Качества участника и наставника

Наталия Май
               

 Люди по-разному реагируют на то или иное выступление исполнителя, когда смотрят вокальные проекты, которых на нашем телевидении много. Кто-то, услышав две ноты, уже чуть ли не делает однозначные выводы об этом участнике, кто-то присматривается-прислушивается к нему дольше… Вот я не люблю торопиться с выводами. И, как правило, про ту или иную проблему или итоги конкурса пишу тогда, когда все закончилось, и страсти улеглись. И даже при моей отнюдь не скоропалительной реакции случалось так, что я иных исполнителей недооценивала – и отдавала им должное потом, когда видела и слышала в другом проекте (как ту же Мариам Мерабову – поняв потом, что ей просто давали неподходящие песни).

Поэтому я и участвовать в обсуждении на форумах перестала – мне кажется, люди слишком торопятся вешать ярлыки.  Причем не только на участников и наставников, но и друг на друга. А тогда – какое удовольствие от просмотра, если все превратить в базар и выяснение отношений?..

Я не следила за карьерой Полины Гагариной с первых ее шагов на телевидении и не видела ту «Фабрику звезд», в которой она появилась впервые. Для меня она «началась» с дуэта с Ириной Дубцовой, когда они спели песню «Кому? Зачем?» Полина мне в этом дуэте понравилась (не в клипе, который я считаю неудачным, а в исполнении, которое было снято как концертное). Потом я читала ее интервью, из которого узнала, когда, как и чему она обучалась. Знать и уметь она должна многое – получив и музыкантские и актерские навыки.

И, глядя на ее пару с Александром Жулиным, в проекте «Две звезды», я поверила, что кто-кто, а она-то честно свой диплом заработала, посещая занятия, сдавая зачеты и экзамены. Ей это на самом деле много дало. И для эстрадного артиста крайне полезно научиться профессионально двигаться, научиться по-актерски разыгрывать смысл песни и раскрывать его (только не перебарщивая), развить свою мимику и многое другое. Она, как мне кажется, хорошо обучаема и умеет владеть собой, перестраиваться и регулировать звук. Кстати говоря, романс «Я словно бабочка к огню…» в ее исполнении мне понравился больше, нежели в чьем-либо другом. Тихо она звучит ничуть не менее убедительно, нежели громко. «Орущая Гагарина», вокальный танк - это стереотип. Думаю, что ей повезло с партнером – человеком не профессиональным, но музыкальным от природы, деликатным, тонким. Это был удачный эксперимент, и они заслужили второе место.

Вообще, если говорить начистоту, тот проект изначально поставил пары в неравные условия, это было нечестно – у кого-то в паре профессионально поющий только один, а у кого-то их двое. И если уж отбирать для участия, то таких, как Жулин, - не музыкантов по профессии, но музыке не чуждых, даже умеющих подыграть себе на гитаре. И, если судить по этим критериям, то Жулин с Гагариной были лучше всех, причем не нарушая условий проекта (один профессионально поет, другой – нет). 

Когда она появилась в «Голосе» в качестве наставницы, то я поняла, что ее поведение можно объяснить неуверенностью – как себя вести. Для нее это была совершенно новая ситуация. Никаким преподаванием человек не занимался, а здесь нужно уметь не самому слушаться некого мэтра, а уметь увидеть и раскрыть возможности других людей (причем руководствуясь не всегда своими вкусами, а подбирая то, что подойдет конкретному участнику). К примеру, не поклонник я цыганской музыки, но вижу, что кому-то этот стиль идеально подходит, тогда сделаю выбор в пользу такого произведения. И тому подобное. Их задача – интересный, оригинальный, свежий номер.

Сначала Полина, как мне показалось, восторгалась чуть ли не всеми подряд, зазывая в команду, потом ее пыл уменьшился. Но в принципе мне не кажется, что наставничество – это не ее. Хотя изначально она была очень ко всем участникам расположена. Но, возможно, количество негатива в интернете могло повлиять на нее.

Качества для участника проекта у нее самые те – умение быть разной, перевоплощаться, меняться, корректировать… А качества наставника – умение преподнести в выигрышном свете других людей. Для этого надо обладать определенной проницательностью и находчивостью.

Не все являются поклонниками Сергея Шнурова, Дианы Арбениной или Светланы Лободы, но, как мне показалось, они очень неплохие психологи. Чувствуют, что сказать, как преподнести участника… Они обладают качествами наставника. Хотя их могут не считать выдающимися вокалистами. Но вокальные способности своих подопечных они прорекламируют и выставят в нужном свете. Диану Арбенину я видела один раз в «Факторе «А», но запомнила на долгие годы – она говорила так, как будто видела всех насквозь, при этом очень хорошо формулировала свои мысли и ощущения. Чувствовалось: человек на своем месте. Может быть, в большей мере, нежели это было раньше (на месте исполнительницы, участницы того или иного проекта). 

Можно даже  сделать параллель со спортом: Этери Тутберидзе не достигла успеха сама как участница соревнований, но стала выдающимся тренером, а многие чемпионы не воспитали достойных учеников.

Конечно, хорошо бы в идеале иметь кандидатуру, у которой сочетаются собственные творческие навыки и качества наставника. Но, когда нет идеала, и надо делать выбор, я бы выбирала в пользу таких, как Диана.