Шипы и розы 04

Светлана Енгалычева 2
Капитан Бойл надеялся на свою проницательность. Предполагал, что быстро вычислит шпиона и доложит шефу британской разведки в Европе Уильяму Уикхэму о выполненном поручении Кохуна Гранта. Тем более, что к карте прилагалось письмо, где неизвестный адресат писал Жозефу Фуше — французскому министру тайной полиции. Слог корреспондента, манера письма выдавали в нём человека образованного и культурного. И подпись изысканная, правда неразборчивая. Ричард скопировал письмо и долго пытался её разобрать. Выходило то ли Ренар, то ли Ренуар. Казалось, процедура поиска облегчена. Ведь из послания следовало, что французский шпион проживает в Камберленде, а не в соседнем, к примеру, шотландском графстве Роксбург, или Нортумберленде. Однако всё оказалось куда запутаннее. Лорд Дакр, безусловно, умный человек, он верно обозначил несколько человек, как предполагаемых резидентов. Конечно, французская парочка — брат с сестрой, так они себя называют, самые главные подозреваемые. Для Британии, подобный вариант наиболее предпочтительный. Честь английского офицера не будет запятнана, а имя опорочено. Однако ради истины нельзя отказываться от проверки других подозреваемых. Вот здесь Ричарда поджидал сюрприз. Под подозрение попадали почти все офицеры полка. Исключение составляли лишь некоторые из них — безусые прапорщики и скромный лейтенант Фоксбери.

Зато остальных можно смело подозревать в шпионской деятельности.

Майор Кристофер Вильерс — блондин с ничем не примечательными, но не лишёнными некоторой приятности, чертами лица, щегольскими бачками и самоуверенной физиономией. Уже не так молод, правда ещё не достигший сорока лет. Считает себя неотразимым кавалером, перед которым не может устоять любая женщина. На чём зиждилась эта вера — непонятно. Сэр Кристофер отличался высоким ростом и, на собственный взгляд, — статной фигурой. На самом деле, мундир лишь отчасти скрывал склонность к полноте и его рыхловатое тело. Ричарду майор напоминал хорошо откормленного поросёнка, самонадеянного и трусоватого. В армию майор вступил поздно, купив себе патент. Что подвигло богатого сельского сквайра из Лестиршира, похваляющегося родственными связями с виконтом Грандисоном из Лимерика и Томасом Вильерсом, графом Кларендоном? Банально, две вещи: желание покрасоваться в красном офицерском мундире перед барышнями и почувствовать себя орлом. На роль шпиона он явно не годился, а вот быть его осведомителем, по собственной глупости, вполне вероятно. Неуёмный болтун и хвастун — находка для врага. К тому же - порядочный лгун. Родство с названными господами настолько отдалённое, что они вряд ли подозревают о нём.

Не меньшей самонадеянностью и кичливостью отличается полковник сэр Майкл Кокрейн.

Если Вильерс напоминал поросёнка, то полковник походил на матёрого кабана. Лицо его часто расплывалось в улыбке — язвительной с подчинёнными и почтительной с вышестоящими. Вот только - маленькие, утонувшие в складках век глаза, всегда смотрели злобно. Лицемерная маска напускного добродушия не могла скрыть брезгливо-презрительного отношения ко всем, кроме себя. Есть такая категория людей, которые имеют положение в обществе и состояние, однако желают иметь ещё больше, их аппетит только растёт. Такие типы сильно завидуют тем, кто их превосходит и вымещают злобу на тех, кто находится ниже по положению. Перед отъездом Ричард навёл справки об офицерах полка и их близких. Французский шпион не имеет в Англии корней, если он француз. Англичане — снобы, они восхищаются высшим обществом, гордятся титулованными родственниками. Поэтому Ричард знал, что Майкл Кокрейн — внук полковника сэра Джона Кокрейна, умершего 1707 году, который в свою очередь являлся вторым сыном графа Дандональда. Кузен сэра Майкла, сэр Джон Кокрейн — процветающий подрядчик для британской армии и флота. Другой кузен - Бэзил сделал себе состояние, занимаясь поставками для Королевского флота в Индии. Ещё один кузен — Александр служил во флоте. Кузены Фредерик Огастес и Эндрю занимали высокопоставленные посты в армии. Представители клана Кокрейнов активно играли на бирже. Самыми азартными игроками слыли - сэр Эндрю и его племянник лорд Кокрейн. Два года спустя после описываемых событий «награда найдёт своих героев». В 1814 из Франции высадится в Дувре некий полковник дю Бур. Он сообщит, что Наполеон убит, а Бурбоны вернули себе трон. В результате, стоимость государственных ценных бумаг на Лондонской бирже резко пойдёт вверх. Но уже ко второй половине дня станет известно об обмане.

После расследования выяснится, что главарями преднамеренной акции манипуляции с целью наживы, оказались: лорд Кокрей, его дядя сэр Эндрю Кокрейн и Ричард Бур, финансовый советник лорда Кокрейна. Они наняли капитана де Беранжа, чтобы тот выдал себя за дю Бура и привёз ложную весть. Махинаторы будут приговорены к двенадцати месяцам тюремного заключения, штрафу в размере 1000 фунтов на каждого. Лорда Кокрейна лишат морского ранга.

До этого скандала ещё два года, однако Ричард был уже в курсе нечистоплотной игры представителей клана Кокрейнов. Поэтому, полковник Майкл Кокрейн вполне мог передавать информацию в обмен на французское золото. Ричард представил себе схему: полковник Кокрейн — информатор, его адъютант лейтенант Кроули связующее звено между полковником и французским шпионом. Теперь осталось лишь узнать, кто шпион?

Неужели, маркиз и его сестра?! Французские эмигранты вполне могли пойти на сделку с Бонапартом. Стать шпионами в обмен на возврат земель. А что если напрямую спросить об этом Лауру? От неожиданности она может выдать себя. С маркизом такой номер не пройдёт. Глаза его под тяжёлыми веками непроницаемы, а выражение лица бесстрастно при любых обстоятельства, кроме тех моментов, когда он смотрит на сестру. Сестру?

Отношения с офицерами в новом полку нельзя назвать дружественными. Приняли Ричарда прохладно. Может потому, что он — боевой офицер, вернувшийся в Англию после ранения, а они тыловые вояки.

Полковник Кокрейн, брезгливо поджав губы, поинтересовался, когда Ричард представился ему:

- Граф Бойл ваш родственник?

- Мой старший брат, Роберт.

- Можете приступать к выполнению своих обязанностей, капитан Бойл. С офицерами полка вы уже знакомы?

- Так точно, сэр.

- Я вас больше не задерживаю.

После этого, полковник избегал обращаться к Ричарду, а если и смотрел, то со скрытой неприязнью. Новый капитан ему явно не понравился. Что ж, отношение оказалось взаимным.

Другой подозреваемый - Кроули. Адъютант полковника — лейтенант Дэниэл Кроули — среднего роста, светлый шатен с красивым, но уже потасканным лицом, несмотря на то, что ещё молод. Он нечестно играл, обыгрывая в карты простачка майора Вильерса. Пожалуй только Кроули и Вильерс находились в фаворе у полковника. Остальных офицеров тот едва выносил, а бедного лейтенанта Фоксбери всячески третировал. Дело в том, что Фоксбери не относился к дворянскому сословию. Его отец-бакалейщик купил сыну офицерский патент. Этот лейтенант, выглядевший моложе своих тридцати лет, скромный, непритязательный и молчаливый, вызывал симпатию у Ричарда. Он даже подумывал привлечь его к поиску шпиона. Но чем тот мог помочь?

Если даже от лорда Дакра не было особого толка. Всё из-за того, что барон безуспешно боролся с собственными чувствами к Лауре. И что самое неприятное, Ричард начинал чувствовать, что она ему тоже не безразлична.