Размышления о князе Владимире Святославовиче

Александр Жаворонков
       Князь Владимир, получивший народное прозвище «Красно Солнышко», правил Киевской Русью в X–XI веках нашей эры и упоминается в трудах историка Нестора как первый креститель Руси.
       РПЦ под руководством московского священного синода причислила его к лику святых. Однако так ли свят и непогрешим был первый православный правитель на Руси? Личность его неоднозначна и значение его деяний не всегда было в рамках канонической монотеистической православной культуры.

                Факт продвижения и совершенствования языческой веры

       Существуют версии, что пантеон языческих славянских богов, был систематизирован и усовершенствован по приказу молодого князя. Благодаря его трудам и работам, за отдельными языческими богами были закреплены их способности, сферы влияния и разработана чёткая иерархия. Богом торговли стал Велес, а главным богом-громовержцем, на примере древнегреческого Зевса, стал Перун.
       Сложно сказать, что могло послужить мотивацией для представителя династии Рюриковичей, но вполне вероятно, что Владимир действительно хотел дать Руси систему стройного и понятного устройства высших небесных сфер.

                Выбор веры для Древней Руси

       Широко распространена легенда о том, как молодой князь посещал разные страны и изучал религиозные учения различных народов, чтобы понять, какое вероисповедование наиболее подходит для менталитета русского человека. Якобы, длительное время пребывая в размышлениях о смысле божественного и мирского, Владимир был посещён Святым Духом, который внёс ему ясность ума и истину от Всевышнего. Это красивая история, но есть один момент, который заставляет усомниться в её правдивости. Она практически полностью повторяет историю, написанную о принятии иудаизма хазарами. Не исключено, что летописец Нестор старался добавить романтизма в описание великого предка сына и внука крестителя, прибегнув к приёму плагиата древних еврейских текстов.
       По мнению некоторых авторов, князь добивался расположения византийской княжны, и принял христианскую веру, чтобы получить доступ к её телу. Хотя, это тоже сомнительная теория.
       По третьей версии, Владимир принял христианство, чтобы заручиться поддержкой Ярополка и его войска, который к тому времени успел принять крещение. Однако это противоречит хронологии событий. Совершённое братоубийство было гораздо раньше принятия христианской веры Владимиром.

       Вместе с развитием общества развивается и его отношение к высшему разуму. Религии становятся сложнее, в них появляется отражение социального строя государства. Во времена разобщенных племён на первом месте была теория многобожия. Но с момента формирования крупных государств с единым центром управления вводится понятие единого Бога-Творца с подчиняющимися ему высшими существами – ангелами. Сейчас уже общество склоняется к теории о едином Боге во всех религиях вкупе, что является явным признаком грядущей глобализации человечества, ведущей к стиранию границ государств и наций в будущем.