Теория механизма субъективности

Елена Заутренникова
В сознании каждого индивида присутствует своеобразный механизм субъективности, придающий картине мира отблески индивидуального восприятия и мерцание определённой системы мировоззрения. В зависимости от способностей индивида, его личностных особенностей, его генетической структуры и набора вкусов и предпочтений (формирующихся на протяжении всей жизни) в сознании возникает субъективный механизм, влияющий на мировосприятие. Объективная реальность при этом (чистое бытие как оно есть само по себе) трансформируется в сознании индивида под воздействием познания и так называемой образованности. Допустим, человек много читает, посещает театры, слушает музыку и развивается в культурном плане - его мировоззрение будет отличаться от мировоззрения человека, досуг которого не столь интеллектуален. При этом фокус ценностей и идеалов у этих людей так же будет различаться. Например, если два индивида с различным образом мыслей и различными предпочтениями одновременно подойдут и посмотрят на шедевр архитектуры, их настроения и впечатления будут различными вследствие различных точек зрения на ценности и идеалы. Прекрасное, воплощённое в шедевре архитектуры, по своей сути является объективно прекрасным, так как восхищаться этим шедевром архитектуры могут многие люди, но насколько подлинным будет это восхищение? Действительно ли любой человек, созерцающий шедевр архитектуры, получает одинаковое количество эстетического удовольствия или степень восхищения всё-таки зависит от механизма субъективности?

Механизм субъективности может работать в обычном режиме и в усиленном режиме (повышенной интенсивности). У творческих людей и людей с психическими отклонениями механизм субъективности работает в усиленном режиме. Даже незначительное событие или явление природы может впечатлить людей такого типа настолько, что они будут долго и усиленно прокручивать свои впечатления. Понять суть и ощутить действие синдрома Стендаля способен далеко не каждый человек - это является прерогативой людей сильно впечатлительных и чувствительных, что в свою очередь объясняется интенсивной работой механизма субъективности. Выражение "богатый внутренний мир", кстати говоря, тоже имеет отношение к действию механизма субъективности. Если два индивида, механизмы субъективности которых работают неодинаково (в обычном и усиленном режиме соответственно), будут любоваться пейзажем, эффект от такого созерцания будет различным. Чем интенсивнее работает механизм субъективности, тем сильнее впечатление от восприятия действительности.

Рассмотрим корреляцию бытия и мышления. Бытие само по себе суть чистое бытие, но именно мышление создаёт множество картин мира, то есть различных интерпретаций бытия. Согласно Шопенгауэру, мир нам представляется, и по причине наличия механизма субъективности этих представлений может быть множество, так как идентичных картин мира попросту не существует. Учитывая всё вышесказанное, познание объективной реальности возможно только в тех случаях, когда механизм субъективности полностью отключен, то есть находится в нерабочем режиме (сознание при этом становится объективным).