала только на недалекое будущее. Отец Германа Мальцева был водителем. Когда он надолго отлучался, родные, беспокоясь о его здоровье, спрашивали у икоты, где он. Икота успокаивала, говоря: «Воктас, воктас» — приедет, и отмалчивалась, если случалось что-то нехорошее.

Загробный мир неясен

«Что происходит с икотой после смерти человека, исследователи этого заболевания сказать пока не могут. Известно одно, что все люди, в кого вселялся этот недуг, со временем сохли, чахли и, в конце концов, умирали. Есть версия, что икота покидает человека перед смертью, чтобы найти и вселиться в новую жертву. После того, как человек поговорит не своим голосом, то чувствует в себе опустошение и упадок сил. Чаще всего такие «разговоры» происходят на людях, при большом скоплении народа. Люди и в наш просвещенный век верят, что устами икотницы звучит предсказание о будущем» -

Из книги Мальцева Г.И. «Народная медицина коми-пермяков конца XIX н. XX веков» (историко-этнографический аспект).