Кинематограф в годы Второй мировой войны

Александр Щербаков 5
Я не помню, когда впервые увидел фильм «Кутузов» о войне 1812 года. Но когда не так давно посмотрел его снова на Ютубе, удивился, увидев дату, когда фильм снят, и его увидели советские зрители.  Это был 1943 год, в самый  разгар сражений с немцами, когда наша армия ценой больших усилий победила в Сталинградской  битве, отстояла Кавказ.  А до этого была победа под Москвой, где хваленный вермахт впервые получил достойный отпор и вынужден был отступить,  как французская армия в 1812 году.

После этого я заинтересовался, какие же еще фильмы вышли на экраны кинотеатров в военные годы. И этот список оказался удивительно длинным. Так родилась мысль поделиться найденными материалами со своими читателями.

Идеологическая сила кино прекрасно осознавалась и советской властью, и самими кинематографистами, которые понимали, что народ необходимо не только информировать о том, что происходит на фронте, но и вдохновлять на победу. Период комедий 1930-х годов напоминал о себе разве что полюбившимися киногероями, которые обращались к зрителям с экранов. Проблематика и эстетика военных картин существенно изменилась по сравнению с мирным временем. Однако многие историки признают, что кинематограф военных лет был одним из самых свободных за всю историю советского кино.

Он подарил стране и миру такие шедевры, как "Радуга" Марка Донского, "Разгром немецких войск под Москвой" Леонида Варламова и Ильи Копалина, "В 6 часов вечера после войны" Ивана Пырьева, "Жди меня" Александра Столпера, "Два бойца" Леонида Лукова, "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна и множество других фильмов, вошедших в историю отечественного и зарубежного кинематографа. Работа над всеми этими картинами велась в тяжелейших условиях, новым домом почти для всех знаковых кинематографистов того времени стала Центральная объединенная киностудия художественных фильмов в Алма-Ате, с которой и связана большая часть истории военного кинематографа.

Как только началась война, на фронт сразу же отправились кинооператоры, благодаря которым народ и того времени, и последующие поколения, могли иметь достоверные сведения о ходе боевых действий. Как пишет в своей книге "История отечественного кино XX века" известный киновед Нея Зоркая, в войне участвовало 250 кинооператоров, каждый пятый из которых погиб.

"Отряд боевой кинохроники был самым ответственным. Документальная студия сразу же включилась в войну: было много фронтовых групп, фронтовых операторов, которые снимали на передовой. Многие погибли в этих съемках. И то, что мы видим подлинную хронику войны, это куплено кровью, ценой многих жизней", - рассказывает историк кино Наум Клейман. Он отмечает, что кроме непосредственно тех, кто снимал на фронте, активно работали документальные бригады и в Москве.

"На площади Киевского вокзала была студия "Союзкинохроника", где велось круглосуточное дежурство. Люди получали с фронта пленку, немедленно проявляли, немедленно монтировали. Это все сдавалось, естественно, наверх, где материал проверяли. Все понимали, что это воюет кинематограф и таким образом, то есть поднимает дух людей. Они давали картину сражений, причем, как правило, в первые годы войны это были очень трагические съемки", - подчеркивает Клейман.

Одним из самых ярких документальных свидетельств той эпохи стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" Ильи Копалина и Леонида Варламова, произведенный на Центральной студии кинохроники на основе съемок 15 фронтовых операторов. Как вспоминал Копалин, фильм монтировали днем и ночью, "в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах".

"В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучание. Наступила самая ответственная волнующая запись: "Пятая симфония" Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожженные города, виселицы, трупы, и на всем пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замерзшими руками", - писал в своих воспоминаниях режиссер.

Картина вышла на экраны в 1942 году и была удостоена Сталинской премии.

"Это была важная работа, потому что в ней был показан и подвиг, и страдания народа. Там показывали не только боевые действия, но и страдания людей – и оккупация, и казни партизанские - это все на самом деле было впервые показано именно в этой картине", - рассказывает Клейман.

Фильм "Разгром немецких войск под Москвой" вышел и в американский прокат под названием "Москва наносит ответный удар". В нем зрители впервые увидели страшные события войны и бесчеловечность фашистов. Картина Копалина и Варламова настолько потрясла американских зрителей и кинематографистов, что в 1943 году была удостоена премии "Оскар" за лучший документальный фильм. Это была первая награда Американской киноакадемии в истории российского кинематографа.

В том же 1942 году на экраны кинотеатров вышли еще два фильма, имевших большой успех. Правда, в них шла речь о героях Гражданской войны, так как о героев войны текущей еще мало знали. Это фильмы «Котовский» и «Александр Пархоменко», где было много батальных сцен.   В них участвовали бойцы Красной Армии, и это было удивительно. Ведь они нужны были на фронте, немцы рвались к Сталинграду и бакинской нефти, но руководство партии и лично Сталин считали, что показать подвиги бойцов прошлых сражений не менее важно, чем бросать воинские части в пекло боев теперешних.

В игровом кино первыми свидетельствами военного времени стали боевые киносборники – так называемые БКС. Выходили они под девизом "Враг будет разбит, победа будет за нами!" и состояли из нескольких частей. В выпуск входили новости с фронта, очерки, сатирические короткометражки и музыкальные номера. Первый киносборник вышел практически через месяц после начала войны – 2 августа 1941 года. Сценарий для него писали Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, а снимала команда режиссеров во главе с Сергеем Герасимовым. Одним из эпизодов того сборника стала новелла "Встреча с Максимом", где полюбившийся многим в 30-е годы молодой рабочий Максим в исполнении Бориса Чиркова обращался к зрителям с призывом отправиться на фронт.

"Буквально с первых месяцев войны начали снимать БКС – боевые киносборники из короткометражных фильмов, которые немедленно шли на фронт. Причем к их съемкам привлекали любимых героев 30-х годов. Чапаев, который с собой увлекал красноармейцев против фашистов, или Максим. В БКС смонтировали старые кадры из фильма "Юность Максима" с новыми съемками Чиркова, который напутствовал солдат на бой. Это потрясающе работало. Снимали фильмы-концерты. Все популярные актеры для фронта пели и плясали – Русланова, которую все обожали, Уланова, Лемешев. Это все, кстати, было своего рода оружием. Потому что, например, Ария Ленского в исполнении Лемешева людей вдохновляла не меньше, чем "Вставай страна огромная", потому что люди понимали, что они защищают", - говорит Наум Клейман.

Короткометражки для БКС снимал весь цвет кинематографа – от Григория Александрова и Бориса Барнета до Леонида Трауберга и Григория Козинцева.

"В Ленинграде горели Бадаевские продовольственные склады, начались бомбежки, а мы сочиняли и снимали для фронта. Важно было одно: экран, повешенный в землянке на двух шомполах, воткнутых между бревен, должен был воевать" – вспоминал Козинцев.

Критики отмечали, что далеко не все короткометражки удавались с художественной точки зрения, но не оценить их вклад в поднятие боевого духа солдат было невозможно.

Работа над боевыми киносборниками велась и когда кинематографисты были отправлены в эвакуацию – на созданную в Алма-Ате Центральную объединенную киностудию (ЦОКС).

"В ноябре 1941 года был издан приказ, поскольку уже началась блокада, и "Мосфильм", и "Ленфильм" перевезли в Алма-Ату. Под них выделили дворец культуры, гостиницу. И такой домик двухэтажный – несколько лет назад я его видел, он еще стоял, на нем были мемориальные доски, но окон уже не было, он был расселен. Дом этот назывался "лауреатник". Там жили ведущие режиссеры - от Эйзенштейна до братьев Васильевых. Здание, где сейчас находится филармония, превратили в павильон", - рассказывает историк кино, редактор студии "Ленфильм" Александр Поздняков.

Например, Григорий Козинцев в Алма-Ате сделал сатирический короткометражный фильм "Юный фриц" по сценарию Самуила Маршака.
"Козинцев стал всем известен после "Гамлета", а на ЦОКС он сделал картину "Однажды ночью" и фильм "Юный фриц" – такой короткий, сатирический. Оператором был Андрей Москвин, художником – Евгений Еней, композитором – Лев Шварц, Илья Волков – звукооператором. То есть это были лучшие люди, которые работали с Козинцевым над этой короткометражкой. Она была по стихотворению Маршака о воспитании настоящего фашиста – такая сатира сугубая, эксцентрика. В фильме снимались Михаил Жаров, Михаил Астангов, Янина Жеймо, Всеволод Пудовкин, Константин Сорокин - такой блестящий актер. Так что Козинцев, прежде чем свои эпические картины снять на "Ленфильме", он в ЦОКС делал такие короткометражные получасовые фильмы", - подчеркивает Поздняков.

Первым полнометражным фильмом о военных событиях стала лента Ивана Пырьева "Секретарь райкома", снятая в 1942 году и получившая затем Сталинскую премию. Работа на ЦОКС шла без остановки. В тяжелейших условиях эвакуации кинематографисты создавали все новые и новые картины.

"На ЦОКС снимался такой фильм "Она защищает родину" Фридриха Эрмлера. И показанные в нем среднерусские пейзажи снималась в Заилийском Алатау. В главной роли в фильме играет прекрасная актриса Вера Марецкая. Это была настолько трагическая, эпическая картина, что произвела впечатление на зрителей со всего мира", - рассказывает Поздняков.

По воспоминаниям актрисы Веры Марецкой, в последний день съемок картины "Она защищает родину", ей пришла похоронка на мужа – актера Георгия Троицкого, погибшего на фронте.

Среди других картин того времени Поздняков отмечает также ленты "Фронт" братьев Васильевых, "Воздушный извозчик" Герберта Раппапорта и "Актрису" Леонида Трауберга.

"Самая лучшая картина, сделанная "Ленфильмом" на ЦОКС, была, на мой взгляд, "Актриса" Трауберга. Сценарий для нее писали Михаил Вольпин и Николай Эрдман. Там снимались Галина Сергеева, Борис Бабочки. Он – ослепший, раненый майор, она – опереточная актриса, эвакуированная за Урал. Люди просто рыдали. Картина помогала, вдохновляла, спасала людей", - считает Поздняков.

Работа по созданию фильмов шла, впрочем, не только в Алма-Ате. Например, Киевская киностудия была эвакуирована в Ашхабад. Именно там был снят один из шедевров военного времени – фильм "Радуга" Марка Донского, главная героиня которого – Олёна Костюк – становилась партизанкой.

"Замерзшее зимнее украинское село было воссоздано в сорокоградусную жару в туркменской пустыне с помощью искусственного снега, нафталина, стеклянных сосулек, которые специально выдувала местная фабрика", - пишет Нея Зоркая.

Премьера этого фильма состоялась в 24 января 1944 года. Лента получила главный приз ассоциации кинокритиков США.

"В военное время вдруг возникли такие жанры, которые в 30-е годы не очень поощрялись. Например, мелодрама "Жди меня" про любовь, верность. Для бойцов было важно понимать, что их ждут жены в тылу. Была создана песня на стихи Симонова, в фильме сыграла его любимая женщина Валентина Серова. Картина "Жди меня" была необыкновенно популярна. Рядом с ней, конечно, были и картины о страданиях народа: например, "Радуга" – замечательная картина Марка Донского, и фильмы о партизанах, как "Секретарь райкома" Пырьева, и его же "В 6 часов вечера после войны" – "Жди меня" в другом варианте. Все снималось и про фронт, и про тыл одновременно, чтобы люди знали, что они защищают на фронте. И люди в тылу знали, кто их защищает", - рассказывает Наум Клейман.

Нея Зоркая также подчеркивала, что "страдание, боль, разлуки, потери, слезы, голод, страх – все это, изгнанное с экрана в 1930-х, вынуждена была легализовать война".

Клейман также отмечает, что это, "конечно, была идеализированная кинематография, но так и требовалось в тот момент, и было оправдано".
"Наконец на первый план вышел солдат и только в конце войны, когда мы уже стали немцев побеждать, вдруг появились образы полководцев, появился Сталин", - отмечает Клейман.

Центральная киностудия стала местом съемок и для самого амбициозного фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный". Как рассказывает Наум Клейман, Эйзенштейн в начале войны хотел снимать короткометражные фильмы для боевых киносборников и читал лекции о драматургии короткометражного сценария, ориентировал студентов ВГИКа на то, чтобы они использовали в своих военных короткометражках не только современные сюжеты, но и классическую литературу. В частности, режиссеру Михаилу Швейцеру Эйзенштейн советовал снять эпизоды из "Войны и мира", говоря о том, что "Толстой – такой же боец, как наши новые писатели".

"Но в 1942 году пришел приказ Сталина продолжать "Ивана Грозного", которого Эйзенштейн начал еще до войны. Сталин был заинтересован, чтобы фильм вышел, он, конечно, не мог предположить, что Эйзенштейн сделает обвинение самодержавию, а думал, что это будет что-то типа "Александра Невского", - рассказывает киновед.

Он подчеркивает, что фильм, вышедший на экраны в 1938 году и по сути предупреждавший о войне, был снят с проката после подписания пакта Молотова-Риббентропа и не показывался вплоть до 1941 года.

"Но как только прозвучало сообщение о нападении фашистской Германии, первое, что передали по радио, – это песня из "Александра Невского" "Вставайте, люди русские!", по которой потом была написана "Вставай страна огромная". Там почти текстуальное совпадение. То есть "Александр Невский" воевал на фронте все 5 лет, и он все время как бы заочно принимал в ней участие, а Эйзенштейн в это время снимал "Ивана Грозного", - рассказывает Клейман.

Киновед называет фильм "Иван Грозный" самой роскошной картиной Эйзенштейна. При том, что она была сделана в крайне сложных условиях.
"Денег не было, съемочная группа совершенно невероятным образом умудрилась из Дома культуры сделать Кремль, Успенский собор, Царские палаты. Все это было выстроено из фанеры. Группа работала практически по ночам, потому что не было электроэнергии днем – она шла на военные заводы. Ночью, когда немного освобождалась энергия, ее давали на киностудию", - отмечает киновед.

Съемочные павильоны не отапливались, и актеры вынуждены были надевать под костюмы дополнительную одежду.

"Иногда в кадре видно, что из актерских ртов идет пар, потому что холодно было в павильоне, ничего не отапливалось. И актеры под эти боярские одеяния надевали толщинки, чтобы согреться. И только Николай Черкасов невероятным усилием воли в своих царских рубахах снимался без этих утепляющих толщинок. Но у всех было невероятное воодушевление, потому что все понимали, что это часть русской культуры. Они понимали, что фашисты хотят завоевать не только людей, богатство России, но и хотят уничтожить культуру. Эта картина, которая мобилизовала весь запас нашей культуры", - рассказывает Клейман.

Он подчеркивает, что "Эйзенштейн создавал фильм в традициях "Бориса Годунова" и Пушкинского, и Мусоргского", "впервые ввел в нашем кино иконописные традиции и отразил в изобразительном строе фильма". Музыку для "Ивана Грозного" писал Сергей Прокофьев, операторами работали Эдуард Тиссэ и Андрей Москвин.

"Можно сказать, что это фильм гениев. И мы доказали именно во время войны, что можем делать кино не хуже Голливуда. В каком-то смысле можно сказать, что "Иван Грозный" – тоже своего рода военный подвиг", - отмечает киновед.

Подвигом, впрочем, можно считать все созданные в условиях военного времени кинокартины.

"Надо представить, что это было такое, когда актеры, работавшие в театрах, - скажем, питерские актеры из Театра имени Пушкина, который был эвакуирован в Новосибирск, - ехали ночами после спектакля на съемки в Алма-Ату, приезжали на несколько дней, а потом возвращались играть в театр. Напряжение было колоссальное. Но кинопроизводство во время войны не прерывалось ни на месяц. Кино и в тылу было таким же фронтом", - говорит Клейман.

Он рассказывает, что, например, актриса Лидия Смирнова вспоминала, что утром она делала себе "болтанку" (на маленькое количество крупы добавляла большое количество воды), говорила, что это нужно, чтобы не урчал от голода живот, так как "ни единого лишнего звука не должно было быть во время съемок".

Далеко не все кинематографисты соглашались на эвакуацию, но многие понимали, что именно так они и выполняют свой долг перед родиной.

"Для "Ленфильма" – это, конечно, была вынужденная эвакуация, но это позволило всем режиссерам оставаться в строю, их профессионализм развивался. Там были лучшие из лучших. Но не все согласились на эвакуацию. На "Ленфильме" работал режиссер Евгений Червяков – он пошел добровольцем на фронт и погиб в 1942 году. Это был один из самых ярчайших режиссеров нашей студии", - рассказывает Александр Поздняков.

Наум Клейман также отмечает, что многие молодые ребята рвались на фронт.

"Например, у Эйзенштейна было два любимых ученика на курсе, который окончил обучение в 1936 году, и большая надежда у него была на замечательных молодых режиссеров Валентина Кадочникова и Олега Павленко. У Валентина Кадочникова было больное сердце, его мобилизовали на трудфронт, на заготовки саксаула – дерева для отопления, и он погиб на этих разработках, сердце не выдержало. А Олег Павленко ушел в армию и сгорел в танке в 1942 году. Это были два самых близких и дорогих Эйзенштейну ученика, и для него это была ужасная трагедия", - отмечает киновед.

Эвакуация стала спасением для многих советских кинематографистов и, безусловно, основой для дальнейшего развития кинематографа.

"Появилось вдруг после этого казахское кино, туркменское кино, таджикское кино. Это был импульс местным людям заняться кино. Они работали ассистентами, бутафорами, они учились на ходу. Там осталось оборудование во многих случаях, остались некоторые специалисты и появились замечательные фильмы, снятые после войны уже местными кинематографиями", - считает Клейман.

Александр Поздняков также подчеркивает влияние объединенной киностудии на становление казахской кинематографии.

"На ЦОКС, в частности, снимали фильм "Под звуки домр". Одним из режиссеров-постановщиков был ленфильмовский комедиограф Семен Тимошенко. Там разные жанры казахского искусства, мастера казахского театра. Это как потом Рустам Хамдамов снял "Вокальные параллели", там уже пожилые казахские оперные певицы – блестящее кино. Это было такое время, когда эвакуированные люди делились последним и вдохновлялись общением друг с другом", - отмечает Поздняков.

Как это ни удивительно, но во время той долгой, страшной и трудной войны снимали кино. Не потому, что денег было некуда девать, и людей было завались, а потому что это было очень нужно людям. Тем, кто воевал, и тем, кто работал в тылу. Раз кино снимают, значит все будет хорошо, значит «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами».

Снимали фильмы про войну и про любовь, снимали сказки, снимали комедии, рисовали мультфильмы! И делали это очень хорошо, на совесть — это до сих пор великолепное кино, которое смотрится взахлеб.

Вот перечень самых известных фильмов той военной поры.

«Два Бойца»,  премьера состоялась 6 октября 1943 года
«Обыкновенный шедевр военной поры» смотрят и пересматривают до сих пор. Те же, кто еще не смотрел его, будут удивлены тому, сколько фраз из этого фильма мы употребляем практически каждый день, даже не зная откуда они. «Помирать — так с музыкой!», например. А музыка! Великая «Тёмная ночь» и «Шаланды полные кефали» — оттуда.

«Свадьба»,  премьера - 14 июля 1944 года
Комедия, снятая по одноименной пьесе Чехова. Людям очень нужно было смеяться, забывать про войну и ощущать жизнь «как раньше». Прекрасная Раневская — то, что было нужно.

«Сердца четырех», премьера - 5 января 1945 года
Фильм начали снимать еще до начала войны, но закончили и положили на полку. Тогда решили, что стране нужно кино серьезное, героическое и вдохновляющее на подвиги. Но к концу войны, когда силы на героизм находили уже с трудом, о нем вспомнили и выпустили на «широкие» военные экраны. Это был глоток веры, надежды и любви.

«Жди меня», премьера - 1 ноября 1943 года
Говорят, что многие пережили войну и не свихнулись, потому что все время повторяли про себя Симоновскую строчку «Жди меня — и я вернусь…». Она же стала лейтмотивом сценария, который написал Константин Симонов. Это не фильм-агитка, это фильм-надежда. Про пропавшего без вести летчика и ждущую его жену. Про людей, оказавшихся в ситуации полнейшей неизвестности.

«Машенька», премьера - 10 апреля 1942 года
Проникновенная и нежная картина о любви, которая развивается на фронте, в условиях, где практически ничего не зависит от влюбленных. Тихий шедевр.

«Кащей Бессмертный», премьера - 27 мая 1945 года
Сказка вышла на экраны уже после окончания войны. Но снималась во время войны. Самая обычная сказка для самых обычных детей. С великим Милляром в главной роли.  Думали уже о жизни после Победы.

«Великий перелом», премьера - 29 января 1945 года
В фильме о защите города нет реальных операций, контропераций и полководцев. Его снимали в разрушенном Сталинграде, но специально не называли имен и локаций. Город — достаточно ёмко. Лента рассказывает о внутренней кухне советских военных штабов и дает представление о масштабах происходившего. Гран-при «Каннского кинофестиваля» 1946 года.

«Актриса», премьера  - 22 апреля 1943 года
Для победы было важно все: солдаты, оружие, генералы, врачи, медсестры и актеры. Одними речами политиков и планами сражений людей не поднять. Им нужно бороться за что-то прекрасное. А между боями отдыхать, слушать песни, смотреть спектакли и кино.

«Жила-была девочка», премьера - 18 декабря 1944 года
18 января 1944 года было прорвано блокадное кольцо, а через 11 месяцев страна увидела фильм о том, что пережили блокадники. Увидела глазами двух девочек: семилетней Настеньки и пятилетней Катеньки. Это очень страшное и одновременно очень трогательное кино.

«В 6 часов вечера после войны», премьера - 16 ноября 1944 года
Люди расставались и обещали друг другу продолжить жизнь после войны. Например, что они встретятся на мосту в шесть часов вечера и все будет как раньше. И жить этим долгие пять лет. Фильм вышел на экраны до победы, но во многом её предсказал. Весеннюю Москву и салют над Кремлем, как минимум.

«Парень из нашего города», премьера - 31 августа 1942 года
Война для многих началась не 22 июня 1941-го. И даже до начала Второй мировой. Военные училища, внутренние военные конфликты других стран. Люди были затянуты в этот водоворот событий и подходили к началу Великой отечественной уже с большим военным багажом. И это были самые простые люди, из наших городов и наших дворов. «Парень из нашего города» — собирательный образ соотечественника тех времен.

«Радуга», премьера  - 24 января 1944 года
Экранизация повести Ванды Василевской — шедевр. Снимали в Ашхабаде, вместо снега использовали соль, но в фильме всё неподдельно. Это страшная история про украинскую партизанку Олёну Костюк, которую враг не сломил самыми жестокими пытками.

Когда я читаю эти свидетельства о наших режиссерах, сценаристах, кинооператорах, других работниках киностудий военного времени, понимаю,  как верно изречение, что в той войне победил весь советский народ. И те, кто воевал на передовой, кто обеспечивал тылы наших армий, кто стоял у станков, кто растил на полях хлеб, и те, кто все это запечатлел на кинопленках, и это стало свидетельством подвига всего народа.

Я не собирался писать о том, как снимали свои агитки немцы, как снимали и оперетты,  другие кинофильмы, чтобы отвлечь свою публику от нависшей во второй половине войны опасностью неминуемой капитуляции. Не хочу писать и думать об этом. Но не упомянуть об одном кинофильме, вышедшем на экраны США в 1944 году,  не могу.  Это был художественный фильм о так называемом рейде Дулиттла– знаменитом эпизоде Второй мировой войны. 16 средних бомбардировщиков наземного базирования B-25 «Митчелл» под командованием подполковника Джеймса Дулиттла, взлетев с американского авианосца «Хорнет» 18 апреля 1942 года, впервые атаковали территорию Японии. Налёт имел малое военное, но большое политическое значение – он был символическим ответом США на атаку Перл-Харбора.

Налёт можно сравнить с рейдом советской авиации на Берлин в ночь с 7 на 8 августа 1941 года. Ведь 5 сентября 1941 года, докладывая о ходе подготовки к атаке на Перл-Харбор, начальник японского генштаба Хадзиме Сугияма заверил императора, что ответные авиаудары по японской территории для американцев невозможны. По сути, это был первый серьёзный укол не знавшей до этого поражений Японской империи.

По совпадению, после этого рейда США, до этого момента терпевшие ряд поражений, начали череду победных операций.

Уже в 1944 году был снят художественный фильм «Тридцать секунд над Токио», посвященный этому событию. Я не раз видел этот фильм в Интернете, и поразился, как быстро сумели американцы воссоздать всю обстановку того полета на киноэкране. Для этого пришлось реальным летчикам снова взлетать с борта авианосца на бомбардировщиках наземного базирования, что само по себе очень рискованная операция.

Но американцы показали этот подвиг на экране, что было важным для тех, кто продолжал воевать с японцами на Тихом океане, ведь до конца Второй мировой войны было еще много времени, и каждый день воюющие страны несли большие потери.  Но бойцы и командиры шли в бой, вдохновленные и теми кинофильмами, которые видели на отдыхе в тылу, или в госпиталях после ранения, а кто-то их видел еще до призыва в действующую армию.  Так что кинематографисты стояли в одном ряду с победителями во Второй мировой войне.