Полифонический Майкл Джексон

Александр Шувалов
Термин «полифония» (многоголосие) до последнего времени считался исключительно музыкальным. Но сейчас его активно применяют психиатры, подразумевая под ним «характерологическую мозаику», когда в человеке «одновременно звучат» несколько разных личностных радикалов.
Ярким примером такой «полифонической личности», на мой взгляд, являлся американский эстрадный певец Майкл Джексон (1958 – 2009), обладавший уникальной пластикой движений. Его «лунная походка» приводила в экстаз сотни тысяч зрителей!

Возникновение славы далеко не всегда напрямую зависит от творческих достижений гения. Немалое место в этом феномене занимают и психические нарушения творца, и скандальность его биографии, и даже трагическая смерть. Подчеркнём и нечастый факт музыкальной «семейной одарённости» Джексонов: его родители и братья были незаурядными певцами, а младшая сестра – Джанет Джексон - до сих пор продолжает успешную гастрольную деятельность.

Детство Майкла нельзя было назвать нормальным. Его дом «разрывался от музыки», которая объединяла Джексонов как семью, но удаляла от остального мир. Соседи считали их странными людьми, а дети швыряли камнями в окна во время репетиций, и кричали, что у них «ничего не выйдет». Так что Майклу вместо игр и развлечений приходилось работать. На плечах пятилетнего мальчика с чудесным голосом лежал тяжкий груз ответственности за успешные выступления (и материальное благополучие!) всей семьи.

Взрывчатый и чувствительный характер маленького певца сформировался уже в эти годы. Он один из всей «Пятёрки Джексонов» не терпел, когда его воспитывали. Каждый раз, когда отец его ударял, Майкл кричал так, будто его убивают. Следствием такого обращения явилось развитие ненависти сына к отцу и сформировался так называемый «Эдипов комплекс», сыгравший столь печальную роль в жизни Майкла. Он писал: «Я швырял в отца ботинки или просто сжимал кулаки и набрасывался на него. Вот почему мне доставалось больше, чем всем братьям, вместе взятым».

Майкл таким и вырос: с одной стороны, совсем взрослым (в 16 лет он уже обнаружил способности будущего бизнесмена), с другой – поразительно незрелым. Понимая, что стал незаменимой частью группы, он вёл себя как капризный ребёнок. Но была ещё одна проблема, которая осложняла отношения сына с отцом: Майкл не понимал отказа отца от религии. Воспитанный матерью в традициях Свидетелей Иеговы он не мог уяснить, почему отец не хотел быть спасённым так же, как остальные члены семьи?

С годами внешность Майкла Джексона, как и его личность, заметно изменилась. Его кожа стала светлее, изменились черты лица. Если напомнить, что братья в молодости обзывали его «Большой Нос», то подобные «клички» вполне могли подвигнуть его на пластические операции. На сцене Майкл мог перевоплотиться в любой образ из своих снов: сексуальный, раскрепощённый, уверенный в себе герой, полностью владеющий собой и зрителями. Но за кулисами всё оставалось по-прежнему. Будучи не в силах справиться со всё возрастающей отчуждённостью, Джексон перенёс мучившую его тревогу на свою внешность. Весной 1979 г. он сделал первую пластическую операцию, и был очень доволен, что перестал походить на отца. Вероятно, певцу было сделано шесть пластических операций. Высказывались предположения, что Майкл приобрёл даже зависимость от пластических операций. «Это может быть так же, как, например, зависимость от алкоголя, наркотиков или еды», - считал профессор психиатрии Альфред Кудли. Другой психиатр дал весьма своеобразное объяснение пластическим операциям Майкла и тому факту, что он стал выглядеть в последние годы столь женоподобно: «Его поведение основано на том, что он не хотел выглядеть взрослым мужчиной, предпочитая оставаться ребёнком».

Один из психологов утверждал, что сделать ямку на подбородке Майкла подтолкнул его нарциссизм. «Его всё больше и больше очаровывала собственная внешность, - говорит доктор Раймонд Джонсон. – И он всё ещё стремится достичь идеальных пропорций лица». Вдобавок ко всему 27-летний Майкл сидел на строгой вегетарианской диете и сильно похудел. Его диета состояла из ошпаренных овощей, несолёных орехов, свежих и сушёных фруктов. Ел он раз в день, и всё больше походил на восковую куклу. Многие из его знакомых считали, что он находился «на грани безумия, так же, как Элвис Пресли в свои последние годы».

Музыкальный критик «Los Angeles Times» описывал свою встречу с 23-летним Джексоном как мучительную и назвал певца одним из самых ранимых, одиноких и потерянных людей.  Майкл Джексон, всемирно известная суперзвезда, вечерами бродящий по окрестностям своего квартала в поисках собеседника, - картина потрясающая воображение. Никто и представить себе не мог глубину его одиночества. Такая модель поведения характерна для шизофреников.

 Эпатажность и необычность образа певца возрастали со взлётом его популярности. Безудержная страсть к роскоши, экстравагантные траты вызывали много пересудов. Король музыки «был соткан из клубка противоречий… Майкл не только не взрослел, но, казалось, впадал в детство, играя в детские игры, покупая игрушки, уходя в мир своих фантазий». В квартире он держал 8-метрового удава, которым любил пугать гостей. Позже в углу спальни появилась детская кроватка, в которой спал «Баблс» - шимпанзе Майкла.

Несмотря на славу и огромное богатство, дважды в неделю Майкл продолжал ходить по домам с проповедями от «Cвидетелей Иеговы», прикрепив накладную бороду и усы, чтобы его не узнали. Как и полагается иеговисту, он не верил в переливание крови, считал Пасху и Рождество «языческими праздниками» и не отмечал собственный день рождения.

Нельзя обойти проблему «педофилических скандалов» Майкла Джексона, которые логично вытекали из его патологической сексуальности, вернее – асексуальности. Пережив пубертатный период, он стал очень стеснительным. К этому комплексу добавилось сексуальное табу, царившее в семействе Джексонов. Если кто-то из братьев был замечен в компании девушки, отец устраивал грандиозный скандал, который всегда заканчивался рукоприкладством. Были ли у Майкла половые контакты в юности, неизвестно. Сам он заявлял: «Свидания и отношения с девушками у меня складывались совсем не так счастливо, как мне хотелось. Что-то всегда мешало мне. В школе у меня не было подружек».

С малых лет он получал противоречивые сведения о сексе. Согласно заповедям Свидетелей Иеговы, сексуальное желание, как в мыслях, так и на деле – является грехом, и совратители и насильники не попадут в царство Божие. Секс разрешался только в браке. В то же время он был свидетелем сексуальной распущенной повзрослевших братьев, от которых не отставал и отец. Но Майкл упрямо считал секс злом, и ещё в 26 лет оставался девственником. Он вряд ли позволял себе вступать в гомосексуальные отношения, даже если бы и испытывал чувства по отношению к другим мужчинам (в прессе ходили и такие слухи). Он был слишком большим пуританином. Жена Майкла позже призналась, что дети были зачаты от «неизвестного донора». Сомнительно также, является ли Майкл Джексон отцом и своего младшего сына: все трое детей темнокожего от рождения певца были белыми!

Если придерживаться психоаналитической позиции, то сформировавшийся «Эдипов комплекс» не позволил Майклу своевременно «отделиться» от столь любимой им матери и самым неблагоприятным образом повлиял на его личную жизнь.

Отношение к детям у Майкла было крайне своеобразно, и он объяснял его таким образом: «В нашем доме всегда полно детей и им всегда рады. Они заряжают меня энергией, мне нравится просто находиться с ними. Дети на всё смотрят свежим взглядом, у них открытый разум. Вот почему дети – такие творческие натуры».

Но «недолго музыка играла»! В 1993 г. родители 11-летнего Джордана Чендлера, который гостил на ранчо у певца, обвинили Майкла Джексона в растлении их несовершеннолетнего сына. Стресс и переживания привели артиста к нервному срыву и бесконтрольному употреблению успокоительных средств. Пресс-атташе Джексона рассказал репортёрам, что Майкл находился в ужасном состоянии и «едва ли способен адекватно действовать на интеллектуальном уровне». Джексон, желая избавиться от усиливающейся зависимости от медикаментов, начал лечение в клинике. Певец прервал свои гастроли и нанёс непоправимый урон своей репутации. Дабы не усугублять его состояние, адвокаты предложили решить дело вне зала суда и выплатили «пострадавшей стороне» сумму в 22 млн. долларов. После смерти Майкла Джексона, Джордан Чендлер, которому уже  исполнилось 27 лет, признался, что обвинение были сфабриковано, никаких домогательств со стороны музыканта на самом деле не было. А отец Чендлера, придумавший эту жестокую аферу, вскоре застрелился.

Своего отношения к детям Майкл Джексон не изменил и после этой трагедии. Во время очередного интервью он с простодушной наивностью поведал, что по-прежнему делит свою постель с детьми, которые проводят ночи в его доме. При этом иногда он уступает гостям свою кровать и спит на полу. В частности, он регулярно спал в постели с больным раком 12-летним мальчиком, который в результате этого «выздоровел без лекарств».

Второй скандальный процесс над Джексоном длился почти пять месяцев. В конечном итоге, в июне 2005 г. певец был признан невиновным по всем пунктам предъявленных ему обвинений в совращении подростка. Но суд сильно подкосил Майкла: его близкие говорили, что он страшно подавлен, ни с кем не разговаривает и общается только с детьми. Джексон окончательно превратился в затворника, отгородившись от внешнего мира и от семьи. В ноябре 2005 г. в газетах появилась информация о том, что семейство Джексона намерено отправить его на курс реабилитации от наркозависимости в связи с «передозировкой кокаина». 

Несколько слов об особенностях творчества Майкла Джексона. Он не знал нотной грамоты, и сочинённую песню записывает на пленку. Затем другие музыканты переносили её на бумагу. «Когда я на сцене, я совсем другой человек, - признался он. – Мне кажется, сцена для меня – это что-то вроде наркотика. Когда я долго не могу выступать, у меня начинается депрессия, я начинаю сходить с ума. Я часто плачу или веду себя очень странно… Однажды во время подготовки к концерту я потерял сознание. Это потому, что когда я готовлюсь к туру, у меня начинается обезвоживание, я не ем, не пью, не сплю. При подготовке шоу я выкладываюсь полностью. Я это делаю не специально, просто перестаю думать об этих вещах. Я так завожусь, что не могу об этом даже думать».

Продюсер Майкла подтверждает: «Он работал по 48, по 72 часа без перерыва… Он был перфекционистом и требовал совершенства от всех, с кем работал». Майкл был невероятно творческим человеком – он писал песни и книги, пел, записывал музыку, играл в кино, выступал на сцене, сам строил бизнес-планы и занимался рекламой.

Можно предположить, что динамика развития личностного своеобразия Джексона протекала таким образом: дисгармония воспитания в детстве привела к патохарактерологическому развитию, в итоге которой сформировалась «полифоническая личность». У него можно обнаружить черты, встречающиеся при самых различных, иной раз плохо совместимых личностных расстройствах: психастенические, эпилептоидные, истерические, ананкастные и  шизоидные. Другими словами, он полностью соответствует диагностическим критериям «Смешанного расстройства личности» (мозаичной полиморфной психопатии). 

Песни и мелодии Майкла Джексона изменили поп-музыку, стиль танцев и даже моду на одежду. Ни один исполнитель в истории не завоевал столько наград, сколько Майкл Джексон. С лёгкой руки актрисы Элизабет Тейлор его прозвали «королём поп-музыки», и он был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее успешный артист «всех времён».

***

Опубликовано в журнале «Наша психология» №3, 2011 г.